Адмирал Хватов: 20 лет спустя
Бывший командующий ТОФ адмирал Геннадий Хватов стоял у штурвала флота в самые его сложные временаЭто ему, Геннадию Александровичу, выпали на конец успешной в целом службы разгар перестройки, реформы в армии и на флоте.
- После трагедии на Русском вы подали в отставку…
- События на Русском – особая страница моей жизни. Сорок лет практически безупречной службы, и тут такое… Согласен, как командующий, я за все отвечал... Однако на самом деле причиной моей отставки стало то, что именно в 1993 году Минобороны должно было заключать первые контракты с офицерами. Я Пашу-Мерседеса хорошо знал и служить под его началом не хотел… А события на Русском произошли бы независимо от того, кто был командующим, Хватов или кто-то другой.
- Можете ли вы сегодня дать оценку тем событиям?
- Мы были не готовы к тем переменам, которые стремительно происходили в обществе. Молодые люди приходили к нам с настроением, что в армии служить не престижно и не нужно. Так им внушали на гражданке. Многие были реально истощены недоеданием - надо было их сразу в госпиталь, как это, впрочем, и делалось, но не со всеми и не всегда… Хотя объективной оценки событий на Русском никто не сделал и не сделает, наверное, никогда. Потому что гриф «Секретно» с «голодомора» на Русском еще не снят.
- Что же там секретного?
- Ну, например, тот факт, что трое из четверых умерших матросов специально глотали всякую дрянь, чтобы похудеть! О чем в 1993 году никто не мог и заикнуться – как это, то ли призвали наркозависимых, то ли курсанты оказались бесконтрольны?..
Никто не рассказал, что в 1992 году на острове были инспирированы бесконечные проверки «учебок» - и в итоге со службы, от постоянных «головняков» ушли самые толковые кадры. Которых заменили другие люди, что также повлияло на трагический исход событий. Нельзя не заметить – проверки проводились по жалобам тогдашнего депутата Виктора Черепкова! Который, как мне кажется, своими «видеорасследованиями» по итогам газетных публикаций элементарно прикрывался от возможных упреков.
- А как вы оцениваете случившиеся при вас взрывы на арсенале 14 мая 1992 года?
- Тогда уже шло сокращение армии и флота - отпала необходимость в огромном количестве боеприпасов. Они стареют, отправляются на утилизацию, а во время транспортировок, погрузок и выгрузок достаточно хоть кому-то нарушить требования безопасности, и это приводит к ЧП. Человеческий фактор никто никогда не отменял. Сам снаряд взорваться не может. Его надо перевернуть, ударить, уронить.
Решение о ликвидации склада должны были выполнять флот вкупе с гражданскими властями. Но городу тогда было не до военных проблем. А 14 мая 1992 года загорелся арсенал. В кратчайшие сроки были эвакуированы 1000-коечная больница, а также жители всего микрорайона Вторая Речка. Проводилось патрулирование, в оперативном штабе на карте отмечались районы, где падали боеприпасы.
С того самого года ЧП на арсеналах стали злой традицией. Наиболее крупные пожары случились в Новонежино, Хороле, Фокино.
Все взрывы на складах связаны с теми или иными нарушениями требований безопасности. Просто так не взрывается. При подготовке или погрузке что-то упустили. В том же, 1992 году все началось со склада, где хранились обычные сигнальные ракеты. Личный состав всегда проверяли на предмет зажигательных принадлежностей – спички, сигареты и тому подобное. Не нашли, но в ходе расследования выяснилось, что кто-то из охранявших солдат курил у склада. Там и начался пожар, который потом перекинулся на крупные объекты. Просто не надо ставить в караул военнослужащих срочной службы, призывников. Мы же переходим на контрактную службу? С боеприпасами должны работать только контрактники, профессионалы. Нужны жесткие требования к работе с боеприпасами.
- При вас на флоте вступали в строй новые корабли, строились военные городки, проходили маневры. Скажите, вы довольны нынешним состоянием ТОФ?
- Дело в том, что в лучшие времена ТОФ, а это 1986–1989 годы, вместо списанных кораблей поступали новые. Тогда Тихоокеанский флот состоял из примерно 450 боевых кораблей, из них 120 подводных лодок, в том числе до 80 атомных. Сегодня флот – это, наверное, процентов 10 от той мощи.
- Но ведь флоту обещают новые корабли, в том числе вертолетоносцы типа «Мистраль»…
- Я вообще не вижу необходимости в переброске «Мистралей» на Тихоокеанский флот, которые по своим функциям корабли управления, которые к тому же могут лишь выполнять переброску десанта или усиление сухопутной группировки на каком-то направлении. Ввиду того, что мы не собираемся ни на кого нападать, какой смысл гнать сюда эти два корабля? Это противоречит нашей оборонительной доктрине. К тому же такие корабли требуют охраны, развернутой инфраструктуры, которой нет сегодня на Тихоокеанском флоте.
«Мистрали» вообще не приспособлены для российских вертолетов. Наши вертолеты больше по размеру и тяжелее, следовательно, подъемные механизмы на корабле должны быть мощнее, ангары шире, а борта на палубе выше. Может быть, нам придется в будущем покупать более легкие французские вертолеты, для которых нужно более легкое топливо, которое не производят в России? Нельзя забывать и о суровых климатических условиях северной части Тихого океана. Выдержат ли их корабли французской постройки?
- Положа руку на сердце, не жалеете, что не переехали в Москву?
- Никогда об этом не жалел. Здесь у меня семья, друзья, флот! Через мои руки как командующего и командира прошли тысячи людей. Всех не упомнишь, а меня помнят.
- Какой день службы для вас наиболее памятный?
- Назначение командиром атомной подводной лодки. Когда становишься командиром такой красавицы, с таким вооружением, с такими возможностями... Это мечта. Я свой корабль любил до безумия. Вместе с командой добивались, чтобы лодка была лучшей в соединении.
- Как отдыхает бывший командующий флотом?
- Никак. Работаю в МГУ. Не могу ничего не делать, я этого не понимаю.
www.mk.ru
© Электронное периодическое издание «MK.ru»
Немає коментарів:
Дописати коментар