Статьи капитана 1- го ранга.бывшего командира атомной
подводной лодки К-244 Северного Флота
Аликова Владимира Ивановича вызывают у некоторых его оппонентов неоднозначное
отношения.В частности некоторые его упрекают в
излишней канцелярности и бумаготворчестве,недоверии к
подчиненным,считают что например его предпологаемые тренировски по борьбе за
живучесть на боевой службе вредны,так как это повышает шумность корабля и
приводит к нарушению скрытности и многое другое.Но ему не откажет в главном,это
трепетное отношение с прошлому своего корабля,к тем кто служил на атомной подводной
лодке К-244.которой он в свое время командывал.Представляю своему читателю одну из статей капитана 1- го ранга Аликова
В.И. взятую с его разрешения на публикацию на моем блоге с сайта(http://www.k-244.ru/)
Вячеслав Мазуренко.
Телевизионная программа МОРСКИЕ ВЕСТИ показала, как 19 марта 2013г. отметили День Подводника на Ленинградском Адмиралтейском Объединении (ЛАО),
судостроительном комплексе, за три века построившем множество кораблей и
судов, в том числе множество дизель-электрических и атомных подводных
лодок.
ЛАО - это предприятие,
не только значимое для Подводного Флота, в целом, но ставшее близким
мне лично, - ведь здесь были построены те две подводные Б-4 «Челябинский комсомолец» и К-244,
где прошли лучшие годы моей службы в Подводном флоте.
На фотографии -Владимир Аликов.
На этих подводных
лодках прошло 8 лет моей службы; в те годы только в море я находился
более двух лет, - и в Тропиках, и подо льдами Арктики. А сколько в те
годы пришлось потрудиться «на берегу», чтобы все походы, все испытания,
все стрельбы Б-4 и К-244 прошли успешно, безаварийно! Тогда нам удалось
трудиться настолько добросовестно и профессионально, что обе эти
подводные лодки были в те годы удостоены наименования «Отличный
корабль».
Соответственно, тот репортаж с ЛАО я смотрел с огромным интересом, - и в составе отмечающих на ЛАО День Подводника 19 марта 2013г.
я не увидел ни одного военного подводника. Поэтому репортаж о таком
оригинальном праздновании Дня Подводника на ЛАО вызвал у меня
недоумение, огорчение и даже тревогу, - ведь так проявленное отношение
Руководства ЛАО к Подводному Флоту, - как к изделиям судостроения, без
экипажей, - это отношение абсурдно по его существу, но, главное, - оно
не имеет перспективы, благоприятствующей развитию Подводного Флота
России.
Особенно
огорчило меня, что в составе немалого числа празднующих 19 марта 2013г.
на ЛАО День Подводника не было замечательного подводника, Кетова Рюрика
Александровича, первого командира Б-4,.принявшего у ЛАО эту подводную
лодку 3 октября 1960 г. и затем приведшего её к славе.
Б-4
- одна из 74 подводных лодок проекта 641, построенных ЛАО. Р.А.Кетов
так командовал этим кораблём, что из 74 кораблей именно его корабль
проявил себя наилучшим образом, и в 1963 году получил почётное
наименование «Челябинский комсомолец».
Имя
присвоено ПЛ Б-4 за заслуги в походе к Кубе (Операция «Кама»), как
достойному последователю традиций подводников Великой Отечественной
Войне, в качестве наследования этого имени от М-105. Это опровергает
сообщённое на странице 280 книги «Адмиралтейские верфи. Опыт трёх столетий 1704 - 2004» СПб, изд. Гангут, 2004г., 3000экз., 296 стр., где сказано, будто Б-4, сданная Флоту 31 августа 1961 г., уже тогда имела наименование «Челябинский комсомолец».
На самом же деле, во время передачи лодки Флоту Б-4 того имени не имела. Почётное наименование «Челябинский комсомолец»
Б-4 присвоено приказом ГК ВМФ 18.01.1963г., это - заслуга именно её
первого экипажа под командованием Р.А.Кетова. Имя завоёвано, а не
получено при закладке корабля на стапеле ЛАО, судостроительного завода,
как бывает с надводными кораблями и БЫВАЛО с подводными лодками,
например, с ПЛ М-105, построенной на средства, собранные жителями Урала,
и потому ещё на этапе строительства получившей наименование
«Челябинский комсомолец».
В
отличие от М-105, в период «Холодной войны» в большинстве случаев
именно экипажи подводных лодок ЗАВОЁВЫВАЛИ своим кораблям славные имена.
Поскольку и Б-4 получила имя «Челябинский комсомолец» через полтора
года после окончания её строительства, запись об имени Б-4 в книге «Адмиралтейские верфи. …» реальности не соответствует.
При
этом содержащаяся там же запись о том, что Б-26 имела наименование
«Ярославский комсомолец», действительности соответствует, поскольку это
своё имя Б-26 получила 15 февраля 1965 года, а Флоту была сдана 24
марта 1966г.
Отмечу, что немало экипажей подводных лодок, возглавляемых ассами-командирами, почётные наименования своим кораблям заслужили.
Так появились подводные лодки «Ленинский комсомол» (проекта 627,
постройки СМП, лодка вступила в строй 17 декабря 1958 года, почётное
наименование присвоено 9 октября 1962г.), «Мурманский комсомолец» (Б-78,
проекта 611, постройки СМП, вступила в строй 30 ноября 1957г.,
наименование получила 9 октября 1962г., 22 июля 1986г. выведена из
боевого состава ВМФ. Преемницей славного имени стала К-358, проекта
671РТМ, постройки ЛАО. Она вошла в строй 29 декабря 1983г., а
прославленное имя присвоено 30 декабря 1987г., после награждения в
1985г. Вымпелом Министра Обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть», - но, как именная в книге «Адмиралтейские верфи….» не упомянута).
Если
бы хотя бы в День Подводника Руководство ЛАО не сторонилось «чужих
Руководству», но реальных подводников, и не демонстрировало бы ту
отстранённость в День Подводника 19 марта 2013г., а поступало бы
благоразумно и добросовестно, и как-либо выражало понимание роли
подводников из составов экипажей, обеспечивших реализацию предназначения
подводных лодок и при этом своим мужеством и высокопрофессиональным
трудом прославивших и подводников, и Флот, и судостроителей, - вряд ли
кто-либо обратил внимание на ошибки в биографической книге ЛАО.
Что же о Р.А.Кетове, то в отношении него Руководство ЛАО оказалось несправедливым вдвойне, ведь после приёма Б-4 и обеспечения славного начала истории этого корабля, Кетов Р.А. в качестве командира и сдаточного капитана 6 ноября 1968 г. принял на ЛАО первую серийную ПЛА проекта 671, К-69, обеспечив и ей славное начало боевого пути. В 1972 году К-69 признана лучшим кораблём дивизии, и проч.
В отличие от Руководства ЛАО, наш «вероятный противник» знает Р.А.Кетова
и ценит его, как подводника высшей квалификации. Потому Р.А.Кетова
интервьюируют западные корреспонденты (в последний раз корреспондент
телеканала ВВС встречался с ним в начале февраля 2013г., для этого специально прибыв из Лондона).
Не был приглашён на
ЛАО 19 марта 2013г. и первый командир Б-103 Голованов Э.В., также
принявший свой корабль у ЛАО (декабрь 1964г.) и более 10 лет
безаварийно и с отменным успехом откомандовавший кораблём, за это время
не только совершив много походов, но обеспечив на своём корабле
освоенное БИУС «Узел», тем самым открыв эру автоматизации кораблей ВМФ.
Ссылаясь
на хорошо мне известное, отмечу, что великий патриотический труд столь
великих предшественников достойно продолжил экипаж К-244. Для того, чтобы боевые свойства подводных лодок проекта 671 РТМ были реализованы наиболее полно, наш экипаж в 1985г. в ходе Госиспытаний К-244 добился устранения ОШИБОК в ПРОГРАММАХ БИУС и полной реализации проектных возможностей БИУС «Омнибус» (с 1977г. устанавливаемой на все современные АПЛ БИУС при существенных недостатках этой БИУС). Меры,
в декабре 1985г. принятые для «доводки» БИУС К-244 (устранением
недостатков БИУС мы обусловили приём К-244 от ЛАО), были затем
реализованы не только на ПЛА пр.671РТМ, но и на всех ранее построенных и
принятых в состав ВМФ АПЛ, где уже стояла эта БИУС. В отчётной документации это отмечено, как заслуга создателей БИУС «Омнибус», но, мягко говоря, это не совсем так: приведения «Омнибуса» в норму добился именно военный экипаж К-244. В том случае те создатели,
как от этого они ни уклонялись (при содействии им в этом со стороны ЛАО
и даже со стороны Госприёмки), наконец, всё же сработали, как надо, но
заставить их так сработать смогли мы, подводники из состава экипажа К-244.
Кроме того, в ходе Операции «Атрина» экипаж К-244 провёл испытания способности
подводной лодки проекта 671-РТМ действовать в условиях тропических
широт (в 1983г. поставленную под сомнение итогом похода К-324), и доказал способность
этого проекта АПЛ действовать в этих условиях достаточно успешно, -
хотя и не слишком комфортно. Об этом рассказано в материалах САЙТа
К-244.
Также рассказано, как надёжно (безаварийно) проявил себя корабль, АПЛ К-244, при решении на нём основным экипажем различных задач.
Кто
выиграл от таких действий экипажа К-244? Разве только сам этот экипаж?
Очевидно, выиграл и Флот, и авторитет судостроителей. Но и из экипажа
К-244 Руководство ЛАО, празднуя 19 марта 2013г. День Подводника, не
вспомнило кого-либо, даже представителей династии Казмерчуков, из
которой отец трудился в Военной Приёмке ЛАО а сын, Андрей Васильевич, - в
экипаже К-244, принимал турбинный отсек, проводил испытания сложнейшего
оборудования этого отсека.
Если
уподобиться Руководству ЛАО в том, что проявилось 19 марта 2013г.,
можно подумать, что ЛАО непричастно ни к успеху действий командира
Р.А.Кетова и экипажа Б-4, ни к успеху командира В.В. Исаака и экипажа
К-358, ни к успеху иных подводников, если того успеха они достигли уже
после принятия подводных лодок от судостроителей.
С
этой «логикой» ветераны-подводники категорически не согласны, поскольку
она абсурдна, вредна даже самим судостроителям, а для Подводного Флота
России такая «логика» просто губительна.
Однако, как то решило
Руководство ЛАО, из тех военных подводников, кто способен соучаствовать в
том, чтобы славная история Подводного Флота России продолжалась так же
славно, и даже тех, кто имеет большие заслуги в славной истории
подводных лодок, построенных ЛАО, на праздновании Дня Подводника ЛАО 19
марта 2013г. ни кого не было. В этом проявилось «понимание» Руководством
ЛАО способов решения стоящих перед ЛАО задач по строительству подводных
лодок, - ошибочное понимание, которое порождает одну из главных причин
затруднений ЛАО и других судостроителей в сдаче ими кораблей Флоту.
«Понимание», будто ПОДВОДНИК - это, прежде всего,
тот, кто за подводные лодки получает деньги, т.е., - судостроитель, а
не тот, кто предназначение подводной лодки реализует, кто на лодке
служит, содержит её в боеготовом состоянии и ходит на ней в море, чтобы
на ней воевать - это «понимание» Руководство
ЛАО проявляло не раз. Руководство ЛАО, определённо, полагает, что в
составе ПОДВОДНИКОВ место экипажей подводных лодок - последнее, и
экипажи подводных лодок можно не вспоминать даже в День Подводника. Это
«понимание» проявилось и 19 марта 2013г.
Отношение Руководства ЛАО к процессу создания и развития Подводного Флота,
а именно: из всего входящего в этот сложный процесс учёт лишь того, что
написано на денежных купюрах, притом учёт и этого вести вне связи с
государственными интересами, - это отношение, вновь выраженное организацией празднования Дня Подводника 19 марта 2013г, наносит ущерб Подводному Флоту России.
Смысл своей работы
Руководство ЛАО, определённо, видят лишь в реализации и обналичивании к
сроку средств, полученных за «заказ», - в том, чтобы соединить секции
корпуса (надводного корабля, танкера, подводной лодки и всякого другого,
плавающего, безразлично), в единое целое, и начинить его всем, чем
следует, и покрасить, и всё завершить в срок. Больше денег, - больше
усердия. Трудом судостроителей ЛАО растут Подводные Силы Китая, и проч…
.
Если бы такое
«понимание» Руководством ЛАО задач по строительству подводных лодок не
порождало проблемы строительства Подводного Флота России, и не грозило
другими, ещё большими проблемами, - вряд ли следовало акцентировать
внимание на том, как и в каком составе такая «сборочная команда» 19
марта 2013г. радовалась своим успехам в зарабатывании денег. Радовалась
по очередному подвернувшемуся поводу, - на этот раз поводом оказался
День Подводника. Что ж, Подводникам не жалко, пусть гуляют и в День
Подводника, тем более, не совсем же чужие люди гуляют…
Но когда судостроители
перестают считать свою работу службой Родине, когда им безразлично, что
и для чего они делают (впрочем, это некоторым «Адмиралтейцам» уже
безразлично), и смысл своей
работы видят лишь в обналичивании к сроку средств, полученных за
«заказ», - в том, чтобы к сроку соединить секции корпуса (надводного
корабля, танкера, подводной лодки и всякого другого, плавающего), в
единое целое, и начинить его всем, чем следует, и покрасить, - не
правильнее ли профессиональный праздник тех, кто этим занимается,
назвать «Днём судостроителя»? Наименование «День судостроителя» будет
соответствовать тому, что под видом Дня Подводника 19 марта 2013г.
провело Руководство ЛАО. Но такой «День» не будет профессиональным
праздником подводников, - ведь День Подводника связан с учреждением
нового класса кораблей в их классификации, класса ПОДВОДНЫХ ЛОДОК, и с
организацией первого соединения подводных лодок, с тем, о чём
«празднующие День Подводника» на ЛАО 19 марта 2013г. даже не вспомнили.
Когда праздник
сборщиков корпусов будет назван «Днём судостроителя», любое Руководство
будет право, организуя в честь сборщиков те мероприятия, которые
Руководство ЛАО провело 19 марта 2013г. Но пока 19 марта является Днём
Подводника, Руководство ЛАО должно в этот день хотя бы для приличия
вспоминать, что, осваивая и распределяя между «своими» немалые бюджетные
средства, полученные на строительство подводных лодок, трудом экипажей подводных лодок судостроители пользуются реально,
притом и в ходе строительства подводных лодок (со дня погрузки на лодку
аккумуляторной батареи, когда военный экипаж заступает на дежурство по
ПЛ, обслуживает и обеспечивает безопасность батареи и лодки, в целом), и
в процессе сдаточных испытаний, - в полном объёме деятельности экипажа
боевого корабля. В успехе же реализации продукции судостроения, к чему у
заказчика интерес главный, -
роль экипажей подводных лодок становится полной (выше приведены примеры -
успехи экипажа Б-4 во главе с Р.А.Кетовым, и экипажа К-358 во главе с
В.В.Исаком).
Что же о потенциале Подводного Флота, выражающем силу Подводного флота любого государства, то этот показатель
определяет отнюдь не число корпусов подводных лодок, но определяет
именно эффективность действий подводных лодок в интересах того
государства, - показатель, уровень которого от
профессионализма и патриотизма экипажей подводных лодок зависит не
меньше, чем от качества корпусов и их «начинки». При этом, для точности,
замечу, что эффективность действий подводных лодок в значительной
степени также зависит и от качества обеспечения подводных лодок, и от
качества управления ими (речь идёт о труде тех, кто действует
непосредственно на подводных лодках, и тех, кто подводные лодки
обеспечивает оружием и проч., кто лодки готовит к выходу, и кто
управляет их действиями в море, - командующих, их штабов и командных
пунктов).
Но и с этим нынешнее Руководство ЛАО также не считается.
Поэтому позиция
Руководства ЛАО, выраженная исключением военных подводников из состава
привлечённых к мероприятию в честь Дня Подводника, - мероприятию во имя
профессионализма подводников и во имя мощи Подводных Сил, позиция,
проявившаяся и в ряде других действий, о которых будет сказано ниже,
ОШИБОЧНА и бесперспективна, при этом ОПАСНА для дела подводной службы.
Отношение Руководства
ЛАО к Подводным Силам России, проявившееся и в негодной организации
мероприятий Дня Подводника, необходимо исправить, а для того необходимо
это отношение обсудить, притом и для властьимущих, т.е., убедительно и
компетентно, поскольку то негодное «отношение» популярно в среде
властьимущих.
В отличие от того Руководства и от тех властьимущих, профессионалы - подводники убеждены, что основа успеха подводной службы ТРИЕДИНА, состоит из успеха труда: 1) конструкторов и 2) судостроителей (объединяемых понятием «промышленность»), и успеха труда 3) военных моряков, притом как служащих непосредственно на подводных лодках, так и обеспечивающих действия тех лодок.
Моя личная уверенность
в этом исходит из знаний, полученных в учебных заведениях ВМФ, и из
опыта подводной службы, приобретённого за 25 лет службы на
дизель-электрических и атомных лодках, и за 4 года службы в должности
заместителя начальника штаба Северного флота по боевому управлению.
Слова об этой позиции профессионалов-подводников, - не фантазия и не декларация. Наша позиция выражается в действиях, в частности, при подготовке и проведении юбилейных мероприятий К-244, - многоцелевой атомной ПЛ проекта 671 РТМ,
сконструированной СПМ БМ «Малахит» и построенной в 1985г.
Адмиралтейскими Верфями, ныне, - Ленинградское Адмиралтейское
Объединение (ЛАО).
Поскольку мне была
доверена честь: быть первым командиром К-244, изначально сформировав и
организовав первый её экипаж, моё командование подводной лодкой К-244,
при формировании экипажа строящейся на ЛАО, началось с проведения
сдаточных испытаний К-244, которые являются последним этапом постройки
корабля.
Невозможно переоценить
опыт, приобретаемый офицером в ходе формирования экипажа, а также и
опыт проведения испытаний построенного корабля, приёма корабля в состав
ВМФ,. Этот опыт незаменим, и потому каждый командир корабельного
соединения должен иметь такой опыт, ведь только этот опыт позволяет
понимать важнейшее: что основа успеха подводной службы ТРИЕДИНА, и,
повторю, состоит из успеха труда конструкторов и судостроителей («промышленности»),
и успеха труда военных моряков. Это я знаю это достоверно, поскольку,
помимо приёма К-244 (в качестве заместителя Председателя Госкомиссии, и
сдаточного капитана), ещё трижды возглавлял Государственные комиссии по
приёму подводных лодок и их сложного оборудования.
К сожалению, ни
училища (извините, «институты»), ни Классы, ни Военно-Морская академия,
ни Учебные Центры ВМФ своих выпускников к работе по приёму кораблей от
промышленности (после постройки или после существенного ремонта) не
готовят, а опыт тех, кто прошёл через приём и испытания кораблей, не используется. Все известные мне офицеры, обладающие успешным опытом такой работы, - Н.Н.Генералов
(приём К-388), М.И.Клюев (приём К-299), Ю.А.Стемковский (старший на
заводских ходовых испытаниях многих лодок, профессионал высшей
категории), Филиппов Е.Н. (приём К-138) и другие, те, кто в силу опыта и
знаний, способен готовить экипажи строящихся кораблей, соответствующего
поручения не получали. Их уникальный опыт и их колоссальные знания
оказались невостребованными. Окончив службу на кораблях, эти офицеры
трудоустраивались самостоятельно, куда удалось, - вплоть до охранника в
садоводстве. Абсурд! Но именно в нём выражается деятельность
Руководства, притом не только Руководства ВМФ, но и Руководства заводов.
Такая деятельность не только проявляет качество того Руководства, но сказывается на качестве продукции заводов, - качестве кораблей, судов и проч. подводных лодок.
В отличие от того
Руководства, ветераны основного экипажа К-244, как и ветераны многих
кораблей и корабельных соединений, не только понимают, что основа успеха
подводной службы ТРИЕДИНА, но и деятельно выражают это понимание. Так,
готовясь отметить 20-летие К-244 в 2005г., а в 2010г. - её 25-летие, ветераны нашего экипажа изначально считали, что и те, кто сконструировал наш корабль, и те, кто его в 1985г. построил, и те, кто в дальнейшем помогал экипажу поддерживать техническое состояние корабля, - все они являются соавторами славной истории нашего корабля, соавторами всех побед К-244. Знание нами этой истины заработано «пОтом и кровью» (пОта много и нашего, а «кровь», - лишь наших коллег, которым в подводной службе повезло меньше, чем нам), потому это знание для нас свято. Конструкторов, и строителей нашего корабля мы считаем ветеранами нашего корабля,
наравне с теми, кто на К-244 подолгу бороздил моря и океаны, - в штили и
в штормы, в тропиках и подо льдами Арктики. Мысль о том, что любой
юбилей К-244 может быть проведён без участия конструкторов и строителей
нашего корабля, представляется нам не просто абсурдной, но
кощунственной, поскольку посягает на святое.
В ходе праздничных мероприятий в честь 20-летия, а затем и 25-летия К-244, организованных НАМИ, все их участники вспоминали, как дружно мы работали, чтобы
Флот получил хороший корабль в 1985году. Тогда Приказом Директора
судостроительного завода штатный личный состав вместе с «заводчанами»
был включён в сдаточную команду, а сдаточным капитаном был назначен я,
командир К-244. Во время проведения испытаний корабля иногда выражая и
взаимные нелицеприятные упрёки, но всегда во взаимопонимании и при
неизменной взаимопомощи (в том залог успеха!) ответственный этап
строительства корабля мы выполнили, - провели заводские швартовные и ходовые, а затем и государственные испытания ПЛ, в
ходе которых сдаточная команда, состоящая из заводчан и штатного
экипажа ПЛ, не только выявила немало недоработок судостроителей и
конструкторов, но при настойчивости экипажа АПЛ добилась, их устранения.
Необходимо отметить, что нам удалось добиться даже устранения тех
недостатков, которые были известны уже несколько лет, и которые сочли
неустранимыми, как недостатки в программном обеспечении БИУС «Омнибус».
Так основной экипаж К-244 стремился реализовать все замечательные
свойства корабля проекта 671РТМ, заложенные в него конструкторами и
судостроителями. Убеждён: столь успешно и безаварийно подводная лодка
К-244 проявила себя в последующем, при решении сложных задач потому, что дело, начатое (гражданскими) конструкторами и судостроителями, наш (военный) экипаж продолжил достойно!
В ходе тех НАШИХ праздничных мероприятий 2005г. и 2010г. мы вспоминали, как экипаж, приняв корабль у промышленности, после
убытия заводчан продолжал напряжённо и добросовестно работать, чтобы
реализовать результат труда конструкторов и судостроителей.
Отмечу, что некоторые
испытания в Белом море, где прошли Госиспытания К-244, провести нельзя
(например, испытать способность ПЛА действовать в условиях высокой
температуры забортной воды). Эти испытания проводились в подходящих
условиях позже. В частности, способность к действиям в условиях высокой
температуры забортной воды наш экипаж провёл в 1987г., в Саргассовом
море, после подписания Приёмного Акта, - провёл, чтобы убедить всех в высоких качествах проекта 671РТМ, и в высоком качестве продукции наших судостроителей. Недостатки,
которые во время Госиспытаний не были выявлены сдаточной командой и
военной приёмкой, и были обнаружены экипажем позже, «промышленность»
устраняла, притом и в течение гарантийного срока, и позже, в чём отказа
не было.
На юбилеях К-244,
подготовленных нами, ветераны «Малахитовцы» и «Адмиралтейцы» это мнение
вполне разделяли. Те их слова остались не только в наших приятных
впечатлениях и полезных воспоминаниях, но и запечатлены на видеофильмах,
размещённых на САЙТе К-244, - чтобы с пользой для дела их смотрел и
тот, кто начинает подводную службу, и тот, кто не осознал ТРИЕДИНСТВО
основы успеха подводной службы. Иногда и я их пересматриваю; всегда
смотрю с удовольствием и с верой в произносимые судостроителями слова.
Посмотрел их и по окончании Телевизионной программы МОРСКИЕ ВЕСТИ ,о том, как «хорошо», по семейному, без подводников 19 марта 2013г. День Подводника отметило нынешнее Руководство ЛАО. Два совсем разные КИНО оказались. Как говорится, БОЛЬШАЯ РАЗНИЦА! Но я верю тому, что говорили наши ветераны!
Ветераны - подводники
основного экипажа К-244 помнят историю корабля, чтят её, стремятся,
чтобы опыт наших успехов пошёл на пользу нынешнему поколению
подводников, - и тем, кто на подводных лодках служит, и тем, кто их
конструирует и их строит, и тем, кто лодки готовит к выходу в море и кто
руководит всеми этими процессами, а также руководит и действиями лодок в
море. Для этого, в числе иного, излагают воспоминания на САЙТе К-244.
Руководство ЛАО к
истории К-244, корабля, построенного ЛАО, относится иным образом. Ни кто
из судостроителей не счёл необходимым на САЙТе К-244 поделиться своими
воспоминаниями о нашем совместном труде в процессе достройки и испытания
К-244, ни воспоминаниями о любом другом корабле, ни рекомендациями о
проведении тех или иных работ, направленных на повышение эффективности
Подводного Флота, как мы, ветераны первого экипажа К-244, их об этом ни
просили. Более того, когда после полуденного выстрела с Петропавловской
крепости, 9 июля 2010г. произведённого в честь юбилея нашего славного
корабля, представителю этого Руководства была передана гильза от заряда,
которым тот выстрел произведён, передана для размещения в Музее Истории ЛАО, эта гильза была попросту потеряна для истории.
Прошло почти 3 года, но о том, что этот памятный экспонат,
свидетельствующий о признании успеха совместного труда конструкторов,
судостроителей и экипажей К-244, размещён в Музее и служит целям
экспозиции, - об этом Руководство ЛАО до сих пор не сообщило, в музее
ЛАО экспонат не разместило, пренебрегло им.
Что же о значительной
роли экипажа в завершении строительства К-244 и в реализации качеств,
заложенных в неё конструкторами и судостроителями, - то экипаж К-244 в
этом не уникален, такова судьба сотен подводных лодок, сконструированных
нашими замечательными конструкторами и построенных нашими
замечательными судостроители. История свидетельствует, что такова,
именно значительна, роль экипажа каждой из тех лодок. Каждая из них
прошла через руки и через судьбы людей, составлявших их первые экипажи,
вместе с двумя сотнями представителей «промышленности» входившие в
состав ЗАВОДСКИХ сдаточных команд, назначаемых Приказом Генерального Директора. Тем же Приказом Генерального Директора СДАТОЧНЫМ КАПИТАНОМ ЗАКАЗА №…, как условно именуют строящуюся подводную лодку, назначали командира этой лодки.
Казалось бы, Приказ Гендиректора означает связь с предприятием, которая тем Приказом юридически оформлена, - но ни «довольствия» (в виде оплаты той работы, за подобную которой, разумеется, менее сложную и гораздо менее ответственную, за сутки нахождения на ПЛА в море рабочий ЛАО
во время сдаточных испытаний К-244 в декабре 1985г. получал 60 рублей.
За те же сутки я, командир ПЛ К-244 - «сдаточный капитан заказа», от завода не получал ничего, оставался на военном дендовольствии, которое составляло около 25 рублей в сутки; офицеры и мичманы К-244 получали до 20 рублей в сутки. Оплата труда подводников срочной службы, которые, как тот рабочий ЛАО, входили в состав сдаточной команды, но, в отличие от того рабочего, ещё и полновесно несли трёхсменную вахту, была копеечной. Во время проведения ходовых испытаний 2 ноября 1985г. на борту К-244 находилось 290 человек, из них 92 - «штатные», экипаж ПЛ, + 4 штаб бригады, +180 сдаточной команды гражданской, от ЛАО, +13 военной приёмки), ни «удовольствия» - «социальной» поддержки (медпомощи
в весьма оснащённой медчасти завода, лечения в Профилактории ЛАО,
помощи в трудоустройстве, либо иного, заработанного совместным с
заводчанами трудом по строительству и обслуживанию кораблей, за что
заводу заплачено, и на что приобретены медчасть, профилакторий и проч.),
ни хотя бы «удовольствия», в виде приглашения на празднование Дня
Подводника, Руководство ЛАО ни во время действия Приказа Гендиректора
ЛАО, ни теперь, годы спустя, не представляет ни действующим подводникам,
ни ветеранам. И это при том, что подводники из состава экипажей
сдаваемых заводами кораблей и «довольствие», и «удовольствие»
зарабатывают, участвуя в составе сдаточных команд и проч.
Совместный, с
судостроителями, труд при достройке и проведении испытаний всё-таки на
пользу делу шёл. При том, что судостроители говорили: «Зачем нам вас
учить? Наученным будет труднее сдать заказ!», но всё таки учили, - чтобы
при несении вахт не сломали что-либо и не сорвали сдачу заказа, и, тем
более, не уморили многочисленную заводскую часть сдаточной команды,
например, так, как это представляют теперь произошедшее на К-152 8
ноября 2008г.
Столь большое
количество представителей ЛАО на борту К-244 во время ходовых испытаний в
Белом море было во многом обусловлено и недостаточным качеством
швартовных (проведённых до ходовых) испытаний, и недостаточной
подготовленностью личного состава экипажа к проведению ремонта, и,
главное, высокой оплатой работы в море. По этому поводу скажу, что
оплата работы в море должна быть надлежащей, не менее той, которую
назначало руководство завода. Но, очевидно, необходим порядок, который обеспечил бы представление и подводникам заработанного ими при приёме кораблей.
Архиважно
то, что установление этого порядка позволило бы заинтересовать
профессионалов-подводников работой по приёму кораблей, а, значит,
улучшить условия формирования экипажей принимаемых кораблей и тем
обеспечить повышение качества их приёма.
Этого порядка нет из-за бездействия Руководства ЛАО, из-за бездействия Руководства Судостроения России и Руководства ВМФ.
Слышны лишь «сожаления» состава этих Руководств ЛАО и Судостроениря по
поводу того, что «построенные корабли принять некому, так как экипажи
слабые».
Сетующее по этому
поводу Руководство не желает ничего делать для того, чтобы эту важнейшую
проблему решать. Потому и День Подводника отметили на ЛАО столь
несоответственно смыслу Дня, - именно из-за того негодного НЕЖЕЛАНИЯ
Руководства ЛАО решать проблему реально. Одни разговоры, притом подальше
от реальных причин.
При этом ещё более
важный вопрос: если корабли всё же будут построены, испытаны и переданы в
состав ВМФ, кто заложенный в те корабли потенциал сможет реализовать?-
этот вопрос то Руководство не задаёт потому, что нынешний ответ на него
делает бессмысленной трату денег на строительство кораблей.
Вынужден с сожалением
отметить, что в головах руководителей заводов и министерств мысли о
путях решения проблемы обеспечения эффективности Подводных Сил России не
возникают ни самостийно, ни после получения соответствующих
предложений, в том числе моих. При этом то руководство лишь пеняет
морякам на недостатки экипажей, якобы плохо принимающих якобы хорошие
корабли от судостроителей. Последний «громкий» факт такого поведения
Руководства, - разбирательство по поводу гибели 20 человек на К-152, из
них 17 человек - «гражданского» персонала, - в их гибели обвиняют
командира К-152, - «сдаточного капитана», и матроса, - оператора системы
ЛОХ. Неужели военные люди нужны лишь для такого рода обвинений, для
того, чтобы непатриотические безответственные руководители, натворив
безобразий, спрятались от ответственности за спины тех военных моряков?
Празднование 19 марта 2013г. Руководством ЛАО Дня Подводника - без участия подводников, показанное МОРСКИМИ ВЕСТЯМИ, вновь продемонстрировало, что руководители, от которых зависит судьба Флота, в целом, не руководствуются пониманием того, для чего необходим Флот, в целом, и Подводный Флот, в частности, в чём цель строительства подводных лодок, в чём выражается эффективность, Подводного
Флота, от чего и от кого она зависит, кто и как способен содействовать
её повышению. Полагаю, ответы на эти вопросы нынешнее руководство знает,
но, ввиду безответственности и коррумпированности, не этими ответами, а
далёкими от государственных своими личными интересами, и именно их
реализует. Потому, что нет с этого руководства квалифицированного
спроса за эффективность действий Подводного флота, якобы «возрождаемого
ЛАО и проч.
«Отчёт за возрождение» Подводного Флота идёт по «освоенным» суммам: - деньги выделены - деньги же куда-то и расходуются.
Вышестоящее, по
отношению к ЛАО, руководство или просто надеется, что расходуются по
назначению, или же следит, как деньги разворовывают, и ждёт, когда
наворуют побольше, чтобы обличить погромче, - так поступал зам.
Председателя Правительства РФ С.Б.Иванов, «наблюдая» за тем, как в
Роскосмосе крали, крали, - и украли более 13 млрд. руб. Но и тогда С.Б.Иванов не обличил воров, - их поймал, помнится Следственный Комитет РФ.
А что на «выходе»
такого «процесса освоения денег», - никто из уполномоченного высшего
Руководства не желает хотя бы понять, по крайней мере, до того, как
кто-то из СМИ не обнаружит новую дорогу к новой даче нового родственника
нового сердюкова …
Но, при причастности
«высшего» руководства к формированию мировоззрения Руководства ЛАО, -
«празднование» 19 марта 2013г. Дня Подводника на ЛАО всё же на совести
Руководства ЛАО, очевидно, оборвавшего прежние, хотя и не достаточно
хорошие, но всё же какие-то связи с ветеранами подводной службы, и не
стремящегося хотя бы на мероприятиях в честь профессионального праздника
эти связи установить, чтобы их использовать в строительстве
эффективного Подводного Флота. Этому Руководству эффективный Флот не
нужен, прежде всего, потому, что за ту эффективность произведённой
продукции никто из юристов и лингвистов, возглавивших Россию, спросить
НЕ СПОСОБЕН, будучи к этому не готовыми ни по базовому образованию, ни
по базовому опыту реальной трудовой деятельности.
Факт тревожный, - ведь
«просто» строить Подводный Флот, не имея ни цели, ни плана: сделать
эффективный Подводный Флот, - это «просто строительство» - ни что иное,
как безответственный распил и распыл отпущенных на строительство
Подводного Флота гигантских средств, в процессе которого происходит ещё и
развращение и уничтожение великолепных трудовых коллективов и их
руководителей!
Предлагаю всем
заинтересованным в возрождении Флота России обсудить состояние
профессионализма моряков и обменяться предложениями, как профессионализм
укреплять и повышать, в том числе и для того, чтобы обеспечить приём
кораблей, которые будут поступать в состав Флота.
11 апреля 2013г.
Ветеран подводного флота, в прошлом - командир отличной подводной лодки К-244 капитан 1 ранга в отставке Аликов В.И.
Немає коментарів:
Дописати коментар