Посудомойка, дочь "батьки"
За последние годы в Европе, России и на Украине вышло много книг о легендарном "батьке" - комбриге Красной армии, кавалере ордена Красного Знамени, анархисте, селекционере-птицеводе, парижском эмигранте Несторе Ивановиче Махно. Оболганный и осмеянный советскими лето- и борзописцами, Махно всячески защищал Советы, но призывал не давать большевикам руководить ими. Трижды Нестор Махно и его армия, численность которой доходила до 100 тысяч человек, объявлялись врагами трудового народа и ставились вне закона.
Он воевал со всеми без исключения властями и режимами: против немцев, белых генералов, черных баронов, банд "зеленых", против красных дивизий, гетманов и атаманов. Он одерживал победы, хотя не учился военной науке, да и вообще не служил в армии ни единого дня. Махно спас советскую власть. Когда Деникин подходил к Москве, Махно разгромил главную артиллерийскую базу белогвардейцев в Волновахе, начал наступление на их ставку в Таганроге… Махновская конница пошла на пулеметы и прорвала оборону Врангеля в Крыму… В награду большинство оставшихся в живых героев расстреляли их красные союзники.
Биография Махно, его жизнь и борьба достаточно хорошо изучены, и прежде, чем перейти к рассказу о судьбе его дочери, мне бы хотелось остановиться только на одном малоизвестном факте.
С 1914 года увлечением 26-летнего Нестора стали куры – вернее, селекционная работа в области птицеводства. К началу Октябрьской революции ему удалось вывести породу невиданных до того времени бройлеров, которую он в своих дневниках без ложной скромности назвал "махновской пестрой". Во время гражданской войны несколько десятков кур постоянно обитали при штабе повстанческой армии. Они передвигались вместе с Махно на отдельной тачанке. У батьки даже во время тяжелых боев находилось время накормить кур, сделать замеры их роста и веса. Значение, которое Махно придавал разведению кур, подтверждает и тот факт, что во время перехода румынской границы, эмигрируя, он забыл взять с собой некоторые дневники и архивы, но прихватил с собой своих питомцев.
Участь вывезенных во Францию кур неясна (на Украине всех оставшихся кур "неугодной" породы истребили подчистую). Но опыты Махно были продолжены французскими, а затем и американскими генетиками. В результате их выведены многие перспективные породы. Общеизвестно – на могиле Нестора Ивановича в Париже написано: "Нестор Махно, красный комиссар". Но мало кто знает, что из первоначального варианта надписи изъяты слова "великий анархист и селекционер".
Нестор Махно с женой и дочерью
… А теперь - о судьбе его дочери Елены. Она родилась в 1923 году в польской тюрьме, куда ее отец и мать, Галина Кузьменко, были помещены. Когда Елене было 11 лет, Нестор Махно умер. До лета 1940 она жила с матерью в Париже. Немцы вывезли их на работу в Германию. В 1945-м они оказались в зоне английской оккупации, но советские органы установили их личности, интернировали, и вместе с генералом Красновым, атаманом Шкуро и другими врагами советской власти (еще со времен гражданской войны) привезли в Москву.
Жена Махно была приговорена к восьми годам лишения свободы. Она отбывала наказание в лагерях Средней Азии и казахстанском городе Джамбуле. После смерти Сталина Галину Кузьменко освободили. Дочь Махно, Елену Нестеровну, приговорили к пяти годам ссылки. После отбытия срока она жила с матерью в Джамбуле.
Приведу отрывок из письма Елены к матери, написанного уже после казахстанской ссылки. Оно датировано 25-м апреля 1950 года. "Когда я вышла из больницы, у меня было осложнение на печень и на уши. Сейчас печень нормально, а слух средний. В октябре 1948 года я поступила на железнодорожный вокзал посудомойкой (если бы я хотела быть официанткой, я бы не могла из-за одежды). Работала сутками и двое отдыхала. Жила в чеченской семье. В декабре я была уволена по сокращению штата, в январе я поступила судомойкой в ОРС железнодорожной организации, работала в паровозном депо. В марте была уволена из-за документов. Если бы не это, то во всех организациях можно быстро продвинуться, посылают на курсы поваров и т.д. В каждой отрасли можно продвинуться, но не с моей фамилией и происхождением…
… И вот как я прожила эту зиму с 48 по 49 гг., раздетая и босая, с переменами каждые три месяца. Это самое жуткое воспоминание моей жизни… Я лазила по паровозам и тендерам, выпрашивала у машинистов уголь. Таскала его грязная, потная. Я с дрожью вспоминаю эту зиму.
… Я предупредила своего майора на отметке, что осенью останусь без работы, потому что сезон молока кончается и всех увольняют. Майор обещал меня устроить. Работа была тяжелая на заводе, к осени я уволилась, потому что работа зимняя мне не по силам, хотя меня оставляли, но надо было перейти на хозяйственные работы, как копать, мазать, белить, лед заготавливать, ледник копать, это не в моих силах, и так лето еле выдержала, а в холод раздетой никак невозможно. Вот так и жила до октября 1949 г. В следующем письме дальше напишу. Пока крепко-прекрепко целую. Лена".
«Батька» Махно; Елена Махно (Михненко) с матерью, Галиной Кузьменко.
Фото с сайта www.makhno.ru
Шли годы. Елена Нестеровна сменила свою "неудобную" фамилию Махно на Михненко, окончила Ташкентский строительный техникум, а затем Джамбульский гидромелиоративно-строительный институт. Работала прорабом. В конце 1989 года она получила очень важный документ:
"Прокуратура СССР. Прокуратура УССР.
Михненко Елене Нестеровне.
Сообщаем, что на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года уголовное дело, по которому вы были репрессированы, прекращено и в настоящее время вы реабилитированы".
Такой же документ она получила и на свою мать – Галину Андреевну Кузьменко. Когда ей вручали бумаги о посмертной реабилитации матери, она спросила: "Где вы были десять лет назад?..".
В субботу, 16 января 1993 года, ведущий вечерней программы "Новости" (Останкино, Москва) сообщил, что умерла Елена Нестеровна Михненко – последний прямой потомок Нестора Ивановича Махно...
* * *
Книга Владимира Ханелиса (Израиль)
"РОДИЛИСЬ И УЧИЛИСЬ В ОДЕССЕ"
(Материалы к энциклопедическому словарю)
Стоимость книги:
в Израиле – 89 шек.;
в Европе, США и странах СНГ – $29.90 ;
в Австралии – 34.90 ам. долл.
В цену входит пересылка.
Для заказа обращаться:
V. Hanelis, Livorno str. 11 apt. 31,
Bat-Yam, Israel, 59644
Tel\fax - +972-3-551-39-65
E-mail – vhanelis@yahoo.com
V. Hanelis, Livorno str. 11 apt. 31,
Bat-Yam, Israel, 59644
Tel\fax - +972-3-551-39-65
E-mail – vhanelis@yahoo.com
Немає коментарів:
Дописати коментар