Представлять контр-адмирала в отставке Владлена Васильевича Наумова нет надобности.Его статьи,воспоминания,строки из писем многократно размещались на блоге.За плечами уважаемого адмирала десятки лет службы на подводном флоте.Легендарный исторический поход на Кубу в 1962 году на дизельной подводной лодке Б-36.Атомная подводная лодка К-27 была первая его лодка после службы на дизельных кораблях в шестидесятых годах прошлого столетия.По просьбе автора блога,Владлен Васильевич,согласился высказать свое мнения о тех далеких майских событиях 1968 г. на атомной субмарине К-27 которой он отдал несколько лет своей службы.
Вячеслав Мазуренко.
26 апреля в России,
Украине и Белоруссии прошел день памяти жертв радиационных аварий
приуроченный
к очередной годовщине Чернобыльской трагедии. На фоне происшествий с массовым
радиационным поражением людей, подобных Чернобыльскому, остаются в тени
множественные случаи облучения людей с нередким смертельным исходом на атомных
подводных лодках, на ранних этапах их освоения. И если первопричиной в Чернобыльской аварии, был
человеческий фактор, проявившийся в грубом нарушении действующих инструкций и
правил обслуживания ядерных энергетических установок, то на атомных подводных
кораблях в первую очередь причиной являлось несовершенство техники за счёт
естественных ошибок науки в проектировании совершенно новых установок и слабой
технологии производства. Характерным примером такой аварии явилось авария на
К-27. В то время это была подводная лодка с уникальной ядерной энергетической
установкой на промежуточных нейтронах с жидкометаллическим теплоносителем в 1-м
контуре в виде сплава свинца и висмута. Опыт её эксплуатации трудно
переоценить, он послужил для создания целой серии совершенных, исключительно маневренных подлодок с
реакторами на быстрых нейтронах, а на опыте их эксплуатации с учётом доработок
появилась возможность создавать компактные безопасные промышленные реакторы,
легко транспортируемые в самые удалённые точки Арктики. Но эти достижения не обошлись без
человеческих жертв и лишений на К-27. Но и этих жертв можно было бы избежать,
если бы представители науки в первую очередь настаивали на том, что это корабль
находится в опытной эксплуатации, а уже
потом может представлять боевую единицу флота и учитываться в оперативном
планировании. А командование ВМФ в свою очередь учитывая эти обстоятельства, не
допускала бы выход корабля в море без выполнения всех рекомендаций науки.
Короче, в данном случае причиной аварии был выход в море без проведения
регенерации сплава, которую наука рекомендовала провести перед выходом в море,
вместо того, чтобы категорически запретить
выход, до её проведения. Специалисты науки и промышленности уже выехали,
но опоздали к назначенному сроку операции. В свою очередь командование ВМФ, не
имея запрета, отправила корабль в море на непродолжительный выход. Как это
бывает на флоте, после аварии начались
поиски виноватых, причём, среди не виновных в аварии членов экипажа корабля. На кого только не посыпались обвинения за
аварию, прежде всего на командира корабля, на операторов пульта ГЭУ, на
начальника химической службы, на командира БЧ-5. Трудно утверждать, что все
действия членов экипажа по уменьшению последствий аварии были безукоризненны,
но подобную аварию не могли предусмотреть даже проектировщики этой энергетической
установки. Поэтому у всех членов экипажа, считающих эту энергетическую
установку корабля самой безопасной в аварийном отношении, первой реакцией была
мысль, что этого не может быть, отчего и
растерянность и неуверенность в докладах. А когда нет полной ясности в
обстановке трудно принимать правильные решения. Но главное было сделано,
развитие дальнейшей аварии было предотвращено ценою жизни и здоровья людей.
Уяснив последствия аварии, в первые же сутки командование Северного флота
приняло энергичные меры для всевозможного оказания наиболее действенной
медицинской помощи облучённым. С 25 по 29 мая 83 члена экипажа, участвовавших
на выходе корабля в море были доставлены в 1-й Военно-морской госпиталь в
Ленинграде. Остальные были направлены в госпиталя Североморска и Москвы. В
первые дни, облученным меняли кровь напрямую по 2-3 раза, а тяжёлым больным
десятки раз. Проводили пересадку костного мозга. Донорами были курсанты военных
училищ и личный состав бригад строящихся кораблей. Врачи сделали всё, что могли,
но в борьбе со смертельной дозой радиации они оказались бессильны. Первым ушёл
из жизни 7 июня штурманский электрик белорус Валентин Воевода, который не имел
никакого отношения к обслуживанию ядерной установки, но его боевой пост
оказался на пути мощного потока гамма-излучения аварийным реактором
расположенным всего в трёх метрах за межотсечной переборкой. То есть на пути
того, чего, по мнению учёных не могло с этим реактором случиться. Затем
последовательно по одному стали уходить из жизни спецтрюмные, непосредственно
обслуживавшие механизмы в реакторном отсеке и после аварии, обеспечившие
предотвращение её развитие, которое могло привести к аварии второго реактора и
к непредсказуемым гибельным последствиям всего экипажа. Эти герои знали, что
они подвергаются смертельным дозам облучения, но понимали, что кроме них эти
необходимые действия с отсечным оборудованием реакторного отсека никто
выполнить не сможет. Из жизни ушли: 16 июня
Виктор Гриценко, 18 июня Вадим Куликов,24 июня Саша Петров. Благодаря силе воли,
самоотверженной поддержке его жены, сутками дежурившей в течение года у постели
больного в госпитале, удалось почти невероятное победить смертельную радиацию и
продлить жизнь Николаю Логунову. Но болезнь не отпускала его, раны, то
открывались, то закрывались. В 80-х годах ему пришлось ампутировать обе ноги,
бездействовала левая рука. После смерти жены Николай сдался и в возрасте 52 лет
скончался в январе 1995 года. Остальных участников аварии, которых врачи
экстренными мерами спасли от преждевременной смерти от лучевой болезни, уже в июле 1968 года в
большинстве признали на ВВК годными к
службе на атомных подлодках и к работе с
РВ. Обнаруженные отдельные отклонения в здоровье маскировались, как последствия
астенновегетативного синдрома, что в дальнейшем дезориентировало лечащих
медиков, начинавших лечить бывших подводников не от последствий облучения, а
применением психотропных средств от этого синдрома. Если на других аварийных
атомоходах после аварии заглушались реакторы, проводилась дезактивация, ремонт
энергетической установке и корабль вводился в строй, тот на К-27, была
совершенно другая обстановка. Аварийный реактор продолжал непрерывное излучение
радиоактивности, превышающее в разы допустимые нормы, А установка правого борта
требовала непрерывного обслуживания и длительного перевода её в пригодное для
сбережения состояние. Поэтому на корабль для ликвидации последствий аварий
пришлось привлекать множество народу, как людей со второго экипажа К-27, не
выходивших в море так и офицеров, ранее
служивших на этом корабле, а также спецтрюмных с других атомоходов для
выполнения необходимых работ. Когда же выяснилось, что для обеспечения хоть
какой-то возможности, работать на
корабле без риска для жизни, необходимо засыпать аварийный реактор свинцовой
дробью, для доставки её в реакторный отсек были привлечены в полном составе
экипажи дивизии атомоходов, базирующихся в Гремихе. Ясно, что все ликвидаторы
аварии получали свою долю радиации и прежде всего все спецтрюмные и члены второго экипажа. Полученная
ими доза значительно превышала норму, позволявшую получить льготы участника ПОР
(подразделения особого риска), но в то время сам факт аварии составлял большую тайну, в
специальных органах был не учтён и поэтому никому и ничего не полагалось. Спустя
много лет, когда многие аварии на атомоходах перестали быть тайной многие из
оставшихся в живых участников и ликвидаторов последствий аварии на К-27, через
суды добились положенных им льгот и согласно указа президента Российской
Федерации, были награждены Орденами Мужества, некоторые посмертно. Но к
сожалению за давностью лет, кого-то забыли включить в списки или были утеряны
документы, подтверждающие их присутствие на корабле, но самое печальное, что в
результате развала СССР, многие герои оказались за границами России, в Украине
и в Белоруссии и не получили российских наград. А руководители независимых
государств, просто не понимают, за какие заслуги перед их государствами надо награждать проявивших
мужество на К-27. Большой несправедливостью надо считать и уравниловку в
наградах. Необходимо было выделить, присвоив им звание Героев России,
сознательно идущих на смерть во имя
спасения всего экипажа погибших героев реакторного отсека спецтрюмных: Виктора
Гриценко, Вадима Куликова, Сашу Петрова и их старшину команды Николая Логунова. Ну а всем кто слышал об этой аварии, знает или
помнит её участников до конца жизни подобает относиться с вечной памятью к уже
преждевременно ушедшим из жизни и с добрым вниманием к продолжающим жить.
Контр-адмирал в отставке
В.Наумов.
Немає коментарів:
Дописати коментар