пʼятниця, квітня 26, 2013

Неатомные подводные лодки. Часть 2

Неатомные подводные лодки. Часть 2

Обратимся к отечественному опыту. На учениях, проводившихся в июне 2003 года в Балтийском море, ДЭПЛ проекта 877 «поразила» торпедами атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Противолодочные силы, а они были немалые, очень не хотели ударить в грязь лицом, поскольку за учениями с борта крейсера «Маршал Устинов» наблюдали президенты России Владимир Путин и Польши Александр Квасьневский, но сорвать атаку так и не удалось. Когда большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко» выпустил по лодке торпеды и обрушил не нее реактивные бомбы, та уже сделала свое дело.
Приведем более свежий пример. В апреле этого года во время учений Тихоокеанского флота для поиска подводной лодки «противника» пришлось задействовать 10 кораблей, вертолетов и самолетов. Наконец, большой противолодочный корабль «Адмирал Виноградов» обнаружил субмарину и атаковал ее торпедами. Но командир БПК не был уверен в успехе. Вот почему он применил для верности еще и противолодочный ракетный комплекс. И только тогда цель сочли уничтоженной. Но следует учитывать следующие обстоятельства: во-первых, заранее было известно, что ПЛ находилась в районе, где проводились учения, во-вторых, сама акватория, где шел поиск подводного противника, была довольно ограниченной. В реальных боевых условиях все могло сложиться не столь удачно для надводных кораблей. Не снимается с подводных лодок и задача нарушения морских коммуникаций. Как известно, в отношениях между КНР и Тайванем существует постоянная напряженность. В Тайбэе отказываются признавать остров составной частью Китая. Обе стороны время от времени бряцают оружием и грозятся применить силу. Так, недавно министр обороны Тайваня Ли Джу заявил, что для удушения экономики континентального Китая достаточно развернуть в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях до 10 дизель-электрических субмарин, которые заблокируют транспортировку нефти в порты КНР. По подсчетам тайваньских военных, в настоящее время Китай обладает 30-суточным запасом углеводородного топлива и поэтому чрезвычайно зависим от морских перевозок. Однако на сегодняшний день Тайвань не имеет десяти требуемых субмарин. Современных лодок в составе его флота всего две. Это ПЛ типа Hai Lung голландской постройки конца 80-х годов. В начале своего первого президентского срока Джордж Буш обещал Тайбэю поставить 8 НАПЛ. Но до сих пор это обещание не выполнено. Западноевропейские страны, опасаясь испортить отношения с Пекином, не желают строить по американскому заказу подводные лодки для Тайваня. В самих же США строительство НАПЛ давно не ведется и соответствующая промышленная инфраструктура утрачена. Ее еще требуется воссоздавать. Вот почему у американских корпораций родился оригинальный план. Они через администрацию США предложили Тайбэю построить на своих верфях требуемые подлодки за 12,49 млрд долларов, то есть более чем за 1,56 млрд за единицу. Известно, что таких денег стоят атомоходы, но не ДЭПЛ, пусть даже самые продвинутые. Налицо попытка за чужие деньги восстановить отрасль неатомного подводного кораблестроения. Тайваньский парламент раскусил этот ход и пока не дает «добро» на выделение средств, хотя американцы и несколько сбросили цену. Тем временем подводный флот КНР бурно развивается. Помимо закупок субмарин в России, Китай начал строительство неатомных подводных лодок нового поколения, получивших на Западе название Yuan (некоторые зарубежные источники причисляют их к типу 041). Сам факт появления первой такой НАПЛ вызвал немало шума в Вашингтоне летом прошлого года. Весть о новой китайской лодке прежде всего взбудоражила тем, что американская разведка, оказывается, не располагала никакими данными о ее строительстве вплоть до спуска головной Yuan на воду, то есть разведывательное сообщество США в очередной раз сработало не лучшим образом. По мнению американских экспертов, новая китайская субмарина стала «техническим сюрпризом», самым лучшим образом предназначенным «для сокрушения авианосцев». Впрочем, довольно скоро детали «технического сюрприза» прояснились. Китайцы, как известно, - великолепные копиисты. Их новая лодка по архитектуре и, очевидно, по конструкции весьма похожа на российские субмарины. Ничего удивительного в этом нет. Основу подводного флота КНР всегда составляли подводные лодки советского и российского производства. Естественно, при создании Yuan за прототип были взяты российские образцы. Аналитики журнала KANWA Defense Review, специализирующегося на освещении военных проблем в Азиатском регионе, даже присвоили Yuan свое название - Chinese Kilo-Amur. И действительно, эта субмарина обводами корпуса напоминает российские лодки. Однако вооружение и оснащение ПЛ типа 041 - преимущественно китайские, хотя зачастую и лицензионного происхождения. Так, на них установлены дизели 16V396 SE84 фирмы MTU, производство которых налажено в КНР. Однако те же эксперты KANWA Defense Review считают, что наряду со строительством лодок типа Yuan на верфях КНР ВМС Народно-освободительной армии Китая по-прежнему заинтересованы в приобретении российских лодок, поскольку они по своим характеристикам и боевым возможностям превосходят тип 041, да и обходятся дешевле. По прогнозу журнала, в ближайшее десятилетие ВМС КНР будут иметь 30-40 современных НАПЛ, вооруженных крылатыми ракетами российского и китайского производства, предназначенными для ударов по надводным кораблям и береговым целям. Интерес к НАПЛ с каждым годом постоянно растет. Руководство флотов разных стран все отчетливо осознает, что неатомные подводные лодки - универсальное и могущественное средство ведения современной войны на море. Кроме вышеназванных задач, они с успехом могут выполнять противолодочные и диверсионные операции, ставить мины и бороться с ними, вести разведку, быть важным элементом информационной войны и носителями дистанционно управляемых подводных аппаратов, высаживать передовые отряды морской пехоты. Вот почему подводные лодки стали появляться в составе тех флотов, где прежде их не было. Так, субмаринами обзавелись ВМС Сингапура и Малайзии. Присматривается к ним Таиланд. Не говоря уже о том, что сейчас проходит бурный процесс переоснащения субмаринами нового поколения флотов, где они и раньше имелись. Государства - строители и поставщики НАПЛ ожидают бума на заказы новых подводных лодок. «Адмиралтейские верфи», например, в ближайшие годы рассчитывают экспортировать двенадцать подводных лодок типа «Амур». Готовы к выполнению зарубежных контрактов «Севмашпредприятие» в Северодвинске и Амурский судостроительный завод. Фирмы, входящие в концерн ThyssenKrupp Marine Systems, и французская DCN тоже планируют увеличить объем продаж. Эту тенденцию внимательно отслеживают в США. И реакция командования ВМС Соединенных Штатов оказалась достаточно нервозной. Штаб американских ВМС спешно разработал новую концепцию противолодочной обороны. Ею, в частности, предусматривается, что ПЛ противника будут уничтожаться сразу после обнаружения, то есть без должной классификации подводной цели. Это, по мнению творцов концепции, позволит предотвратить наступательные операции противника «там и тогда, когда мы захотим». Однако такая концепция может в случае малейшей ошибки обернуться потерей собственных ПЛ или субмарин союзников. И мало еще «захотеть». Нужно еще знать, где находится это самое «там», и только «тогда» обнаружить и успешно атаковать подводную лодку. Помимо теории, ВМС США занялись и практикой оттачивания ПЛО. С этой целью в прошлом году в Сан-Диего было образовано новое командование противолодочной войны. В нынешнем году командование взяло в лизинг у ВМС Швеции НАПЛ типа Gottland, оснащенную вспомогательной анаэробной установкой Стирлинга. Выбор сделан, очевидно, не случайно. Несколько лет назад однотипная шведская лодка Halland выиграла во время учений в Средиземном море поединок с американской атомной субмариной Houston, что произвело неизгладимое впечатление на американских военных моряков. И вот теперь с помощью Gottland они учатся бороться с новой угрозой. А заодно приобретают опыт эксплуатации НАПЛ, поскольку в США все громче звучат голоса в пользу отказа от односторонней ориентации на строительство только атомоходов, чья стоимость перевалила за 2 млрд долларов за единицу и которые флот может приобретать лишь в ограниченных количествах. Американский военный эксперт Ричард Фишер, к примеру, призывает срочно заняться строительством дизель-электрических подводных лодок для ВМС США, дабы не отстать от китайцев. А то, глядишь, американская мечта о безраздельном господстве на море разобьется о Великую китайскую стену.
По материалам- 
http://usa-army.ru/neatomnye-podvodnye-lodki-chast-2.html

Немає коментарів: