Построенная в начале 70-х годов прошлого века, подлодка пережила
своеобразное "второе рождение" после модернизации. АПЛ "Андромеда"
проекта 667М, спущенная на воду в октябре 1982 года, вошла в состав ВМФ
лишь через восемь лет, да и то - в "недоделанном" виде ...
Собралось несколько офицеров из экипажа АПЛ "Андромеда", выпили
по рюмке, вспомнили былое. И удалось мне, бывшему командиру дивизиона
живучести "К-420" (военный оперативно-тактический номер "Андромеды"),
услышать разгадку редкостной тайны, над которой, видимо, до сих пор
ломают голову и экологи из "Гринпис", и военно-морская разведка США.
Разгадка морского скандала, чуть было не вышедшего на
международный уровень, прямо скажем, круто прикольна. наше издание
сообщает о ней первым из отечественных СМИ. Рассказывает бывший командир
БЧ-5 (иначе говоря - старший механик) "Андромеды" капитан 2 ранга
Владимир Чернолихов:
-- Этому случаю больше десятка лет. Возможно, некоторые мелочи я и
подзабыл, но все-таки главное в памяти осталось. Самое время
"рассекречивать" военно-морские тайны... Итак, лето девяностого года.
Гласность, перестройка, Ельцин, последние потуги СССР сохранить
сверхдержавность, первые упоминания о настырных парнях из экологической
организации "Гринпис". Гринписовский корабль прорывается к Новой Земле,
на наш ядерной полигон. Советское телевидение неустанно вещает о
провокации злодеев-ЦРУшников.
"Андромеда", полгода назад пришедшая после модернизации из
Северодвинска в заполярную Оленью Губу, третью неделю рассекает
Баренцево море на глубине 150 метров, аккурат под этим самым
"Гринписом". Подводникам такое сопровождение осточертело:
хулиганы-экологи то стопорят ход, то резко меняют курс или вообще на
месте крутятся. То есть явно издеваются над преследующей их советской
лодкой.
А атомная субмарина все-таки не мотоцикл, за маленьким
"Гринписом" ей следовать трудно, у лодки радиус циркуляции огромный.
Флотское начальство, хорошо памятуя, с какой легкостью слетели погоны с
сухопутных коллег после прилета на Красную площадь хулигана-малолетки
Руста, процесс сопровождения контролирует трепетно: командир "Андромеды"
замучился на всплытиях сообщать требуемые подробности о телодвижениях
"Гринписа". Тем более что несколько надводных сторожевиков, облепивших
"Гринпис", могут сообщить начальству куда более подробные координаты.
Обозленные подводники переводят "Гринпис" как "Зеленый пис", причем
второе слово используют в самых интересных трактовках. В один из дней
тогдашний старпом Борис Иванович Дурцев заступил на вахту злющий, как
морской черт.
Командир Николай Петрович Гузанов, доверяя опытному старпому,
удалился в свою каюту. Мрачно взирая на приборы в центральном посту,
Иваныч вдруг задумчиво спросил: у кого на борту электробритва "Харьков"
есть? Бритва тут же нашлась у кого-то из мичманов... Дальше было так:
лодка начала классический выход в торпедную атаку, прямо как на учебном
полигоне. На "Гринписе", видать, народ сидел грамотный, распознал
пугающий маневр. Кораблик заметался. Старпом, держа "Харьков", как
гранату, решительно зашел в рубку гидроакустиков.
И "слухачи" "Гринписа" вдруг четко услышали шум приближающейся со
стороны советской подлодки очень странной боевой торпеды... Наш
акустик, транслируя в мировой океан "харьковское" жужжание, постарался
на славу: "Гринпис" резко повернул на курс 270 (то есть точно на запад) и
дал самый полный ход. По-видимому, на кораблике совершенно справедливо
посчитали, что с русскими шутки плохи. Струхнули, убежали в сторону
Норвегии и больше у нас в тот год не появлялись:
Вот такую разгадку "Гринписовского" испуга рассказал стармех
"Андромеды"! Как-то, лет семь назад, в Северодвинске побывала делегация
из американского Портсмута. Я к тому времени уже уволился в запас,
работал в "Северном рабочем". Был в составе американской делегации
известный гринписовец Джошуа Хэндлер. Разговорились, выяснилось: он как
раз был тогда на кораблике! Вот это встреча... Вспомнил Джош и случай с
"торпедированием". Действительно, на "Гринписе" тогда перепугались не на
шутку. Запись шумов "торпеды" вроде бы отдали потом в военно-морское
ведомство США. Там, по-видимому, до сих пор голову ломают над "секретным
оружием" русских. Но это не последняя загадка АПЛ. Считали американцы
самой загадочно-секретной подлодкой флота СССР и саму "Андромеду"! Около
десяти лет стояла подлодка у причала Севмашпредприятия в Северодвинске,
и американцы, разглядывая со спутников акваторию завода, все гадали:
что же там такое делают столько лет? Ведь на Севмаше вообще-то корабли
"пекут", как на конвейере. А тут - долгострой?..
