Вячеслав Мазуренко.
Пожалуй невозможно говорить об исторических событиях не упоминая о своём месте в них… Итак, в свой первый после демобилизации год, продолжая учёбу на вечернем отделении ЛПИ1, прерванную срочной службой на СФ2, я работал в институте биофизики. Институт занимался вопросами жизнеобеспечения на АПЛ.
В один погожий (для Ленинграда) день я оказался в вестибюле института собираясь выйти на улицу. И тут я увидел несколько знакомых лиц стоявших в сторонке и как бы жавшихся друг другу. Поначалу я даже не сообразил, что это были моряки, с которыми я совсем недавно проводил уйму времени. Буквально в течении нескольких минут обмениваясь объятиями и рукопожатиями, я сумел узнать о катастрофе, случившейся на К-27. Затем мы были разъединены компетентными органами и никакие доводы о нашей служебной близости не позволили продолжить общение и узнать подробности.
В эти дни мы вспоминаем о трагических днях безвременно унёсших жизни наших сослуживцев. Хотя я и не был членом ни одного из экипажей К-27, я беру смелость считать этих людей своими сослуживцами потому что мы знали друг друга и по роду своей деятельности мы нередко были заняты общим делом.
Чтобы не интриговать читателя объясню. Я служил на базе, которая занималась обслуживанием АПЛ. Точнее, перезарядкой реакторов. Я же был частью группы физпуска реакторов. Таким образом, АПЛ, базировавшиеся в ЙВМБ, находились под непосредственным наблюдением специалистов, работавших совместно с экипажами как единая команда. Кроме того, мне, одному из немногих посчастливилось участвовать в сборке активных зон для К-27 в Северодвинске, в цеху из которого лодка вышла изначально.
Когда я впервые увидел К-27 в 1964 году, заходящую в базу и швартующуюся к 8-му причалу, в нескольких метрах от меня, у меня перехватило дух от такой красоты. Без всяких шуток это был очень красивый корабль с белым номером ‘120’ на рубке.
В обиходе люди так и называли эту лодку – “стодвадцатка” (Мало кто знал про К-27). Так, вероятно,она и запомнилась большинству. А потом началась рутина – мною были исхожены/исползаны десятки километров внутри этой лодки за период 4.5 года службы.
(Я намеренно не упоминаю о других АПЛ, не столь уникальных и легендарных проектах, как 645, с которыми меня свела служба. Большинство из них оказались более счастливы…)
Этой заметкой мне хотелось бы помянуть и восславить погибших героев-подводников, а так же тех моряков-ликвидаторов аварии, кто по сей день жив, не вполне здоров, но оптимистичен. .20.05.2013 г.
Борис Ратманский ,Калифорния,США
.20.05.2013 г.
1 ЛПИ – Ленинградский Политехнический Институт им. Калинина
2 СФ – Северный Флот
3 АПЛ – Атомная Подводная Лодка
4 ЙВМБ – Йоконьгская Военно-Морская База
Немає коментарів:
Дописати коментар