середу, квітня 24, 2013

Переселенческая трагедия

28 апреля 1947 года правительство Польши начал операцию-акцию «Висла» с целью переселения жителей из украинских этнических территорий (Лемкивщины, Надсяння, Подляшье и Холмщины) и распыление их небольшими количествами по всей Западной и Северной Польше.
В результате были насильно переселены 150 тысяч украинцев, а несколько тысяч наших граждан интернированы в Центральном лагере труда в Явожно, на территории которого некогда был отдел фашистского лагеря смерти «Аушвиц».
Сейчас рядовые граждане и Украины и Польши мало знают о лагерь в Явожно, через который прошло около четырех тысяч украинцев.
А когда наши и польские историки заговорили об эту спецоперацию, начали раскрываться белые пятна еще одной трагедии в истории украинства.

Вот что рассказывает о событиях упомянутого прошлого автор многих исследований этой проблемы, профессор Киевского национального университета им. Т.Г. Шевченко, доктор исторических наук Владимир Сергийчук:
«Это была действительно трагедия для украинцев, которых насильно забирали из родных домов, где они жили с деда-прадеда, и перевозили в опустошенные войной, созданные на бывших немецких землях воеводства - Вроцлавское, Гданське, Познаньское, Ольштынское, Щецінське и т.д.
Тем украинцам, которых поселили на северо-западных землях, запрещалось менять место жительства без согласия уездного правительства безопасности, которой никому не давали. На новых местах украинцы были лишены как своей церкви и школы, так и возможностей развивать общественно-культурную жизнь. Представьте себе, их даже преследовали за то, что они пели на свадьбах украинские песни.
Акция «Висла» в программных принципах имела четкую основную цель: ассимилировать поселенцев в новом польском среде, приложить все усилия, чтобы эта цель была достигнута; не употреблять в этих поселенцев названия «украинец».
И что самое постыдное, украинцы не имели возможности вернуться на родные земли. Чтобы пресечь нелегальные возвращение на земли своих родителей, декретом от 27 июля 1949 года они лишены права на оставлены хозяйства и имущество, даже если они не были заняты новыми владельцами. Тех, кто неким образом вернулся на родину и пробовал поселиться на своих или купленных хозяйствах, выселяли во второй или арестовывали. А те, кому удалось избежать депортации, сидели тихо и не выдвигали никаких требований.
А после завершения печально известной операции началось заметания следов присутствия украинского этноса на юго-восточных землях Польши. Жертвой злобы и ненависти были в первую очередь достопримечательности украинской культуры - сакральные здания, кладбища, кресты, архивы, музеи, библиотеки, украинские названия деревень и улиц в городах. Много церквей перестроили на костелы или на другие объекты общественного пользования (к примеру магазины), тем самым полностью уничтожался их внутренний и внешний вид».
В сборнике «Явожно: воспоминания узников польского концентрационного лагеря», которая недавно вышла в свет в Львове, собрано много свидетельств очевидцев. Вот что вспоминает Владислав Качмарек: «Меня просто остановили на улице, спросили имя и сообщили, что я арестован. Причину ареста я так и не узнал. В Явожно от голода, муштры и следствия нельзя было спастись. Помню четко, как одна женщина, потеряв надежду, бросилась на проволоку, которым пустили электрический ток».
А вот воспоминания Михаила Рапака: «...Он приказал мне закрыть дверь. Я схватился за щеколду, а током бросило меня об стену, потому что он пустил ток до ручки. Я схватился за стул - опять меня бросило, потерял сознание. Тогда следователь дал немного отдохнуть. Потом как пихнет в живот и второй раз, и третий! И снова в подвал. Длилось это неделя».
Особый трагизм был в том, что в лагерь попадали не воины-повстанцы, борьба с которыми была поводом для выселения людей, а преимущественно мирные крестьяне, которых судьба бросила под колеса насильственной машины.
Акция «Висла» является остатком постыдного прошлого, которое мы должны знать и не закрывать глаза на белые пятна нашей истории.
Звездная НАГИРНЯК,
«Народная армия»

Немає коментарів: