понеділок, травня 06, 2013

К 45-ЛЕТИЮ ЯДЕРНОЙ АВАРИИ НА ОПЫТНОЙ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ К-27 СЕВЕРНОГО ФЛОТА 24 МАЯ 1968 ГОДА.


         Всемирной славы удостоилась, правда, печальной, советская атомная подводная лодка «К-19», получившая прозвище «Хиросима». Но мало кто слышал об уникальной подводной лодке с реактором на жидкометаллическом теплоносителе (ЖМТ) «К-27», получившей не менее примечательное прозвище «Нагасаки» из-за ядерной  аварии

одного из реакторов. До сих пор эта история скрыта завесой уже никому не нужной секретности….
Вячеслав Мазуренко


                                           НЕВЫУЧЕННЫЕ   УРОКИ.

         Давно известна истина. Что все инструкции написаны кровью, тем более в подводном флоте, где малейшее отступление от их пункта может привести к тягчайшим последствиям.
         Казалось бы, все те аварийные случаи на подводных лодках, в том числе и на «К-27», должны тщательно быть проанализированы и их уроки воплащены в жизнь. Но, к сожалению, всё это скрывается под грифом «секретно» и спускается на тормозах. Такое положение говорит только об одном – аварии и трагедии на атомных лодках и других кораблях будут продолжаться…

На фотографиях.Слева К-27 в Гремихе у пирса.1972 г. Справа Надпись лодки.которую приварили в рубке подводники перед ее затоплением в Карском Море.1981 г.
.
         Трагический опыт с авариями на атомоходах и гибелью личного состава «К-19», «К-8», «К -27», «К-131» и других не стали основополагающим в деятельности командования флота и судпрома. Ситуация во весь голос «вопила» о том, что нельзя обращаться так небрежно с ядерными установками, не зная точно последствия тех или иных решений. Почему  же люди, наделённые властью, каждый на своём посту, беспардонно относятся к такому высококачественному человеческому материалу? Неужели сотни погибших моряков не пробуждают их совесть? Нужны успехи? Неужели только за счёт жизней людей?!
         Флот, а особенно его подводные силы, как видим, не безмятежная и спокойная служба. Это повседневное, громадной силы напряжение по овладению всей сложной боевой техникой, и поддержание её в высокой постоянной готовности.Это тяжёлый и опасный ратный труд.
         Безнравственно забывать и оставлять без оценки подвиг тех, кто проявил мужество в чрезвычайных ситуациях. Ещё более безнравственно забывать о тех, кто жизнь свою и здоровье положил во имя флота и прогресса!

                                                      ПОСЛЕСЛОВИЕ.

         Уникальность «К-27» состояла в её ядерном реакторе, который работал на жидкометаллическом теплоносителе.При этом было забыто одно, - какой бы не был теплоноситель, радиация остаётся, а защита от неё не была поставлена во главу угла. Идея замечательная, но явно опережающая своё время. Авария перечеркнула эти работы, но возможно наука вернётся к этому вопросу….
         Как это бывает у нас сплошь и рядом, создав удивительную вещь, сделав то, что оказалось не под силу никому в мире ( единственная американская АПЛ с реакторами на ЖМТ  «Сивульф» один раз вышла в море, после чего реактор, имевший в качестве теплоносителя натрий, стал быстро разрушаться, и американцы поставили жирный крест на ЖМТ), руководство  флота и страны не сделало ничего для нормальной эксплуатации корабля.
         Несмотря на неудачи, постигшие АПЛ проекта 645, идея, над которй трудились создатели ЖМТ, не умерла.  В дальнейшем под руководством конструктора М.Г. Русанова была создана уникальная АПЛ проекта 705 с жидкометалическим реактором.
         Это была самая малая АПЛ, лодка – истребитель, полностью автоматизированная, с мощным оружием, титановым корпусом, со скоростью 40 узлов (более 72 км/час). Вошедшая в строй в 1970 г. после многолетних испытаний, она послужила основой для постройки серии из шести кораблей. Впрочем, это уже другая история.
                                                        ВАДИМ   КУЛИНЧЕНКО
                      капитан 1 ранга в отставке, ветеран – подводник, публицист.
        
      

Немає коментарів: