Особая папка. Совершенно секретно. Рабочая запись заседания Политбюро ЦК КПСС
30 июля 1981 года
“Суслов. Хотелось бы посоветоваться. Товарищ Тихонов представил записку в ЦК КПСС относительно увековечения памяти воинов, погибших в Афганистане. Причем предлагается выделять каждой семье по тысяче рублей для установления надгробий на могилах. Дело, конечно, не в деньгах, а в том, что если сейчас мы будем увековечивать память, будем об этом писать на надгробиях могил, а на некоторых кладбищах таких могил будет несколько, то с политической точки зрения это не совсем правильно.
Андропов. Конечно, хоронить нужно с почестями, но увековечивать их память пока рановато.
Кириленко. Нецелесообразно сейчас устанавливать надгробные плиты.
Тихонов. Вообще, конечно, хоронить нужно, другое дело, следует ли делать надписи.
Суслов. Следовало бы подумать и об ответах родителям, дети которых погибли в Афганистане. Здесь не должно быть вольностей. Ответы должны быть лаконичными и более стандартными”.
Вот так — без вольностей! И летели во все концы Союза стандартные похоронки, и трудился без устали на маршруте Кабул — Ташкент “черный тюльпан”... По уточненным данным, которые приводит в своей книге “Афганская страда”, изданной в прошлом году, президент Академии военных наук генерал армии Махмут Гареев, армия потеряла в Афганистане (убитыми, умершими от ран и болезней, погибшими в результате различных происшествий) 13.833 человека, подразделения КГБ — 572, МВД — 28, другие ведомства — 20 человек. Общее число погибших — 14.453. Эта цифра включает и 190 военных советников, специалистов и переводчиков, работавших в афганской армии. Санитарные потери составили 49.983 человека, из них возвращено в строй 38.614 (77 процентов). Стали инвалидами 6.669 человек. По состоянию на 1 января 1999 года 130 человек из 417, находившихся в плену, вернулись.
К сожалению, горькую правду об этой так и не признанной войной эпопее мы стали открывать для себя уже, как говорится, постфактум. Не потому ли и застряли так надолго в тех далеких горах, а тысячи солдат и офицеров, награжденных за подвиги, совершенные в Афганистане, до сих пор не получили заслуженные ордена и медали...
Впрочем, в душах многих из нас сегодня не только Афганистан. Более полутора миллиона человек насчитывает ныне особый контингент ветеранов локальных войн и военных конфликтов, полыхавших в разное время на нашей планете. Потерявшие здоровье во всевозможных горячих точках и брошенные затем на произвол судьбы государством, многие из них вынуждены были долгие годы бороться за выживание в одиночку. Только в 1997 году благодаря усилиям активистов ветеранских организаций удалось объединить их во всероссийское общественное движение, одной из главных задач которого является помощь бывшим участникам “неизвестных” войн и конфликтов. Хотя, разумеется, никакая общественная организация не может решить многочисленные проблемы ветеранов, если государство будет по-прежнему от них в стороне.
Не думать об этом невозможно еще и потому, что отряд ветеранов вскоре пополнят тысячи совсем еще молодых людей, которые сегодня с оружием в руках отстаивают честь и независимость России на Северном Кавказе. Кстати, среди тех, кто сражается там с бандитами, немало “афганцев” и их сыновей. И от того, как отнесется к ним государство, будет зависеть, где окажутся они, что будут делать после окончания контртеррористической операции в Чечне. От этого во многом будет зависеть и дальнейшая судьба нашей многострадальной армии: станет она комплектоваться добровольцами или так и будем отлавливать новобранцев, уклоняющихся от призыва.
Судя по всему, мы еще не до конца осознали это, несмотря на уроки Великой Отечественной войны, на уроки Афганистана, прочих войн и конфликтов. Иначе чем объяснить, например, тот факт, что у России до сих пор нет государственного военно-мемориального кладбища для погребения национальных героев? Почему мы порой второпях, даже без предусмотренных воинским уставом почестей хороним солдат, чьи подвиги сродни подвигам дедов, защитивших страну от фашистской нечисти? Почему иронизируем с телеэкранов и страниц газет по поводу малейшей неувязки в действиях войск в Чечне и чуть ли не с сочувствием относимся к терпящим поражение бандитам? Почему равнодушно умалчиваем о воинах, пострадавших за Отечество, и в то же время раскручиваем до уровня международного инцидент с иностранным репортером, отстаивающим вовсе не интересы России? Почему, наконец, так мучительно долго размышляем над тем, публиковать или не публиковать списки погибших, в то время как их фамилии звучат по различным “радиоголосам”... Как это все напоминает приведенные выше рассуждения членов политбюро по поводу увековечения памяти воинов, погибших в Афганистане.
Многое видится сейчас по-другому в нашей афганской страде. Немало критических голосов раздается с разных сторон и в адрес тех, кто добивает бандитов в Чечне. Хороших войн в принципе не бывает. Но это же не значит, что надо подвергнуть ревизии героизм людей, выполняющих воинский долг. Одинаково ценен должен быть для нас ратный подвиг Александра Стовбы и Николая Чепика, Олега Юрасова и Юрия Наумова, Николая Майданова и Сергея Костина... Хотя одни из них геройски пали, выполняя приказ Родины, в горах Афганистана, другие — в Чечне. И никакие перемены в политическом климате страны не должны влиять на увековечение их памяти. Мужество, проявленное в боях, переоценке не подлежит. Более 200 тысяч воинов и служащих Советской Армии награждены орденами и медалями за время войны в Афганистане, 86 военнослужащих стали Героями Советского Союза. Они выполнили свой долг, как и тысячи других “афганцев”, не награжденных. И никто не вправе ставить под сомнение их подвиг.
Геннадий МИРАНОВИЧ
Фото Виктора ХАБАРОВА
Полную статью см. на источнике-Фото Виктора ХАБАРОВА
http://bratishka.ru/archiv/2001/3/2001_3_7.php
Немає коментарів:
Дописати коментар