Подъем потопленной фашистской лодки являлся второй
составной частью этого уникального случая. Третьей
частью стало разоружение и всестороннее изучение U-250.
Приказ № 0824 - 6 ноября 1944 г.
Об изучении германской подводной лодки "У-250" и определении дальнейшего ее использования
Общее руководство по изучению германской техники подводного кораблестроения и
определения технического состояния поднятой из воды германской подводной лодки
"У-250" на предмет дальнейшего ее использования возложить на
начальника управления кораблестроения ВМФ.
Для непосредственной работы на лодке, в помощь начальнику управления
кораблестроения ВМФ назначить комиссию в следующем составе:
Председателя комиссии - начальника отдела "Е" НТК НКВМФ инженер-капитана 1 ранга тов. Рудницкого М.А.,зам. председателя комиссии - начальника штаба ОДСКР ПЛ капитана 2 ранга тов. Юнакова Е.Г.,
Членов:
от УК ВМФ - нач. отделения КПА УК ВМФ на зав. № 194 инженер-капитана 2 ранга тов. Мартынчик, начальника секции НТК НКВМФ инженер-подполковника тов. Петелина, ст. инженера НТК НКВМФ инженер-капитана 2 ранга тов. Цветаева, ст. инженера 2-го отделения III отдела УК ВМФ, инженер-подполковника тов. Хасина,
от ТУ ВМФ - инженер-капитана 2 ранга тов. Индейкина,от АУ ВМФ - инженер-подполковника тов. Худякова, инженер-подполковника тов. Зорина,от МТУ ВМФ - инженер-капитана 2 ранга тов. Мартыненко, инженер-капитана 2 ранга тов. Саульского,от управления связи ВМФ - инженер-подполковника тов. Воронкова, инженер-подполковника тов. Белопольского,от гидрографического упр. ВМФ - начальника отделения штурманского отдела капитана 2 ранга тов. Гадова.
На комиссию возложить выполнение следующих задач:
- Определить техническое состояние подводной лодки "У-250" для принятия решения по ее восстановлению и использованию.
- Определить наиболее интересные с технической и тактической стороны узлы лодки в целях их дальнейшего изучения и внедрения в отечественное проектирование и строительство.
- Просмотреть всю техническую документацию по кораблю для решения вопроса по ее использованию в проектировании и строительстве.
Комиссии приступить к работе 10 ноября 1944 года.
I. Командующему Краснознаменным Балтийским
флотом:
1) Силами Кронштадского морского завода произвести к 1 ноября 1944 г. на
подлодке "У-250" работы, связанные с обеспечением ее плавучести и
сохранением корпуса, механизмов, систем, устройств и оборудования.
2) Перевести подлодку "У-250" до ледостава в г. Ленинград к
судостроительному заводу № 196 и поставить в деревянный плавучий док для
производства на ней дальнейших работ, а так же для ее изучения.
3) Укомплектовать подлодку "У-250" к моменту перевода в Ленинград
личным составом по штату № 4/22Б.
4) Передать весь найденный на подлодке "У-250" материал (чертежи,
инструкции, наставления, книги, личные записки команды подлодки, корабельные
журналы, фото и т.д.) председателю комиссии на предмет изучения и через
начальника УК ВМФ организованного перевода и размножения.
5) Выделить из имеемых в Кронштадте деревянный плавдок для постановки подлодки
"У-250".
II. Начальнику управления кораблестроения
ВМФ:
1) Выдать промышленности заказы и оформить договора на производство работ,
связанных с сохранением корпуса, систем, устройств, механизмов и оборудования,
ремонт и консервацию.
2) Перевести с немецкого языка на русский найденные на подлодке материалы и
издать их, а так же снабдить ими военно-морские организации.
3) По имеемым германским чертежам и с натуры изготовить полныый комплект
чертежей подлодки "У-250" со всеми необходимыми данными.
4) Совместно с начальником управления подводного плавания ВМФ доложить мне
к 1 января 1945 г. необходимость и реальные возможности восстановления подлодки
"У-250" в боевой корабль, а так же целесообраззность переноса
германской техники в отечественное кораблестроение.
III. Начальнику минно-торпедного управления
ВМФ:
1) Принять самые срочные меры к изучению германских торпед, находящихся в
торпедных аппаратах и на стеллажах подлодки "У-250", на предмет
безопасного разоружения и выема их из подлодки.
2) После изучения германских торпед и торпедных аппаратов, должить мне
преимущества и недостатки их по сравнению с отечественными электрическими и
воздушными торпедами и аппаратами.
IV. Начальнику артиллерийского управления
ВМФ:
Определить необходимость приведения в исправное техническое состояние снятых с
подлодки "У-250" артиллерийских систем (37 мм автоматы и 20 мм
спаренные автоматы) и перископов и доложить мне к 1 января 1945 г. возможность
использзования их для проектирования и изготовления отечественных установок.
V.
Начальнику управления связи и начальнику гидрографического управления ВМФ.
Принять меры к восстановлению снятого с подлодки "У-250" радио,
гидроакустического и навигационного оборудования для переноса опыта в
изготовлении отечественной аппаратуры и приборов.
VI.
Начальнику технического управления ВМФ:
До ухода подлодки в Ленинград в аккумуляторных мастерских ТО КБФ произвести
обработку аккумуляторной батареи, снятой с подлодки "У-250", приняв
все меры к восстановлению ее.
VII.
Начальнику химического управления ВМФ:
По представленныым председателем комиссии материалам изучить найденые на
подлодке "У-250" приборы и химические вещества спасения и опознавания
(спасательные маски, патроны регенерации, красящие вещества и т.д.) и доложить
мне к 1 января 1945 г. целесообразность и реальные возможности внедрения их для
нашего подводного флота.
VIII.
Начальнику управления вещевого и шхиперско-хозяйственного снабжения ВМФ:
1) По представленныым председателем комиссии материалам изучить найденное
на подлодке "У-250" обмундирование немецких подводников и доложить
зам. народного комиссара ВМФ генерал-полковнику береговой службы тов. Воробьеву
возможности обеспечения специальной одеждой личный состав наших подводныых
лодок.
2) Обеспечить управление кораблестроения ВМФ необходимым количеством бумаги
для печатания переводимых материалов, а так же издать их в случае необходимости
в типографском исполнении.
IX. Начальнику управления продовольственного
снабжения ВМФ:
Обследовать ассортимент пищи, употребляемой на германских подводных лодках, а
так же тару хранения ее и доложить заместителю народного комиссара ВМФ
генерал-полковнику береговой службы тов. Воробьеву о возможности введения на
снабжение наших подводных лодок подобной пищи и тары.
X.
Начальнику разведывательного управления ГМШ ВМФ:
Оказать необходимую помощь управлению кораблестроения ВМФ в переводе материалов
с немецкого языка на русский и изготовлении фото.
XI.
Для концетрации германского опыта в одном центре и более рационального
использования его сосредоточить весь используемый материал по подлодке
"У-250" в управлении кораблестроения ВМФ, а так же разрешить снятие с
подлодки механизмов и другого оборудования только с ведома и согласия
последнего.
XII. До окончательного определения
дальнейшего использования подлодки "У-250" числить ее в составе
отдельного дивизиона строящихся и капитально ремонтируемых подводных лодок в
Ленинграде, с содержанием по штату № 4/22-Б (буки).
XIII.
Председателю комиссии предоставляется право вызова отдельных специалистов
научно-исследовательских институтов, надобность которых возникает по ходу дела.
XIV.
Выводы и заключения по германской подводной лодке "У-250" по всем
частям, начальникам соответствующих центральных управлений ВМФ представить
начальнику управления кораблестроения ВМФ к 25 декабря для сводного доклада
мне.
КУЗНЕЦОВ
При осмотре U-250 выяснилось, что помимо уже известных
электроторпед Ж-7Е и парогазовых Ж-7А в аппаратах и на стеллажах лежат три
самонаводящихся торпеды T-5. Их в первую очередь и требовалось извлечь. Сделать
это оказалось не так-то просто. Во-первых, как показал командир U-250, на
торпедах имелись устройства для взрыва, во-вторых, аппараты были сильно
перекошены и находившиеся в них торпеды заклинены. При извлечении и разоружении
торпед требовалось сохранить их в полной исправности.
Решить эту сложную задачу было поручено лучшим
флотским специалистам минно-торпедного оружия инженер-полковнику О. Б. Брону,
впоследствии крупному ученому в области неконтактной минно-торпедной техники, инженер-капитану
В. М. Саульскому и капитану 3-го ранга С. Т. Баришпольцу. После того, как удалось
без повреждений извлечь и разоружить торпеды, начали их изучение. Естественно,
особый интерес представляли система самонаведения и неконтактный взрыватель.
Под руководством Брона их изучением занимались офицеры НИ-МТИ - старший
лейтенант В. М. Шахнович и инженер-майор И. М. Экелов. специалисты торпедного
оружия проявили глубокие знания, сметку, готовность идти на риск. В конце
концов они разобрались во всех незнакомых им приборах, раскрыли механику
акустического наведения торпед, узнали устройство их электромагнитных
взрывателей, для срабатывания которых торпеде было необязательно сталкиваться с
целью. В результате проведенных исследований было составлено полное описание
торпеды и сняты характеристики всех ее систем. Получение немецких
самонаводящихся торпед и дало толчок к срочному возобновлению работ по
самонаведению в СССР.
Лодка вызвала величайший интерес и у советских кораблестроителей. Несмотря
на то, что к тому времени лодки типа VII уже не являлись новейшими, находясь в
серийном строительстве более 5 лет, конструкция субмарины была высоко оценена
кораблестроителями. Главком ВМФ Кузнецов издал специальное распоряжение о
приостановке ведущихся разработок нового проекта средней подводной лодки
(проект 608) до изучения трофейной «немки». А после всестороннего изучения
трофея специалистами, Кузнецов дал Управлению
кораблестроения указание: "По типу немецкой U-250 в 1945 г.
спроектировать подлоку среднего водоизмещения и представить мне на
рассмотрение". Таким
образом, многие проектные решения конструкторов U-250 были использованы при
проектировании советской подводной лодки проекта 613.
О захвате торпед
Т-5 было сообщено премьер-министру Великобритании Уинстону Черчиллю, который
обратился к Сталину со следующей просьбой:
«Личное
и строго секретное послание от господина Черчилля маршалу Сталину:
1. Адмиралтейство просило меня обратиться к Вам за помощью по небольшому, но
важному делу. Советский Военно-Морской Флот информировал Адмиралтейство о том,
что в захваченной в Таллинне подводной лодке были обнаружены две германские
акустические торпеды Т-5. Это единственный известный тип торпед, управляемых на
основе принципов акустики, и он является весьма эффективным не только против
торговых судов, но и против эскортных кораблей. Хотя эта торпеда еще не
применяется в широком масштабе, при помощи нее было потоплено или повреждено 24
британских эскортных судна, в том числе 5 судов из состава конвоев,
направляемых в Северную Россию.
2.
Наши специалисты изобрели особый прибор, который обеспечивает некоторую защиту
от этой торпеды и который установлен на британских эсминцах, используемых в
настоящее время Советским Военно-Морским Флотом. Однако изучение образца
торпеды Т-5 было бы крайне ценным для изыскания контрмер. Адмирал Арчер просил
советские военно-морские власти, чтобы одна из двух торпед была немедленно
предоставлена для изучения и практического испытания в Соединенном Королевстве.
Мне сообщают, что советские военно-морские власти не исключают этой
возможности, но что вопрос все еще находится на рассмотрении.
3.
Я уверен, что Вы признаете ту большую помощь, которую Советский Военно-Морской
Флот может оказать Королевскому Военно-Морскому Флоту, содействуя немедленной
отправке одной торпеды в Соединенное Королевство, если я напомню Вам о том, что
в течение многих истекших месяцев противник готовился начать новую кампанию
подводной войны в большом масштабе при помощи новых подводных лодок, обладающих
особенно большой скоростью под водой. Это привело бы к увеличению всякого рода
трудностей в деле переброски войск Соединенных Штатов и снабжения через океан
на оба театра войны. Мы считаем получение одной торпеды Т-5 настолько срочным
делом, что мы были бы готовы направить за торпедой британский самолет в любое
удобное место, назначенное Вами..
4.
Поэтому я прошу Вас обратить Ваше благосклонное внимание на это дело, которое
становится еще более важным ввиду того, что немцы, возможно, передали чертежи
этой торпеды японскому военно-морскому флоту. Адмиралтейство будет радо
предоставить Советскому Военно-Морскому Флоту все результаты своих исследований
и экспериментов с этой торпедой, а также любую новую защитную аппаратуру,
сконструированную впоследствии.
30 ноября 1944 года».
На это письмо Сталин ответил:
Получил Ваше
послание о немецкой торпеде Т-5. Советскими моряками действительно были
захвачены две немецкие акустические торпеды, которые сейчас изучаются нашими
специалистами. К сожалению, мы лишены возможности уже сейчас послать в Англию
одну из указанных торпед, так как обе торпеды имеют повреждения от взрыва,
вследствие чего для изучения и испытания торпеды пришлось бы поврежденные части
одной торпеды заменять частями другой, иначе ее изучение и испытание
невозможно. Отсюда две возможности: либо получаемые по мере изучения торпеды
чертежи и описания будут немедленно передаваться Британской Военной Миссии, а
по окончании изучения и испытаний торпеда будет передана в распоряжение
Британского Адмиралтейства, либо немедля выехать в Советский Союз британским
специалистам и на месте изучить в деталях торпеду и снять с нее чертежи. Мы готовы предоставить любую из двух возможностей.
14 декабря 1944
года».
Англичанам не
терпелось как можно быстрее заполучить либо торпеду, либо ее чертежи. Черчилль
снова направляет послание Сталину:
«Отвечая на
Ваше послание о германской торпеде, сообщаю Вам, что я вполне понимаю
невозможность немедленно передать одну из этих торпед в Англию. Я предпочитаю
второй из двух предложенных Вами вариантов: чтобы британские специалисты
выехали в Советский Союз для изучения торпеды на месте. Мне сообщают, что
советский Военно-Морской Флот рассчитывает провести испытания в начале января,
и Адмиралтейство полагает, что будет весьма удобно, если офицер Адмиралтейства
отправится следующим конвоем. Таким образом, он своевременно прибудет к
испытаниям. Я очень благодарен за Вашу помощь в этом деле и прошу
Адмиралтейство договориться о деталях через Британскую миссию.
23 декабря
1944 года».
Британские специалисты смогли не только увидеть в Ленинграде в Петропавловской
крепости препарированную T-V, но и познакомиться с ее подробным описанием. Эти
материалы по соответствующим каналам и были переданы британскому
Адмиралтейству.
Вскоре
на вооружении британских кораблей, действовавших в Атлантическом океане,
появились буксируемые на длинном тросе акустические буи, получившие название
«хитрец». Они громко имитировали звуки судовых машин и винтов. Обманутый
«крапивник» мчался к «хитрецу» и взрывал его. Тогда корабль опускал за корму
следующий буй. Так победа «МО-103» спасла жизнь многим английским и
американским морякам.
C 12 апреля по 20 августа 1945 года бывшая U-250 под именем
ТС-14 входила в состав ВМФ СССР в качестве опытового корабля под командованием
А. А. Левицкого. Планировалось восстановление лодки, однако из-за тяжёлых
повреждений и отсутствия запчастей ТС-14 была выведена из состава флота и на
Ленинградской базе «Главвторчермета» на Турухтанных островах была разобрана на
метал.
Источник-
Немає коментарів:
Дописати коментар