После того как четверка героев получившая возможность выговориться без
оглядки на тогдашнюю
пропагандистскую машину всем стало окончательно ясно, что их вынужденное
плавание - не плод советских "пиар-технологий", а настоящий подвиг. И
эти люди достойны того, чтобы и сегодня о них знали и помнили.
| |
17 января 1960 года, начался 49-суточный дрейф унесенной в Тихий океан баржи Т-36, в результате которого ее экипаж приобрел известность, сравнимую разве что со славой первых космонавтов. Зиганшин-буги, Зиганшин-рок... В самом начале курортного сезона лета 1960 года на отдых в Гурзуф прибыли четверо военнослужащих... срочной службы. Причем отнюдь не из элитных частей - из стройбата. Неосведомленному читателю подобное сообщение может показаться нелепой шуткой. С каких это пор солдаты-"срочники" разъезжают по престижным курортам? Но! Тогда, в 60-м, этих "стройбатовцев" знал весь Советский Союз. Да что там Союз! Их знал весь мир. И в Гурзуфе, завидев именитых отдыхающих - Асхата Зиганшина, Анатолия Крючковского, Филиппа Поплавского и Ивана Федотова, - даже полуграмотные дворники распевали самый свежий вариант популярнейшего в тот год эстрадного хита: "Зиганшин-рок, Зиганшин-буги, Зиганшин третий день на юге...". Помеха для авианосца 7 марта 1960 года радары авианосца Кирсадж, следовавшего из Японии в Сан-Франциско, в дальних закоулках нейтральных вод обнаружили небольшое странное судно, безжизненнодрейфующее пересекающимся курсом. По правилам судовождения, капитаны встретившихся в такой близости плавсредств должны связаться друг с другом и обговорить совместный маневр во избежание столкновения. Дорогу обычно должен уступить корабль меньшего водоизмещения, поскольку ему легче маневрировать. Но незнакомец даже намеком не отреагировал на появление авианосца. «Я - авианосец Кирсадж, измените курс!» - радировали американцы. Ситуация напоминала быль с другим авианосцем ВМС США. Увидев в ночи по курсу сигналы неизвестного происхождения, авианосец также потребовал от встречного судна изменить курс. Однако их требование долго оставалось без ответа. Только через несколько минут после начала радиосвязи незнакомцы ответили: Мы не можем изменить курс, мы – маяк». А в случае с «Кирсаджем» и не дождавшись радиосвязи, с авианосца подняли вертолеты разведки. С воздуха летчики обнаружили небольшую самоходную баржу. О ее неуправляемости свидетельствовал и поднятый сигнальный флаг "Терплю бедствие", и далеко не самый бравый вид членов экипажа. Однако, когда с зависших над судном вертолетов спустили тросы и веревочные лестницы, люди на палубе вовсе не торопились воспользоваться помощью. Не приняли они помощь и от других вертолетов, прибывших на смену первым. И только когда сам авианосец вплотную подошел к судну, четвёрка обросших, грязных, измотанных и исхудавших людей согласилась подняться на борт. Профессионального переводчика на "Кирсадже" не оказалось, пришлось обратиться к помощи боцмана, украинца по происхождению. Американцам удалось выяснить, что эти странные люди - военнослужащие Советской Армии, унесенные в море на неуправляемом судне с Курильских островов почти 50 (!) дней назад. Журналисты и сегодня не забывают героев того трагического дрейфа. Живых и здравствующих из них сегодня, правда, осталось лишь двое: командир отважной четвёрки младший сержант Асхат Зиганшин, который проживает в Питере, и рядовой Анатолий Крючковский, живущий в Киеве. Сегодня они могут рассказывать о том, о чём говорить и писать раньше было нельзя. Унесенные ветром Для распаузки крупных судов, заходивших в мелководную бухту курильского острова Итуруп, использовались небольшие самоходные баржи Т-67 и Т-36. На последней и работали наши герои. Причем не матросы, а военнослужащие строительного батальона. Они дневали и ночевали на этом небольшом судёнышке, где в каюте едва помещались четыре кровати. Уже в наше время одна из «комсомольских» газет выдвинула версию о том, что в ту штормовую ночь солдаты находились в самоволке и даже распивали на барже спиртное. И якобы утром после похмельного пробуждения с удивлением обнаружили, что судно находится далеко от родного берега. Подобные "версии" не выдерживают никакой критики. Во-первых, самоволка на острове - понятие весьма относительное. Покидать воинскую часть, дислоцированную на Итурупе, так же бессмысленно, как, скажем, попытаться уйти в самоволку с субмарины, находящейся в подводном положении. А во-вторых, как же это нужно напиться, чтобы не заметить такого шторма! Уже в наши дни Зиганшин в интервью журналисту «Огонька» Д. Соколову-Митричу рассказывал, что на этой барже они жили постоянно, и во время штормов их частенько отрывало от берега. Большой проблемой это не считалось. А вот в ту январскую ночь ветер был ураганнный - более 70 метров в секунду, и попытки обитателей баржи пристать к берегу закончились безрезультатно: "Только топливо все израсходовали и даже пробоину получили, которую, к счастью, удалось быстро залатать...". Радиостанция тоже сразу вышла из строя, оставалось надеяться лишь на случай. На берегу их начали искать только утром. Особисты даже отрабатывали версию побега к империалистам. По поручению контрразведки у родителей Зиганшина в Куйбышевской области провели обыск: нет ли свидетельств замышлявшегося дезертирства? Это потом на его Родине создадут музей, его именем назовут улицу и поэты посвятят ему свои стихи. А зимой 1960 года не исключался совсем иной ход событий. Невольно вспоминается миниатюра М. Жванецкого о моряке, бросившемся в шторм спасать судно и пропавшем без вести. «Его именем назвали улицы, в его честь сложили песни, а он официантом в Лондоне - жалеет страшно». Гармошку никто не ел Мне, родившемуся уже после подвига "военных робинзонов", довелось узнать о них вовсе не из газет. Случай с баржей Т-36 подробно описан в одном из советских учебников английского языка для старшеклассников. Этот рассказ я переводил с особым интересом. Фотографии же героев я впервые увидел в раритетном тогда журнале «Америка», выходившем на русском языке. Особенно красочно описывались героическая борьба "моряков поневоле" с голодом и экзотические пути его преодоления. Судя по содержанию нынешних статей о той "робинзонаде", журналистов и читателей до сих пор интересуют именно эти подробности быта дрейфующих. Обнаружив некоторую (порой очень существенную) разницу в деталях, я попытался, пользуясь различными источниками, провести собственную, так сказать, "инвентаризацию" провианта, находившегося на барже, на момент начала 49-дневного дрейфа. Итак, на четверых молодых здоровых парней на судне были: одна буханка хлеба, две банки тушёнки, полтора килограмма свиного жира, "немного крупы в баночках", три ведра картошки и несколько пачек «Беломора». Картошка во время шторма рассыпалась в машинном отделении и пропиталась мазутом. Поэтому есть ее начали лишь спустя несколько дней, когда поняли, что голод не тётка. Пили дождевую воду и ржавую жидкость из системы охлаждения двигателей. Первым догадался использовать в пищу кожаные вещи (сначала ремешок от радиостанции, а затем солдатские ремни и стельки сапог) Асхат Зиганшин. Не думал он, что когда-нибудь в жизни ему пригодятся рассказы учительницы географии о мытарствах терпящих бедствие путешественников, питавшихся разрезанными на полосы и сваренными в морской воде кожаными вещами. Уже потом для пущего драматизма журналисты выдумали историю про якобы съеденную гармонь. Сначала, мол, под музыку и пение встретили 23 февраля, а потом кожаные меха этой гармошки пошли на праздничный ужин. На эту «утку» попался даже Владимир Высоцкий, включивший в свою песню «49 дней» драматичный куплет: Последнюю съели картошку, Взглянули друг другу в глаза, Когда ел Поплавский гармошку, Крутая скатилась слеза... Голод – не тётка Действительно, голод был одной из основных проблем наших героев. «Все разговоры сводились к еде, пробовали есть зубную пасту(вопрос, а была ли в то время зубная паста?), мыло и даже пробковый матрац", - вспоминает Зиганшин. Попытки поймать рыбу или птиц к успеху не привели, а крыс на барже не было. Ежедневно каждый терял по 700-800 г веса. Общие потери составили от 20 до 30 кг у каждого. Но и в этих кошмарных условиях у ребят не возникало мысли о каннибализме. К сожалению, даже современная история знает массу жутких примеров, когда голод заставлял людей опускаться до проявления подобных животных инстинктов. Так, к примеру, практика побегов из колоний Севера свидетельствует о фактах, когда товарищи брали с собой "лишнего" зэка в качестве "коровы" (жаргон преступников), то есть будущего источника провианта. В.Богомолов в своей повести "В августе 44-го" приводит пример каннибализма среди диверсантов, заброшенных на советскую территорию из Китая. В условиях зимы, преследуемыечекистами, шпионы съели самого молодого из своей группы и таким образом спаслись. Любопытные журналисты расспрашивали Зиганшина: не возникали ли у него и его товарищей мысли о людоедстве? Ольге Горшковой из журнала «Смена» он спустя 44 года проговорился, что больше всего боялся быть съеденным Иван Федотов. Он, видимо, был слабее других и поэтому спал с топором под подушкой. Страна признала своих героев И все-таки "робинзоны" не потеряли присутствия духа и в течение всего дрейфа постоянно помнили о воинском долге. Солдаты смотрели на кружившие над ними вертолеты и думали, что вот-вот им должны пополнить запасы топлива, провианта и воды, и они своим ходом вернутся на Родину. Хотя сейчас можно утверждать, что мотивами такого поведения мог быть и страх перед возможными подозрениями в сотрудничестве с врагом. По словам самих "путешественников", такой страх действительно был, но возник он уже потом, на авианосце, после того, как проблемы выживания отошли на второй план. Американцы, кстати, предлагали им остаться в США и даже попросить политического убежища. Однако солдаты даже думать об этом не хотели. Родина тем временем вовсе не торопилась признавать их героями. Когда американская сторона сообщила Советскому Союзу о спасении находившихся на барже четырех военнослужащих (кстати, сама баржа была потоплена американцами, т.к. представляла угрозу для мореплавания), то дипломаты ответили не сразу. И даже когда готовилась пресс-конференция с американской прессой, до них дозвонился корреспондент газеты "Правда" Борис Стрельников и предупредил, чтобы "не сболтнули чего лишнего". Участники пресс-конференции, конечно же, к такому вниманию готовы не были. Зиганшин телевизор-то впервые увидел только в Америке, а тут еще его и показали по этому телевизору. Пресс-конференция закончилась, едва начавшись: у Зиганшина, видимо, от волнения кровь пошла носом, и их оставили в покое. Но сенсация всё же состоялась. Мало того, все солдатские пуговицы с их бушлатов разобрали на сувениры ещё матросы авианосца, сам мэр Сан-Франциско вручил нашим солдатам символические ключи от города. А затем кругосветное путешествие продолжилось. Во Франции железнодорожники подарили им свое знамя. И Родине уже ничего не оставалось, как сделать из них уже настоящих героев. Все спасённые были представлены к ордену Красной Звезды, Зиганшина повысили в звании, а министр обороны вручил каждому именные часы, "чтобы не опаздывали". Слава и известность свалились на них просто огромные. Заборы пестрели плакатами, славящими "отважных сынов нашей Родины". Письма от поклонниц приходили мешками. Количество выступлений перед коллективами рабочих и служащих доходило до 12 в день. Рок-н-ролльщики изгалялись эксклюзивным хитом: Зиганшин-рок, Зиганшин-буги, Зиганшин съел письмо подруги. Зиганшин-буги, Зиганшин-рок, Зиганшин съел второй сапог. У ребят не было проблем с выбором учебного заведения для получения образования после демобилизации. Зиганшин стал делегатом съезда комсомола, встречался с Гагариным. После того, как герои той памятной "одиссеи" получили возможность выговориться без оглядки на тогдашнюю пропагандистскую машину, стало окончательно ясно, что их вынужденное плавание - не плод советских "пиар-технологий", а настоящий подвиг. И эти люди достойны того, чтобы и сегодня о них знали и помнили. ---------------- Опубликовано в газете «Флаг Родины» № 12(25108) 25.01.2005 года: Михаил Михайлов. «Русский характер: Океан Четверых» |
Кожна людина має право на висловлювання власної думки, ніхто не має права засудити її за ті, чи інші думки, навіть якщо вона каже щось не вірно.
субота, квітня 20, 2013
Гармонь, вода и медные трубы прошли Асхат Зиганшин, Анатолий Крючковский, Филипп Поплавский и Иван Федотов
Підписатися на:
Дописати коментарі (Atom)
Немає коментарів:
Дописати коментар