Мартынов
был обвинен в оплошности, из-за которой могла погибнуть подводная
лодка. В СМИ того времени, да и в послевоенные дни, об этом происшествии
писали все, кто занимался историей Северного флота.
Долгие
годы считалось, что по вине молодого вахтенного офицера Мартынова
знаменитая подлодка К-21 капитана 2 ранга Лунина, могла погибнуть и тем
самым закрыть скорбный список гибели всех «катюш» Северного флота
периода Великой Отечественной войны. Сам же Валентин Александрович
Мартынов погиб в апреле 1944 года при выполнении задания в море, что
способствовало дальнейшим инсинуациям, превратившихся уже в профанацию.
Прошло
много времени, и справедливость была восстановлена. Сын Мартынова,
Валентин, посвятив свою жизнь изучению истории К-21 восстановил честь и
достоинство отца.
Валентин Александрович Ковалев (отчество и фамилия отчима), ветеран гражданской авиации, харьковчанин, собрал огромное количество материалов связанных с К-21и его отцом. Выводы, сделанные Ковалевым, ошеломили. Обвинения оказались неподтвержденными фактами.
В чем же обвиняли лейтенанта Мартынова?
Из выдержек авторов статей.
«...К-21 вышла из Полярного 18 июня. Плавание было трудным: немеркнущий полярный день, штилевое море и самолеты, то и дело выныривающие из-за облаков. На второй день похода один из таких самолетов доставил лодке немало неприятностей. Вахтенный командир лейтенант Мартынов замешкался со срочным погружением, и две бомбы легли в метрах в тридцати от борта К-21, а пулеметная очередь хлестанула по легкому корпусу. Дифферентовка лодки оказалась нарушенной. В первую уровнительную и в цистерну быстрого погружения стала проникать вода. В пору было возвращаться в базу...»
«...разобрали (командир и комиссар) происшедший случай нерешительности и несамостоятельности лейтенанта Мартынова в принятии ответственных решений...»
«...Совсем неожиданно с мостика прозвучал голос Мартынова:
– Передайте командиру просьбу выйти наверх...
Послышался голос Лунина:
– А, черт тебя побрал с твоей вежливостью!
...Лунин подошел к удрученному лейтенанту Мартынову:
– Вот, лейтенант! Вся эта катавасия – на твоей совести...»
– Передайте командиру просьбу выйти наверх...
Послышался голос Лунина:
– А, черт тебя побрал с твоей вежливостью!
...Лунин подошел к удрученному лейтенанту Мартынову:
– Вот, лейтенант! Вся эта катавасия – на твоей совести...»
(выдержка из романа «Реквием каравану PQ-17» Валентина Пикуля, с авторской пометкой «Документальная трагедия»).
Пикулю вторят авторы книг: «Витязи морских глубин». М.Хаметов. Воениздат 1978г., «В студеных глубинах» Военно-исторический очерк ряда авторов в 1980г., газета «На страже Заполярья».
Валентин Ковалев нашел в Центральном архиве ВМФ вахтенный журнал К-21 в котором написано, что 19 июня 1942 года лейтенант Мартынов вахту не нес, ее несли другие вахтенные командиры.
Вот, что пишет один из них, в ту пору старший помощник командира К-21 капитан-лейтенант Ф.Лукьянов в газете «Боевая вахта» Тихоокеанского флота:
«19 июня был день моего рождения, и командир поздравил меня с 29-летием. Не успел командир поздравит меня с днем рождения, как на нас откуда-то из заоблачной вычсоты одна за другой посыпались авиационные бомбы. В этот раз я замешкался со срочным погружением: пытался определить, кто же нас бомбит? И эти секунды замедления стали предметом специального разбора в боевой рубке».
(увеличить) | (увеличить) |
Все предъявленные доказательства непричастности лейтенанта Мартынова к описываемому эпизоду к положительным результатам не привели Редакция газеты Северного флота, так и не написала опровержение своим статьям, авторы книг и публикаций не удосужились сделать правки в переизданных книгах, а знаменитый писатель-маринист Валентин Пикуль все свалил на статью в газете «На страже Заполярья» за апрель 1969 года.
Вот так авторы произведений легким росчерком пера опорочили Мартынова погибшего в апреле 1944 в море.
Тем не менее, нашелся честный и порядочный журналист, который детально разобрался в непростой истории. Этим человеком явился специальный корреспондент газеты «Красная звезда» полковник Алексей Хорев.
Его статья «Тень на добром имени» стала оправдательным документом, с одной стороны и жесткой критикой - с другой стороны. Вот выдержки из этой статьи:
«Грустная эта история напоминает лишний раз об ответственности авторов, пишущих на военно-исторические темы. Она так же показывает, насколько бывают размыты порой представления о чувствах чести и достоинства.
Всем, наверное, памятны гордые строки А.С.Пушкина из стихотворения «Моя родословная»:
Мой предок Рача
мышцей бранной
Святому Невскому
служил...
А задумывались ли вы над тем, какая временная дистанция отделяла Пушкина от Невского? Шестьсот лет! Это сколько же сменилось поколений? И спустя такой срок великий потомок всенародно гордился своим пращуром, его служению Отечеству. Вот классический пример понимания фамильной чести!...
Никто, как известно, не застрахован от ошибки. И никому не противопоказано честное отношение к ней – признание, извинение, исправление. Не странно ли что от этой позиции оказались столь далеки наши авторы, распространившие огромным тиражом и упорно продолжающие распространять напраслину о боевом, заслуженном офицере? Неужели разучились уважать достоинство человека? Неужели не сознают, что оно у нас оберегается не только моралью, но и законом?».
Эти строки актуальны и поныне. Увы, и сейчас имеет место беспардонного распространения лжи и клеветы и тоже среди людей суровой воинской профессии – подводников. Теперь уже, ветеранов-подводников.
Неужели отношение между этими людьми принимают форму фатальной патологии, косности и безнравственности?
В следующем выпуске журнала, мы опубликуем материал Валентина Александровича Ковалева об истории поиска правды о своем отце.
Источник материала см. на
Немає коментарів:
Дописати коментар