Россия
собирается ввести в состав Черноморского флота шесть
дизель-электрических подводных лодок проекта 636. Об этом сообщает
Интерфакс со ссылкой на управление пресс-службы и информации
Министерства обороны России по ВМФ. Завершить строительство всех
подводных лодок для Черноморского флота предполагается в 2017 году.
Вопрос обновления флота многофакторный. Во-первых, военно-технический,
во-вторых, политический, в-третьих, экономический и, в четвертых, что не
менее важно, экологический.
Сейчас у России на Черном море есть только одна подводная лодка «Алроса», которая отведена для ремонта. Каждая модернизация или новое строительство военного корабля предполагает увеличение его боевых возможностей. Иначе не стоит этим заниматься вообще. Вот здесь и первая проблема. Усиление боевых возможностей кораблей и авиации Черноморского флота не может происходить исключительно так, как хочет российская сторона, а должно соответствующими соглашениями согласовываться с украинской.
Здесь мы сталкиваемся с постоянным непониманием, действительным или мнимым, российских партнеров, желанием не мытьем, так катаньем достичь желаемого. Директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак сказал газете «День»: «В свое время был спор по поводу замены самолетов Су-17 на новые Су-24М, которые могут быть носителями ядерного оружия. Украинская сторона сначала выступала резко против, но потом согласилась на то, чтобы с самолетов демонтировали устройства, которые могут нести ядерное оружие. В конце концов, российская сторона «по умолчанию» фактически сделала то, что планировала - получила самолеты, которые хотела. То же самое происходит и по отношению к катерам - когда старые заменяются на более современные, которых раньше не было в составе флота вообще. Таким образом, в составе Черноморского флота появились мощные ракетные катера «Самум» и «Бора». С подводными лодками может произойти то же самое: сначала будут производить некоторые замены, а потом вводить новые лодки и расширять номенклатуру вооружений Черноморского флота».
Здесь мы переходим от фактора военно-технического к политическому. В первую очередь, к отсутствию ясной и четкой стратегии украинской власти по отношению к дислоцированию на нашей территории иностранного воинского контингента. Эта частная проблема является производной от более общей - взаимоотношений Киева и Москвы. При этом последняя всегда является стороной наступающей, а первый - обороняющейся. И в этом нет вины Первопрестольной, это вина исключительно нашей власти на протяжении всего периода независимости Украины.
Как следствие - попытки перевести важную политическую проблему в экономическую плоскость, выгадать какие-то уступки и подачки от Москвы. Даже сам договор о Черноморском флоте изначально имел не столько политический, сколько коммерческий характер. Привязка платы за его базирование к стоимости газа принципиально ставила Киев в неравноправное положение, последствия вылились в Харьковские соглашения, колониальные по своему характеру и содержанию. Гнались за снижением цены на газ любым способом, а получили ее многократное повышение.
Но даже любимыми экономическими и финансовыми играми наша власть не умеет заниматься, как положено. Подписали себе на голову неравноправные соглашения в Харькове, так нужно правильно воспользоваться теми крохами, что остались.
Россия кровно заинтересована в обновлении и модернизации Черноморского флота. Для нее это важный аргумент в геополитической игре не только в Азово-Черноморском, а и в Средиземноморском регионах. И даже в Атлантике.
Перед Киевом открываются две возможности. Вариант первый. Продолжать тот же курс выбивания у Москвы каких-то уступок, обещаний совместных проектов. Например, чтобы ремонт кораблей Черноморского флота осуществляли украинские предприятия. Далее. Создание совместных предприятий по модернизации средств ПВО, в частности, зенитно-ракетных комплексов «Бук» и С-300. Можно найти что-то еще. Но это, при всей видимой привлекательности, путь тупиковый. Даже если Россия на что-то и согласится, очень скоро она найдет множество причин для саботажа или просто не будет платить деньги. Документы на совместное предприятие по модернизации ракетных средств ПВО, как рассказал Валентин Бадрак, были готовы еще в 2004 году, но заморожены. В самом деле, нет резона России загружать заказами украинские предприятия, если у самой они стоят в очереди за контрактами.
Зачем заниматься модернизацией ракетных систем чужого производства, если наш оборонный комплекс в состоянии все это сделать и наша армия не будет зависеть от весьма переменчивых настроений соседа?
Аналогично и с Черноморским флотом. От него по большому счету Украине проку никакого, кроме постоянных проблем. И зачем нам в Севастополе и его окрестностях российские подводные лодки? Хочет Россия их иметь на Черном море - имеет право, но пусть размещает на своем побережье.
Вариант второй. Отказаться от всякой связи пребывания Черноморского флота на нашей территории с какими-либо финансовыми и прочими уступками со стороны Москвы, не связываться с ценами на газ и прочими возможными коммерческими и хозяйственными вопросами. Квартиранты должны платить за квартиру и постой. Живыми деньгами. Причем цена должна быть адекватной всему тому, что они в этой квартире используют. В том числе и за экологический ущерб, а также, и это самое главное, за использование благословенной и очень дорогой крымской земли.
Вот Азербайджан требует поднять арендную плату за Габалинскую радиолокационную станцию более чем в 20 раз. Расположена она в курортной зоне, где очень дорогая земля и прочие необходимые элементы для ее функционирования. Если следовать такой цене, то за Черноморский флот в Украине Россия должна платить миллиарды долларов. Как во всем мире. Хочет иметь базу в Севастополе - деньги на стол. И направить эти средства на нашу армию и флот, да и городу Севастополю много перепадет. И на танки новые хватит, и на корабли современные. Заказы направлять исключительно на украинские предприятия. За нашими инженерами, конструкторами, учеными и рабочими дело не станет. За несколько лет полностью обновим армию, ее вооружение и собственные предприятия обеспечим заказами.
И не нужно будет просить надменного соседа каких-то поблажек, за которые потом сами и расплачиваемся.
Москва, конечно, заартачится. Так как она тянет резину в отношении Габалинской РЛС, рассказывая сказки, что она ей не нужна. Но уходить из Азербайджана не хочет. От одной мысли, что придется уйти из Крыма, кое-кого в Белокаменной бьет падучая.
Выгонять чужой флот мы не можем. Но сделать так, чтобы нас уважали, можно и нужно. В первую очередь - скрупулезным следованием букве договора. За каждую просьбу требовать деньги, так, как они требуют за газ. Любые передвижения по суше, морю и воздуху согласовывать с указанием, для какой цели, и жестко это контролировать. Не захотела Турция, чтобы американская военная база в Инджерлике использовалась в конфликте с Ираком, - и ни одни американский самолет в воздух не поднялся.
Будем вести себя твердо и только по расчету живыми деньгами, указывать, что они в гостях и должны вести себя соответственно - сами захотят досрочно съехать с квартиры. Потому что к такому не привыкли.
И это будут самые настоящие равноправные отношения. А в остальном будем дружить. Ведь расчет дружбе не помеха, а большая помощь.
Комментарии
«Такого соглашения на сегодняшний день нет»
Игорь Тенюх, адмирал Военно-морских сил Украины:
- Любое изменение вооружения, количества кораблей, подводных лодок, плавсредств и численности личного состава возможно только после подписания отдельного соглашения между Украиной и Россией относительно изменения вышеупомянутого количественного состава Черноморского флота. Такого соглашения на сегодняшний день нет. Заявления же со стороны России стоит расценивать как такие, что она придает большое значение Азово-Черноморскому региону.
«В любом случае в 2042 году эти корабли должны быть выведены из Украины»
Владимир Притула, эксперт проекта «Крымский политический диалог», награжден Почетным знаком командующего ВМС ВС Украины за содействие воссозданию украинского флота:
- Заявления о шести новейших подводных лодках, которые будут отправлены в Черноморский флот, - это больше декларация. Она в первую очередь направлена на внутреннее использование в России - показать, что курс Путина на увеличение могущества и влияния России неизменный. Это - сигнал, направленный в адрес русских военных, которые видят - пока еще происходит не очень много изменений согласно декларациям. Черноморский флот в последний раз получал современные корабли 10 лет назад. Следовательно, ЧФ катастрофически быстро стареет. В настоящий момент сложилась такая ситуация, что среди прежних постсоветских стран только Украина владеет более-менее функционирующей подводной лодкой. У Черноморского флота не осталось ни одной подводной лодки. Единственная «Алроса» сейчас ремонтируется за пределами Севастополя. Поэтому такие декларации и заявления необходимы для поддержания боевого духа на самом Черноморском флоте и внутри страны.
Однако мы не знаем, будет ли выполнена эта программа, учитывая экономическое положение самой России и развитие мировой экономики. Думаю, что для Украины никаких последствий такое заявление не несет. Эксперты, которые говорят, что, независимо от того, сколько подводных лодок будет стоять в Севастополе, в 2042 году они должны будут покинуть территорию Украины, правы. Возможно, этот срок сократится, если изменится политический режим в Киеве. Кроме того, если России не удастся серьезно модернизировать в течение следующих десяти лет надводные силы, наличие этих шести подводных лодок не будет оказывать никакого серьезного влияния на военно-политическую ситуацию в Черном море. Поэтому будут ли они стоять в Севастополе, или Новороссийске, или, возможно, в Кронштадте, - большого значения для Украины не имеет. Если одна или две-три такие лодки появятся в ближайшее время, то у нынешнего правительства Украины или у того правительства, которое будет стоять перед вопросом допуска русских подводных лодок в ЧФ, появится еще один козырь в торгах с официальной Москвой. Если русские захотят сюда поставлять военную технику или корабли, Украине будет чем торговаться. Но в любом случае в 2042 году эти корабли должны быть выведены из Украины.
http://inosmi.ru/sngbaltia/20120822/197051966.html
Сейчас у России на Черном море есть только одна подводная лодка «Алроса», которая отведена для ремонта. Каждая модернизация или новое строительство военного корабля предполагает увеличение его боевых возможностей. Иначе не стоит этим заниматься вообще. Вот здесь и первая проблема. Усиление боевых возможностей кораблей и авиации Черноморского флота не может происходить исключительно так, как хочет российская сторона, а должно соответствующими соглашениями согласовываться с украинской.
Здесь мы сталкиваемся с постоянным непониманием, действительным или мнимым, российских партнеров, желанием не мытьем, так катаньем достичь желаемого. Директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак сказал газете «День»: «В свое время был спор по поводу замены самолетов Су-17 на новые Су-24М, которые могут быть носителями ядерного оружия. Украинская сторона сначала выступала резко против, но потом согласилась на то, чтобы с самолетов демонтировали устройства, которые могут нести ядерное оружие. В конце концов, российская сторона «по умолчанию» фактически сделала то, что планировала - получила самолеты, которые хотела. То же самое происходит и по отношению к катерам - когда старые заменяются на более современные, которых раньше не было в составе флота вообще. Таким образом, в составе Черноморского флота появились мощные ракетные катера «Самум» и «Бора». С подводными лодками может произойти то же самое: сначала будут производить некоторые замены, а потом вводить новые лодки и расширять номенклатуру вооружений Черноморского флота».
Здесь мы переходим от фактора военно-технического к политическому. В первую очередь, к отсутствию ясной и четкой стратегии украинской власти по отношению к дислоцированию на нашей территории иностранного воинского контингента. Эта частная проблема является производной от более общей - взаимоотношений Киева и Москвы. При этом последняя всегда является стороной наступающей, а первый - обороняющейся. И в этом нет вины Первопрестольной, это вина исключительно нашей власти на протяжении всего периода независимости Украины.
Как следствие - попытки перевести важную политическую проблему в экономическую плоскость, выгадать какие-то уступки и подачки от Москвы. Даже сам договор о Черноморском флоте изначально имел не столько политический, сколько коммерческий характер. Привязка платы за его базирование к стоимости газа принципиально ставила Киев в неравноправное положение, последствия вылились в Харьковские соглашения, колониальные по своему характеру и содержанию. Гнались за снижением цены на газ любым способом, а получили ее многократное повышение.
Но даже любимыми экономическими и финансовыми играми наша власть не умеет заниматься, как положено. Подписали себе на голову неравноправные соглашения в Харькове, так нужно правильно воспользоваться теми крохами, что остались.
Россия кровно заинтересована в обновлении и модернизации Черноморского флота. Для нее это важный аргумент в геополитической игре не только в Азово-Черноморском, а и в Средиземноморском регионах. И даже в Атлантике.
Перед Киевом открываются две возможности. Вариант первый. Продолжать тот же курс выбивания у Москвы каких-то уступок, обещаний совместных проектов. Например, чтобы ремонт кораблей Черноморского флота осуществляли украинские предприятия. Далее. Создание совместных предприятий по модернизации средств ПВО, в частности, зенитно-ракетных комплексов «Бук» и С-300. Можно найти что-то еще. Но это, при всей видимой привлекательности, путь тупиковый. Даже если Россия на что-то и согласится, очень скоро она найдет множество причин для саботажа или просто не будет платить деньги. Документы на совместное предприятие по модернизации ракетных средств ПВО, как рассказал Валентин Бадрак, были готовы еще в 2004 году, но заморожены. В самом деле, нет резона России загружать заказами украинские предприятия, если у самой они стоят в очереди за контрактами.
Зачем заниматься модернизацией ракетных систем чужого производства, если наш оборонный комплекс в состоянии все это сделать и наша армия не будет зависеть от весьма переменчивых настроений соседа?
Аналогично и с Черноморским флотом. От него по большому счету Украине проку никакого, кроме постоянных проблем. И зачем нам в Севастополе и его окрестностях российские подводные лодки? Хочет Россия их иметь на Черном море - имеет право, но пусть размещает на своем побережье.
Вариант второй. Отказаться от всякой связи пребывания Черноморского флота на нашей территории с какими-либо финансовыми и прочими уступками со стороны Москвы, не связываться с ценами на газ и прочими возможными коммерческими и хозяйственными вопросами. Квартиранты должны платить за квартиру и постой. Живыми деньгами. Причем цена должна быть адекватной всему тому, что они в этой квартире используют. В том числе и за экологический ущерб, а также, и это самое главное, за использование благословенной и очень дорогой крымской земли.
Вот Азербайджан требует поднять арендную плату за Габалинскую радиолокационную станцию более чем в 20 раз. Расположена она в курортной зоне, где очень дорогая земля и прочие необходимые элементы для ее функционирования. Если следовать такой цене, то за Черноморский флот в Украине Россия должна платить миллиарды долларов. Как во всем мире. Хочет иметь базу в Севастополе - деньги на стол. И направить эти средства на нашу армию и флот, да и городу Севастополю много перепадет. И на танки новые хватит, и на корабли современные. Заказы направлять исключительно на украинские предприятия. За нашими инженерами, конструкторами, учеными и рабочими дело не станет. За несколько лет полностью обновим армию, ее вооружение и собственные предприятия обеспечим заказами.
И не нужно будет просить надменного соседа каких-то поблажек, за которые потом сами и расплачиваемся.
Москва, конечно, заартачится. Так как она тянет резину в отношении Габалинской РЛС, рассказывая сказки, что она ей не нужна. Но уходить из Азербайджана не хочет. От одной мысли, что придется уйти из Крыма, кое-кого в Белокаменной бьет падучая.
Выгонять чужой флот мы не можем. Но сделать так, чтобы нас уважали, можно и нужно. В первую очередь - скрупулезным следованием букве договора. За каждую просьбу требовать деньги, так, как они требуют за газ. Любые передвижения по суше, морю и воздуху согласовывать с указанием, для какой цели, и жестко это контролировать. Не захотела Турция, чтобы американская военная база в Инджерлике использовалась в конфликте с Ираком, - и ни одни американский самолет в воздух не поднялся.
Будем вести себя твердо и только по расчету живыми деньгами, указывать, что они в гостях и должны вести себя соответственно - сами захотят досрочно съехать с квартиры. Потому что к такому не привыкли.
И это будут самые настоящие равноправные отношения. А в остальном будем дружить. Ведь расчет дружбе не помеха, а большая помощь.
Комментарии
«Такого соглашения на сегодняшний день нет»
Игорь Тенюх, адмирал Военно-морских сил Украины:
- Любое изменение вооружения, количества кораблей, подводных лодок, плавсредств и численности личного состава возможно только после подписания отдельного соглашения между Украиной и Россией относительно изменения вышеупомянутого количественного состава Черноморского флота. Такого соглашения на сегодняшний день нет. Заявления же со стороны России стоит расценивать как такие, что она придает большое значение Азово-Черноморскому региону.
«В любом случае в 2042 году эти корабли должны быть выведены из Украины»
Владимир Притула, эксперт проекта «Крымский политический диалог», награжден Почетным знаком командующего ВМС ВС Украины за содействие воссозданию украинского флота:
- Заявления о шести новейших подводных лодках, которые будут отправлены в Черноморский флот, - это больше декларация. Она в первую очередь направлена на внутреннее использование в России - показать, что курс Путина на увеличение могущества и влияния России неизменный. Это - сигнал, направленный в адрес русских военных, которые видят - пока еще происходит не очень много изменений согласно декларациям. Черноморский флот в последний раз получал современные корабли 10 лет назад. Следовательно, ЧФ катастрофически быстро стареет. В настоящий момент сложилась такая ситуация, что среди прежних постсоветских стран только Украина владеет более-менее функционирующей подводной лодкой. У Черноморского флота не осталось ни одной подводной лодки. Единственная «Алроса» сейчас ремонтируется за пределами Севастополя. Поэтому такие декларации и заявления необходимы для поддержания боевого духа на самом Черноморском флоте и внутри страны.
Однако мы не знаем, будет ли выполнена эта программа, учитывая экономическое положение самой России и развитие мировой экономики. Думаю, что для Украины никаких последствий такое заявление не несет. Эксперты, которые говорят, что, независимо от того, сколько подводных лодок будет стоять в Севастополе, в 2042 году они должны будут покинуть территорию Украины, правы. Возможно, этот срок сократится, если изменится политический режим в Киеве. Кроме того, если России не удастся серьезно модернизировать в течение следующих десяти лет надводные силы, наличие этих шести подводных лодок не будет оказывать никакого серьезного влияния на военно-политическую ситуацию в Черном море. Поэтому будут ли они стоять в Севастополе, или Новороссийске, или, возможно, в Кронштадте, - большого значения для Украины не имеет. Если одна или две-три такие лодки появятся в ближайшее время, то у нынешнего правительства Украины или у того правительства, которое будет стоять перед вопросом допуска русских подводных лодок в ЧФ, появится еще один козырь в торгах с официальной Москвой. Если русские захотят сюда поставлять военную технику или корабли, Украине будет чем торговаться. Но в любом случае в 2042 году эти корабли должны быть выведены из Украины.
Немає коментарів:
Дописати коментар