В общем, АПЛ "Андромеда" одновременно считается одновременно как
бы и самой большой удачей (в теории), и самым большим долгостроем (на
практике) отечественных конструкторов. Помнится, на Севмашпредприятии
эту лодку прозвали "Дармоеда" - на ее борту зарабатывали
"подводно-атомные" прибавки к пенсии очень многие северодвинские
корабелы-атомщики. О том, как "Андромеда" "докатилась до такой жизни",
вспоминает Е.А. Горигледжан, генеральный конструктор ЦКБ МТ"Рубин" (его
воспоминания приведены в журнале "Судостроение" за 2001 год):
- В 1972 г. в США начались работы по созданию крылатых ракет
"Томагавк", предназначенных для нанесения ударов с надводных кораблей,
самолетов и подводных лодок по наземным и морским целям. Конкурсные
летные испытания КР "Томагавк" закончились в 1976 г. Так появился новый
вид оружия стратегического и оперативно-тактического назначения,
вносящий дисбаланс в сложившуюся систему вооружений противоборствующих
сторон. Поэтому в конце 1976 г. вышло два постановления Совета Министров
СССР, в соответствии с которыми предусматривалось создание
отечественных ракетных комплексов аналогичного назначения. Одним из них
стал комплекс "Метеорит-М" с крылатой сверхзвуковой ракетой
стратегического назначения ЗМ-25, стартующей с подводной лодки,
находящейся в надводном или подводном положении. Головным разработчиком
являлось ЦКБМ (в дальнейшем НПО машиностроения, главный конструктор В.
Н. Челомей). Эскизный проект комплекса разработали в 1977 году. По
предложению ЛПМБ "Рубин", приняли решение переоборудовать для этой цели
один из РПК СН пр.667А, выводимых из состава стратегических сил по
договору ОСВ-1, имея в виду не только проведение на этой ПЛ испытаний,
но и последующую эксплуатацию лодки как боевой единицы.
Для переоборудования выделили ПЛ "К-420" (заводской номер заказа
432), на которой были вырезаны и уничтожены ракетные отсеки и выполнен
сопутствующий ремонт. Технический проект переоборудования АПЛ пр. 667А
под ракетный комплекс "Метеорит-М" (пр.667М) ЛПМБ "Рубин" разработало в 1
квартале 1979 г. Проектом предусматривалось размещение 12 пусковых
контейнеров с ракетами ЗМ-25, расположенных побортно вне прочного
корпуса - в междубортном пространстве под углом 45". Для этого
потребовалось сформировать новый средний блок корпуса взамен вырезанных
ракетных отсеков базовой ПЛ, увеличить длину корабля примерно на 20 м и
ширину до 15 м, что привело к изменению архитектурного облика ПЛ после
переоборудования. Работы по переоборудованию и ремонту ПЛ велись
Севмашпредприятием в Северодвинске исключительно быстрыми темпами. Так,
18 июня 1980 г. лодку поставили в эллинг, уже 15 октября 1982 г.
полностью сформированную ПЛ спустили на воду, а с 1 ноября 1982 г. по 4
августа 1983 г. она прошла швартовные и заводские ходовые испытания.
Государственные испытания проходили с 16 августа 1983 г. по 1 ноября
1983 г., но без комплекса ракетного оружия из-за его неготовности к
летно-конструкторским испытаниям на корабле. По результатам госиспытаний
был оформлен акт об окончании переоборудования лодки для проведения
совместных испытаний комплекса.
Отработка ракет пусками с наземного стенда (полигон Капустин Яр) и
плавстенда ПСК на Черном море происходила параллельно с
переоборудованием корабля. Всего по программе летно-конструкторских
испытаний со стендов в 1982-1987 гг. было проведено более 30 пусков
ракет ЗМ-25. Хотя уже 27 декабря 1983 г. были начаты
летно-конструкторские испытания комплекса с ПЛ, они продолжались по
1986г. включительно (один пуск в 1984 г. и один пуск в 1986 г.). Причин
столь длительной отработки комплекса было несколько, но, пожалуй,
главным являлось большое количество принципиально новых технических
решений, принятых в проекте: "мокрый" подводный старт крылатой ракеты
под стартовоазгонной ступенью, инерциальная система наведения с
коррекцией по радиолокационным картам местности, многофункциональный
комплекс защиты и так далее. Все эти прогрессивные решения требовали
тщательной экспериментальной отработки, что приводило к многократным
повторным испытаниям и, соответственно, к многочисленным переносам
сроков сдачи. В результате совместные (государственные) испытания
комплекса "Метеорит-М" начались только в 1988 г., сначала с наземного
стенда (4 пуска), а затем с ПЛ (3 пуска). К сожалению, количество
успешных пусков на всех этапах испытаний примерно соответствовало числу
неудачных, так как комплекс все же не был доведен до "ума".
Это обстоятельство, а также необходимость постройки
специализированных носителей, привели к тому, что по совместному решению
промышленности и ВМФ работы по комплексу "Метеорит-М" в конце 1989 г.
прекратили. Корабельную часть комплекса передали на ответственное
хранение личному составу ПЛ, а саму лодку в 1990 году сдали флоту в
торпедном варианте. В общем, сейчас "Андромеда" ошвартована на 16-м --
забытом, глухом, самом дальнем пирсе заполярной базы подводников
Гаджиево (Мурманск-130), и дожидается своей очереди на утилизацию. В
море не выходит - ни "Гринпис" пугать, ни ракетами бабахать...
По материалам-
ttp://nuclearno.ru/text.asp?6318
Немає коментарів:
Дописати коментар