четвер, квітня 11, 2013

Их осталось четверо...О противниках советских подводников во Второй Мировой войне.

 Две недели тому назад (18 января 2012) на Майорке в возрасте 96 лет умер Георг Лассен.
Лассен входил в десятку наиболее результативных немецких подводников Второй Мировой Войны.
На его счету, как командира подводного крейсера U160, 26 потопленных судов, общим тоннажем  156,082 брт и 5 поврежденных судов, общим тоннажем 34,419 брт. За время службы в подплаве Германии Лассен был награжден Железным Крестом I и II класса, Рыцарским Крестом и Дубовыми листьями к нему. Также в 1944 году он получил Знак Подводника с брильянтами. Лассен известен также тем, что получил Железный Крест II класса одним из первых офицеров-подводников (26 сентября 1939), как первый вахтофицер U29 Отто Шухарта за потопление британского авианосца "Корейджес". Послевоенная судьба Лассена была отчасти трагична. Попав в автомобильную аварию, он потерял левую руку. Свои последние дни Лассен провел в доме для престарелых на острове Майорка (Испания).

Официальное фото Георга Лассена с автографом
Источник фото: http://www.ritterkreuztraeger-1939-45.de


Лассен в своей комнате на Майорке (Испания), 2009.
источник фото: http://www.24flotilla.com

Постараюсь в ближайшее время написать заметку о карьере и жизни Лассена.

С уходом из жизни Лассена из подводных асов Германии, участвовавших в Битве за Атлантику осталось четверо.


Из тех, кто имел на своем счету более 100.000 брт потопленного тоннажа, на данный момент здравствует  известный подводный ас Рейнхард Хардеген. Полагаю, что в представлении он не нуждается. Известен, как герой "Паукеншлага" и командир U123. Я писал немного о нем в недавно вышедшем сборнике - статья "Тайна одной фотографии". Хардегену на данный момент 98 лет и если будет угодно судьбе 18 марта 2013 года он будет праздновать свое столетие! Честно говоря, удивительно, что он дожил до стольких лет, так как его здоровье было подорвано авиакатастрофой в предвоенный период.
Хардеген долго лечился и чуть было не был забракован медкомиссией после возвращения из ВВС в ВМФ.

Корветтенкапитан Рейнхард Хардеген.
Кавалер Рыцарского Креста и Дубовых листьев к нему.
Личный счет потопленного тоннажа - 21 судно на  112,447 брт.
1 одно вспомогательное судно ВМФ США (судно-ловушка)
4 поврежденных судна на  32,516 брт.
1 поврежденный вспомогательный крейсер ВМФ Великобритании.
источник фото: http://www.uboat.net

Из "пятидесятитысячников" на данный момент здравствует бывший командир U510 Альфред Эйк.
Эйк известен своим переходом из Индонезии во Францию в 1945 году. U510 покинула Батавию 11 января 1945 и пришла в осажденный Сен-Назер, который еще держался, 23 апреля 1945. За время своего перехода Эйк потопил свое последнее судно "Point Pleasant Park".  Стал причиной гибели премьер-министра Мальдивских островов. На данный момент ему 95 лет и свой день рождения он празднует в весьма важный для мировой истории день - 9 мая. (Родился 9 мая 1916 года)

Капитан-лейтенант Альфред Эйк
Кавалер Рыцарского Креста
Личный счет потопленного тоннажа - 8 судов на 56,972 брт
Потопил 1 вспомогательный минный тральщик ВМФ Великобритании
Нанес поврежденния  1 судну на 3,702 брт и непоправимые повреждения 1 судну на 9,970 брт.
источник фото: http://www.uboat.net

Третьим из здравствующих и поныне подводных асов является бывший командир U711 Ганс-Гюнтер Ланге.
Он последний оставшихся в живых из так назваемой группы "оверклеймщиков", чьи заявленные успехи были существенно ниже реальных результатов. Для меня Ланге является очень интересной персоной, так как он является последним из здравствующих командиров лодок, кто всю войну воевал в Арктике против ВМФ СССР.  Его лодка принимала участие в последней в истории подводной войны атаке немецких лодок на конвой союзников. Ланге атаковал во время перехода в Мурманск советский линкор "Архангельск",  знаменитую советскую субмарину С-56, участвовал в захвате советской радиостанции на мысе Стерлигов и т.д. Искрене жаль, что он не писал мемуары о своей боевой деятельности, это была бы интересная книга с точки зрения активности немецких ПЛ в Арктике в конце ВОВ.  Ланге, как и Эйку сейчас 95 лет, они погодки. (Ланге родился 28 сентября 1916).

Капитан-лейтенант Ганс-Гюнтер Ланге.
Кавалер Рыцарского Креста и Дубовых Листьев к нему.
Личный счет потопленного тоннажа - 1 потопленное судна на 10 брт
1 корвет ВМФ Великобритании
Возможно повредил 1 советский катер на 20 брт.
источник фото: http://www.uboat.net

Жив также и бывший командир коллега Ланге по Арктике бывший командир U737 Поль Брассак.
О нем я когда-то писал здесь:
http://olt-z-s.livejournal.com/12058.html
Как и Рейнхард Хардеген он тоже бывший летчик.
Брассак также погодок с Ланге и Эйком. С последним он празднует свой день рождения в один день. (9 мая 1916).

Капитан-лейтенант Поль Брассак.
Кавалер Рыцарского креста.
Потопленных или поврежденных целей не имеет.
К награде был представлен за успешное руководство группами лодок во время действий против актических конвоев союзников.
источник фото: http://www.uboat.net

Таким образом я упоминул всех подводных асов Германии здравствующих по сей день. После смерти Лассена их осталось четверо. Хотя вероятно стоит также упоминить еще об одном офицере-подводнике.

Жив и по сей день бывший штурман Вольфганга Люта Йоханн Лимбах, которому 9 декабря этого года исполниться 100 лет. Напомню, что кроме Лимбаха до этого возраста (99 лет) дожил только лиш один подводный ас Ганс-Рудольф Розинг, бывший командующий подводными силами группы "Запад".  Лимбах служил вместе с Лютом на U43 и U181. Впоследствии получил офицерское звание и стал первым вахтофицером U181. За время своей службы провел в море 625 суток! Представлен к Рыцарскому Кресту 6 февраля 1945 года.

Оберлейтенант цур зе Йоханн Лимбах
За время службы награжден Знаком Подводника, Пряжками Подводника в бронзе и серебре, Железными Крестами I и II класса, Немецким Крестом в золоте, Рыцарским Крестом.
источник фото: http://www.uboat.net

Также по мимо упомянутых офицеров также возможно здравствуют инженер-механики, фельдфебели и унтерофицеры, которые также были представлены к Рыцарскому кресту. В частности, об одном из них - прототипе обермашиниста "Йоханна" из романа Буххйема "Das Boot" Гансе Йоханнсене я писал здесь:
http://olt-z-s.livejournal.com/50938.html

Немає коментарів: