одного из реакторов. До сих пор эта история скрыта завесой уже никому не нужной секретности….
Вячеслав Мазуренко
НЕВЫУЧЕННЫЕ УРОКИ.
Давно известна истина. Что
все инструкции написаны кровью, тем более в подводном флоте, где малейшее
отступление от их пункта может привести к тягчайшим последствиям.
Казалось бы, все те
аварийные случаи на подводных лодках, в том числе и на «К-27», должны тщательно
быть проанализированы и их уроки воплащены в жизнь. Но, к сожалению, всё это
скрывается под грифом «секретно» и спускается на тормозах. Такое положение
говорит только об одном – аварии и трагедии на атомных лодках и других кораблях
будут продолжаться…
На фотографиях.Слева К-27 в Гремихе у пирса.1972 г. Справа Надпись лодки.которую приварили в рубке подводники перед ее затоплением в Карском Море.1981 г.
.
На фотографиях.Слева К-27 в Гремихе у пирса.1972 г. Справа Надпись лодки.которую приварили в рубке подводники перед ее затоплением в Карском Море.1981 г.
.
Трагический опыт с авариями
на атомоходах и гибелью личного состава «К-19», «К-8», «К -27», «К-131» и
других не стали основополагающим в деятельности командования флота и судпрома.
Ситуация во весь голос «вопила» о том, что нельзя обращаться так небрежно с
ядерными установками, не зная точно последствия тех или иных решений. Почему же люди, наделённые властью, каждый на своём
посту, беспардонно относятся к такому высококачественному человеческому
материалу? Неужели сотни погибших моряков не пробуждают их совесть? Нужны
успехи? Неужели только за счёт жизней людей?!
Флот, а особенно его
подводные силы, как видим, не безмятежная и спокойная служба. Это повседневное,
громадной силы напряжение по овладению всей сложной боевой техникой, и
поддержание её в высокой постоянной готовности.Это тяжёлый и опасный ратный
труд.
Безнравственно забывать и
оставлять без оценки подвиг тех, кто проявил мужество в чрезвычайных ситуациях.
Ещё более безнравственно забывать о тех, кто жизнь свою и здоровье положил во
имя флота и прогресса!
ПОСЛЕСЛОВИЕ.
Уникальность «К-27» состояла
в её ядерном реакторе, который работал на жидкометаллическом теплоносителе.При
этом было забыто одно, - какой бы не был теплоноситель, радиация остаётся, а
защита от неё не была поставлена во главу угла. Идея замечательная, но явно
опережающая своё время. Авария перечеркнула эти работы, но возможно наука
вернётся к этому вопросу….
Как это бывает у нас сплошь
и рядом, создав удивительную вещь, сделав то, что оказалось не под силу никому
в мире ( единственная американская АПЛ с реакторами на ЖМТ «Сивульф» один раз вышла в море, после чего
реактор, имевший в качестве теплоносителя натрий, стал быстро разрушаться, и
американцы поставили жирный крест на ЖМТ), руководство флота и страны не сделало ничего для
нормальной эксплуатации корабля.
Несмотря на неудачи,
постигшие АПЛ проекта 645, идея, над которй трудились создатели ЖМТ, не умерла.
В дальнейшем под руководством
конструктора М.Г. Русанова была создана уникальная АПЛ проекта 705 с
жидкометалическим реактором.
Это была самая малая АПЛ,
лодка – истребитель, полностью автоматизированная, с мощным оружием, титановым
корпусом, со скоростью 40 узлов (более 72 км/час). Вошедшая в строй в 1970 г.
после многолетних испытаний, она послужила основой для постройки серии из шести
кораблей. Впрочем, это уже другая история.
ВАДИМ КУЛИНЧЕНКО
капитан 1 ранга
в отставке, ветеран – подводник, публицист.
Немає коментарів:
Дописати коментар