Данная статья написана пять лет тому.Значит прошло уже ДЕСЯТЬ лет со дня гибели К-159,а воз как говорят и ныне там.К-159 -10 лет, К-27 -31 год...И пока одни обещания .по их подьему..
Вячеслав Мазуренко.
.
С момента потопления атомной
подводной лодки (АПЛ) К-159 прошло уже пять лет. Военные щедро раздают
обещания по её подъему, однако лодка все еще остается на дне. Эксперты и
экологи предупреждают, что для предотвращения экологической катастрофы,
возможно, осталось мало времени.
«Мы регулярно поднимаем
этот вопрос в диалоге с российской стороной. Планы по подъему
существуют, но нам пока неизвестно об окончательном решении и каких-либо
сроках. – сообщил «Беллоне.Ру» Пер Странд, один из руководителей
Национальной радиационной службы Норвегии (NRPA). – Мы собираемся еще
раз обсудить проблему на переговорах этой осенью».
С российской стороны в переговорах участвуют представители Министерства природных ресурсов, Ростехнадзора и Министерства обороны.
Атомная подводная лодка К-159, выведенная из состава военно-морского флота в 1989 году, может по праву считаться одним из самых опасных объектов на дне арктических морей.
Авария произошла 30 августа 2003 года в Баренцевом море, когда лодка, буксировалась на завод в город Полярный для утилизации. Девять из 10 членов экипажа утонули.
В реакторах лодки, на глубине 240 метров, содержится 800 килограммов высокоактивного отработавшего ядерного топлива.
За последние два года «сроки» принятия решения срывались несколько раз. Если, конечно, можно назвать сроками обещания, которые время от времени с легкостью раздают высокопоставленные военные.
Последний раз о планах по подъему К-159 говорил главком Военно-морского флота Владимир Высоцкий. В июле Высоцкий сообщил агентству «РИА Новости», что решение о судьбе подводной лодки будет принято до конца нынешнего года.
Ранее, в июле 2007 года Высоцкий заявлял, что о возможности подъема АПЛ станет известно в течение полутора-двух месяцев. В декабре 2007 года начальник экологической безопасности Вооруженных сил Алевтин Юнак обещал, что решение примут в начале 2008 года на заседании Военно-промышленной комиссии при правительстве.
От 4 до 50 лет
На данный момент существует два основных варианта решения проблемы - это подъем и буксировка к месту последующей утилизации или сооружение саркофага над атомной подводной лодкой. Выбор того или иного сценария будет зависеть от состояния К-159.
Мониторинг состояния корпуса лодки и окружающей среды был завершен в июле прошлого года. Исследование проводилось в рамках Международной программы военно-экологического сотрудничества в Арктике AMEC (Arctic Military Environmental Cooperation).
Мониторинг показал, что никаких технических препятствий для проведения операции по подъему К-159 нет.
«По нашим сведениям, все застопорилось на результатах исследования», — сказал в интервью «Беллоне.Ру» Игорь Коган, сотрудник конструкторского бюро «Малахит», которое разработало проект подъема К-159. По словам Кагана, спешить с подъемом К-159 пока нет необходимости: реакторная установка не разгерметизирована, радиационный фон на месте потопления лодки не превышает естественных значений.
«Мы постоянно проводим мониторинг экологической обстановки вблизи российской границы – на Кольском полуострове и в провинции Финнмарк и можем подтвердить, что в небольшом отдалении от АПЛ нет никаких следов радиоактивного загрязнения», – сказал Странд.
Тем не менее, экологи предупреждают, опасность для окружающей среды сохраняется, а затягивание с подъемом может иметь серьезные необратимые последствия.
«Основываясь на опыте, собранном специалистами по прошлым авариям с затонувшими атомными лодками, как, например, с затоплением «Комсомольца» в 1987 году, можно утверждать, что сначала радиоактивное загрязнение произойдет на локальном уровне», — заявляет эксперт «Беллоны» Александр Никитин.
По данным докладов, представленных в Москве на международной конференции
«Международное сотрудничество по ликвидации ядерного наследия атомного флота СССР» в апреле 2008 года, до разгерметизации реакторной установки за счет коррозионных процессов с настоящего времени может пройти от 4 до 50 лет.
То есть, решение о подъеме лодки все-таки необходимо принять в ближайшие два года, учитывая, что, по словам Когана, в случае, если АПЛ решат поднимать, понадобится еще как минимум два года, чтобы построить специальное судно и произвести необходимую подготовку.
На прошедшей неделе на эту тему должен был состояться доклад министра обороны, однако ни о каких итогах его выступления пока не известно.
12+
Вячеслав Мазуренко.
.
Пять лет обещаний поднять АПЛ со дна Баренцева моря
Радиационный мониторинг
атомной подводной лодки К-159, остающейся на дне Баренцева моря. На
фото: проржавевшая носовая часть лодки.
С российской стороны в переговорах участвуют представители Министерства природных ресурсов, Ростехнадзора и Министерства обороны.
Атомная подводная лодка К-159, выведенная из состава военно-морского флота в 1989 году, может по праву считаться одним из самых опасных объектов на дне арктических морей.
Авария произошла 30 августа 2003 года в Баренцевом море, когда лодка, буксировалась на завод в город Полярный для утилизации. Девять из 10 членов экипажа утонули.
В реакторах лодки, на глубине 240 метров, содержится 800 килограммов высокоактивного отработавшего ядерного топлива.
За последние два года «сроки» принятия решения срывались несколько раз. Если, конечно, можно назвать сроками обещания, которые время от времени с легкостью раздают высокопоставленные военные.
Последний раз о планах по подъему К-159 говорил главком Военно-морского флота Владимир Высоцкий. В июле Высоцкий сообщил агентству «РИА Новости», что решение о судьбе подводной лодки будет принято до конца нынешнего года.
Ранее, в июле 2007 года Высоцкий заявлял, что о возможности подъема АПЛ станет известно в течение полутора-двух месяцев. В декабре 2007 года начальник экологической безопасности Вооруженных сил Алевтин Юнак обещал, что решение примут в начале 2008 года на заседании Военно-промышленной комиссии при правительстве.
От 4 до 50 лет
На данный момент существует два основных варианта решения проблемы - это подъем и буксировка к месту последующей утилизации или сооружение саркофага над атомной подводной лодкой. Выбор того или иного сценария будет зависеть от состояния К-159.
Мониторинг состояния корпуса лодки и окружающей среды был завершен в июле прошлого года. Исследование проводилось в рамках Международной программы военно-экологического сотрудничества в Арктике AMEC (Arctic Military Environmental Cooperation).
Мониторинг показал, что никаких технических препятствий для проведения операции по подъему К-159 нет.
«По нашим сведениям, все застопорилось на результатах исследования», — сказал в интервью «Беллоне.Ру» Игорь Коган, сотрудник конструкторского бюро «Малахит», которое разработало проект подъема К-159. По словам Кагана, спешить с подъемом К-159 пока нет необходимости: реакторная установка не разгерметизирована, радиационный фон на месте потопления лодки не превышает естественных значений.
«Мы постоянно проводим мониторинг экологической обстановки вблизи российской границы – на Кольском полуострове и в провинции Финнмарк и можем подтвердить, что в небольшом отдалении от АПЛ нет никаких следов радиоактивного загрязнения», – сказал Странд.
Тем не менее, экологи предупреждают, опасность для окружающей среды сохраняется, а затягивание с подъемом может иметь серьезные необратимые последствия.
«Основываясь на опыте, собранном специалистами по прошлым авариям с затонувшими атомными лодками, как, например, с затоплением «Комсомольца» в 1987 году, можно утверждать, что сначала радиоактивное загрязнение произойдет на локальном уровне», — заявляет эксперт «Беллоны» Александр Никитин.
По данным докладов, представленных в Москве на международной конференции
«Международное сотрудничество по ликвидации ядерного наследия атомного флота СССР» в апреле 2008 года, до разгерметизации реакторной установки за счет коррозионных процессов с настоящего времени может пройти от 4 до 50 лет.
То есть, решение о подъеме лодки все-таки необходимо принять в ближайшие два года, учитывая, что, по словам Когана, в случае, если АПЛ решат поднимать, понадобится еще как минимум два года, чтобы построить специальное судно и произвести необходимую подготовку.
На прошедшей неделе на эту тему должен был состояться доклад министра обороны, однако ни о каких итогах его выступления пока не известно.
Немає коментарів:
Дописати коментар