вівторок, травня 21, 2013

ОН ЖИТЬ НЕ МОГ БЕЗ МОРЯ.А МОРЕ БЕЗ НЕГО.


С капитаном 1- го ранга Фирсовым Геннадием Никифоровичем  у меня не пересекались флотские пути на Северном  Флоте.Но мы служили с ним на одном подводном атомном корабле К-27.Я в 1968 году ушел с корабля,он после окончания Каспийского ВВМУ в 1970 году пришел на нее молодым штурманом. Те кто служил с ним отзываются о нем как о человеке на которого можно было положиться во всем..Будучи помошником командира корабля его уважали матросы и старшины,офицеры и мичмана.Если обещал,он выполнял,если  надо помочь,он помогал чего бы ему это не стояло.Его сослуживец по лодке,друг по жизни ветеран-подводник Леонид Дмитриевич Сивов(Москва) сказал о Геннадии Фирсове следующее« Это человек.в котором сочетались редкостные качества-
полное человеческое понимание и гармония между ним как командиром и его подчиненными.Такое на флоте бывает редко» Он очень любил море.И если предоставлялась возможность уйти на боевую службу  на дизельной лодке или атомной, он шел.Иногда по пять-шесть таких выходов в  год.После  К-27 стал командиром АПЛ К-21,впосле начальником штаба 17-й дивизии,замначальника учебного центра в г.Обнинске.Оттуда и ушел по состоянию здоровья в запас.Семья,красавица жена,двое прекрасных детей сын,дочка,внуки.Жизнь бы и жить.Но  море так не отпускает.01 апреля 2012 года сердце Геннадия Никифоровича Фирсова остановилось.Через пару дней 24 мая подводники  атомной подводной лодки К-27 будут в разных городах когда то бывшего нашего Отечества,которое мы защищали, отмечать печальную дату-45 лет ядерной аварии на ней.Помянут тех кто погиб тогда,ушли из жизни за эти десятилетия.И среди названных ушедших наших товарищей –сослуживцев будет и имя капитана 1- го ранга Фирсова Геннадия Никифоровича.   Завершая свое предисловие хочу передать слово  сослуживцу Геннадия Никифоровича Фирсова ,  служившего с ним на К-27 в начале 70-х годов Руслану Мамедову с Баку.

Вячеслав Мазуренко.

«Прошло много лет, многих сослуживцев по именно уже забываешь, не потому, что каждый из них не достойный внимания,наоборот все               они  настоящие
герои,честно выполняли свой дог перед Родиной. Рисковали своей жизнью, не задумываясь о том, какие их в будущем будут ожидать тяжелые последствия после ядерной катастрофы на атомной подводной лодке К-27. Просто время стирает с памяти многие события тех лет и непосредственных участников ликвидаторов, последствий ядерной катастрофы на атомной подводной лодке . Но многие герои подводники по некоторым вроде не значительным эпизодам остались в моей памяти. 
                                                                                                                                                                                                                                          Одним из таких достойных офицеров был наш штурман капитан- лейтенант Геннадий Фирсов. Вроде, что особенного в этом  человеке, такой же офицер военно-морского флота, как и все другие офицеры команды.     Познакомился я с ним близко в первые  же дни по прибытию на АПЛ К-27 в мае месяце 1971 года,после учебного отряда подводников , в должности матроса по торпедным установкам.  Подходит ко мне, совсем еще почти не опытному моряку капитан лейтенант, выше среднего роста, подтянутый, моложавый и надо отдать должное ему очень интересный с виду, и еще с улыбкой, а форма на нем сидела так шикарно, будто заказывали в единственном экземпляре только для него,отл сразу бросилось в глаза,спрашивает "это ты мой земляк ". Я естественно тут же четко представился по уставу, как положено и как меня готовили в учебном отряде. Помню его приятную располагающую улыбку, а так же улыбки членов присутствующих команды.      Позже я уже понял, на подводных лодках все проще, отношения между командирским составом и срочной службой. Меня где то обрадовало, на дальнем Севере , да еще на АПЛ встретить единственного земляка. Но при более близком знакомстве, я узнал, Геннадий Фирсов окончил Высшее Военно- Морское Училище им. С. М. Кирова в городе Баку. В те годы это училище считалось одним из престижных Военно- Морских училищ бывшего СССР.                                                По своему характеру Г. Фирсов был уравновешенным , требовательным, как к себе, так и к подчиненным, что непосредственно было связано с исполнением приказов, Кроме того был требователен к знаниям своих специальностей, а так же к внешнему виду моряков, за что его все по достоинству ценили.    Но что удивительное было в характере Г. Фирсова, нашего штурмана, все его приказы , замечания или просто требования, больше были похожи на собеседования, немного с улыбкой, немного с юмором и все его хорошо понимали, и ценили не только как офицера , но и как друга команды, а подвести такого человека и мыслях не у кого не было,а все приказы немедленно исполнялись и об исполнении докладывалось .Помню каждый из нас занимаясь своими обязанностями  на ПЛ,  вдруг слышу по селектору голос штурмана Г Фирсова,он вызывал меня срочно в кают компанию. Захожу, спрашиваю, по какому вопросу меня вызвали ? Говорит садись дело есть, а я чувствую какой то подвох здесь таится. Говорит садись, я сел. Знаешь зачем я тебя вызвал земляк, серьезное дело есть,Но зная его характер ничего плохого не ожидал.               Руслан , а чай  будем сегодня пить ,спросил он у  меня , на что я ответил, этот вопрос не ко мне , а к коку, а я торпедист. Знаешь Руслан уж очень захотелось того Бакинского чая, который когда то я пил в Баку в чайхане (чайное заведение ) сможешь приготовить спросил Генадий, естественно кто из Бакинцев не может приготовить прекрасный ароматный чай.  Приготовил как положено от души , ему понравилось, а мне было очень приятно.                                                   Или, когда нам приходилось работать в реакторном отсеке, он сам часто принимал непосредственное участие,да в принципе вся команда проходила через этот ужас невидимой смерти. После выхода из этого отсека "смерти " дозиметристы  проверяли нас на степень облучения,но мы люди военные и все тяготы обязаны были перенести с достоинством, согласно принятой присяге. Запомнился один разговор с Геннадием, как то один на один. "Руслан, мы люди военные и свой долг выполнять обязаны, но пройдут годы и мы еще вспомним и нашей Нагасаки " , а потом задумался и долго молчал и через некоторое время сказал, " Руслан никакого разговора не было, это просто мысли в слух " Просто я благодарен ему за его уважение ко мне и веру которую он ко мне проявлял. Конечно в то время за такие слова можно было поплатиться дорого, услышав их кто-нибудь из особого отдела.                                                          Капитан лейтенант Генадий Фирсов был настоящим офицером подводником, смелым, честным, порядочным, достойным уважения.                                                   Просматривая его последние фотографии, вижу Г. Фирсова в звании капитана  первого ранга. Внешне он почти не изменился, та же красивая улыбка на его приятной внешности, тот же форменный шик и блеск. Он по жизни был красив, как внутренне, так и внешне. Он рано ушел из жизни. Вечная память нашему другу подводнику, капитану  первого ранга   Геннадию Никифоровичу Фирсову. Он на вечно останется в памяти наших сердец.  
 старшина 1-й статьи,член экипажа апл К-27 Руслан Мамедов,гБаку.                                                                         



На фотографиях-Слева Г.Н.Фирсов,2010 г,справа Геннадий Никифорович с сыном и внуком.В центре Г.Фирсов с внуком.
Внизу слева.Дежурный по дивизии Геннадий Фирсов.

Немає коментарів: