.
Зловещим подарком ушедшего века представляется проблема, связанная с захоронением в регионе Балтийского моря почти 300 000 тонн химического оружия, доставшегося союзникам в качестве трофея от поверженной фашистской Германии.
ПЛОДЫ ПОБЕДЫ.
В 1945 году фашистская Германия была повержена. Но фашизм, на то он и фашизм, что не гнушается ничем для достижения своих целей. Несмотря на запрет в Гермнии на поток было поставлено производство ОВ, в разработку и производство которых существенный вклад внесли в первую очередь лаборатории и химзаводы концерна «Фарбениндустри». Запасы ОВ были колоссальные. И только стремительное наступление советских войск предотвратило их применение.
Победителям досталось не только «золото», но и этот ужас, с которым надо было что-то делать.
Общая комиссия союзников по этому вопросу приняла решение – все запасы ОВ фашистской Германии должны были быть вывезены в Атлантический океан и затоплены в районе Фарерских островов на глубине 4-5 километров.
Уже тогда непродуманными решениями океан превращался в свалку отходов, от разложения которых последствия непредсказуемы. Но и это решение не было выполнено.
БОМБА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ.
В 1946 г. вторая мировая война перешла в режим «холодной войны» между бывшими союзниками. Проблему ликвидации фашистских ОВ каждый решал по своему.
Советскому Союзу в какой-то степени повезло: в восточной зоне оказалось лишь 60 тыс. тонн, остальные 240 тыс. тонн достались «союзникам», которые ничтоже сумнявшиеся затопили их на 70 судах в Датских проливах. Ими стали районы: в проливе Скагеррак в 40 милях от норвежского порта Арендаль (глубина около 600 м.) и близ шведского порта Люсечиль (глубина около 200 м.), а также и в проливе Каттегат близ мыса Скаген и в проливе Малый Бельт непосредственно у берегов Германии. И у острова Борнхольм непосредственно в Балтийском море.
Советы затопили 32 тыс. тонн в районе Борнхольмской впадины, а 28 тыс. тонн вывезли в Россию.
Первый всплеск европейского общественного интереса к этой проблеме был представлен публикацией английского писателя Филиппа Найтли в лондонском «Санти Таймс Мэгэзин» только 5 апреля 1992 года. В результате репортажа «Смертоносные свалки» были впервые показаны места затопления и назван объём «захороненных» химических боеприпасов – 302 875 тонн.
Надо отметить, что в районе опасных захоронений проживает порядка 150 млн. человек, ежегодно вылавливается более 2 млн. тонн морепродуктов и чрезвычайно развит водный туризм. Кроме всего надо учесть, что в морях и океанах существуют течения. Учитывая пути миграции живой рыбы, и появившиеся симптомы отравления вод Северного моря, проблема эта давно уже перестала быть «головной болью» только Балтийских стран.
Опасность заражения водной среды ипритом и люизитом с каждым годом возрастает.
КАК РЕШАЕТСЯ ПРОБЛЕМА?
Фактически никак.
Поднятый в 1992 г. этот вопрос, вроде, вызвал беспокойство мировой общественности. Но это были лишь эмоции. К настоящему времени он опять заглох.
Как можно расценить то, что те, у кого под боком лежит весь этот «ужас» никак не реагируют на то, как тикает механизм злополучной бомбы.
Ещё в 90-е годы прошлого века глава датского агенства защиты окружающей среды Йеспер Эрмансен, комментируя решение Дании не заниматься подъёмом затопленных у её берегов немецких ОВ, заявил, что «в выборе между чумой и холерой они предпочитают чуму». Позицию Дании, по сообщению информационного агенства BANNS, разделяли тогда практически все политические партии и организации защиты окружающей среды Северной Европы.
Такой же позиции придерживаются они и сегодня, ссылаясь на то, что подъёмом ОВ должны заниматься Германия и бывшие союзники.
Пока эту катастрофу можно предотвратить – поднять на поверхность и переработать ОВ. Конечно, это затратно, но….
В январе 1993 г. представители 180 государств подписали в Париже Конвенцию о запрещении, разработке и применения химического оружия. Это важнейшее международное соглашение вступило в силу. Но только один ньюанс – согласно Конвенции боевыми средствами будут считаться только те химические боеприпасы, которые были захоронены в наземных могильниках после 1 января 1977 г. и затоплены после 1 января 1985 г., а значит, только такие ОВ подлежат декларированию в установленном порядке.
Выходит, что огромное количество ОВ затопленные в морях и океанах до этих сроков, как бы и не существует. Значит и нет угрозы – страус спрятавший голову в песок – иначе такую позицию не назовёшь.
Понятны и политические мотивы такого решения: СССР и страны НАТО проводили массовые захоронения ОВ не только на собственной территории, но зачастую в международных водах.
В январе 2004 года ветераны общества «Мир океанов» поднимали этот вопрос, писали обрашения к главам государств, но так и не получили ответа.
Пока только вопрос с затопленными ОВ обсуждается, но реальных действий по решению проблемы не предпринимается.
Похоже, что проблема со зловещим наследием всё же недооценивается, а в этом случае следует помнить, что механизм «бомбы с ОВ» уже взведён.
МОРСКИЕ УЖАСЫ.
В том, что Океан является одним из определяющих факторов жизни на земле ни у кого не вызывает сомнений. Роль его в жизни человечества возрастает с каждым годом, чего нельзя сказать о сохранности его уникальных возможностей. Человечество, грубо говоря, превращает его в свалку своей непродуманной деятельности.
Подтверждением этого являются не только захороненные в его глубинах ОВ, о чём говорилось в предыдущих строках, но и появившийся в последнее время гениально изобретённый пластик, образующий в океане целые острова. Каждый фрагмент пластика дрейфует по океанским водам около 16 лет, пока не происходит его природная утилизация. Но некоторые составные части пластмассы разлагаются лишь спустя 450 лет. Согласно данным ООН на каждом квадратном километре площади дна Мирового океана находится до 13 тысяч фрагментов пластиковых отходов. Когда изобретали пластик, радовались, не задумываясь о будущем.
Так происходило и с ОВ, о способах ликвидации не позаботились – это остаётся проблемой и сегодня….
«Необходимо бороться с перопричиной проблемы – изменить культурный сдвиг, заставляющий нас приравнивать море к всеобщей свалке» - говорит руководитель общественных программ «Гринпис» Марио Родригес.
Но, к слову, «Гринпис», который добивается решения глобальных экологических проблем, в том числе и путём привлечения к ним внимания общественности и властей, в своих программах «Океан» таких проблем как загрязнения океана ОВ и пластиком не обозначил.
Уже в 50-х годах прошлого столетия, когда в обиход входил пластик, стоило задуматься о загрязнении Мирового океана, и не только пластиком. Но куда там! Не только русские, но и всё человечество живёт задним умом – пока петух не клюнет!
P. S. Сегодня без оглядки качаем нефть и газ и тоже радуемся, не думая о том, что будет с огромными пустотами внутри земли. Когда задрожит – очнёмся!? А пока у экспертов, наших и западных, отсутствуют даже сведения о состоянии и видах затопленного химического оружия, как и об остальных затронутых проблемах…
.
ВАДИМ КУЛИНЧЕНКО
капитан 1 ранга в отставке, публицист.
Немає коментарів:
Дописати коментар