11 мая 1939 года в небе над Рязанской областью произошла авиационная катастрофа, унесшая из жизни легендарную советскую летчицу Полину Осипенко и начальника главной летной инспекции ВВС РККА Анатолия Серова.
Анатолий Серов был известен тем, что в ночном бою над Испанией сбил бомбардировщик Франко. Полина Осипенко - известная всей стране летчица-рекордсменка, настоящая легенда советской авиации.
Полина родилась в селе Новоспасовка, окончила два класса церковно-приходской школы и отправилась работать. В 1929 году она окончила шестимесячные курсы птицеводов в Киеве по специальности «инструктор по организации птицеводческих ферм». Работала заведующей птицефермой в колхозе им. Котовского.
Биографы Полины Осипенко рассказывают немало историй, которые рисуют жизнь женщины-летчицы в ореоле героической романтики. Одна из них повествует, как однажды на луг около птицеводческой фермы опустились два самолета. Все колхозники прибежали к
В 1926 году Полина вышла замуж за своего односельчанина - военного летчика, который сыграл важную роль в ее дальнейшей судьбе и во многом помог ей стать летчицей. В апреле 1931 года она уехала из Новоспасовки к своему мужу в Качу, где тот служил. Первая попытка Полины поступить в военную школу летчиков им. Мясникова не увенчалась успехом, и она устроилась работать официанткой в столовую, чтобы быть поближе к аэродрому. Полеты происходили на нескольких площадках, куда к полудню на самолете У-2 привозили стартовый завтрак. В этих полетах муж разрешал ей подержаться за управление.
Полина не опустила руки, когда не смогла поступить в летную школу. Она каждый день упрашивала начальника принять ее на учебу. В итоге настойчивую девушку допустили к занятиям. Трудолюбивая девушка превзошла все ожидания учителей, продемонстрировав со временем великолепную технику пилотирования. Поразительно, что Полина, получившая скудное образование в начальной школе, сумела разобраться в сложных дисциплинах авиационного училища.
После окончания школы военного пилота направили на службу в авиационную часть. Полина Осипенко неустанно совершенствовалась как летчица. Она была на редкость настойчива, упорна, трудолюбива. В одном из полетов она достигла рекордной высоты среди женщин в открытой кабине — 8804 метра.
В 1936 году Полина участвовала во Всесоюзном совещании жен командного и
Сначала летчица решила перекрыть достижение итальянки Негрон, гидросамолет которой поднялся на высоту 6200 метров. 22 мая 1937 года Осипенко установила мировой рекорд, поднявшись на высоту 9100 метров. Через два дня - мировой рекорд при полете с грузом: 7009 метров груз в одну тонну.
2 июля 1938 года экипаж в составе Полины Осипенко, второго пилота Веры Ломако и штурмана Марины Расковой установил женский мировой рекорд полета по прямой (беспосадочный перелет Севастополь–Архангельск). За свой подвиг Осипенко первой из женщин страны получила звание Героя Советского Союза.
24-25 сентября 1938 года вместе с Валентиной Гризодубовой и Мариной Расковой Полина Осипенко совершила рекордный беспосадочный перелет на самолете «Родина» по маршруту Москва - Дальний Восток (Комсомольск-на-Амуре). А вскоре, в ноябре 1938 года, все члены экипажа были удостоены звания Герой Советского Союза.
В мае 1939 года майор П. Д. Осипенко, работавшая тогда в летной инспекции, должна была принять участие в сборах командиров для тренировки в слепых полетах на курсах усовершенствования начальствующего состава.
В первый день летчики работали в помещении с тренажером. Они по очереди занимали кабину и выполняли по приборам задание инструктора. На следующий день летали с
С утра 11 мая облака низко нависли над землей. Но полеты начались в точно указанное в графике время. Каждый самолет летал в отведенной ему зоне.
По предложению Героя Советского Союза Анатолия Серова, также проходившего обучение на этих курсах, летчики разделились на пары: один находился в закрытой кабине, другой - в открытой, вместо инструктора. Потом менялись местами.
Серов вылетел на задание с Полиной Осипенко. Сначала она находилась в закрытой кабине и вела машину вслепую. В это время Серов, сидя в передней открытой кабине, корректировал полет. После сел в закрытую кабину, место инструктора заняла Полина Осипенко. Самолет легко и красиво пошел в воздух. Но это был последний полет замечательных летчиков.
В связи с трагической гибелью П.Осипенко и А.Серова в стране был объявлен траур, на фото в передовицах, вышедших 15 мая 1939 года, Сталин несет урну с прахом Серова к Кремлевской стене. Молотов несет урну с прахом Полины. После траурного митинга урны с прахом погибших под орудийный салют были торжественно захоронены в Кремлевской стене. Вечная им память!
По материаламhttp://www.opoccuu.com/110511.htm
Немає коментарів:
Дописати коментар