Первое боевое патрулирование подводной лодки, проходившее в районе Вардё – Конгс-фьорд (позиция № 1 "В"), состоялось в середине декабря 1943 года. Оно прошло безуспешно, противник так и не был встречен.
Второй боевой поход "Мести" проводился в рамках операции "РВ-1". Подводная лодка занимала сектор № 2 в районе Тана-фьорд – мыс Берлевог. Вечером 23 января 1944 года "М-200", пытаясь осуществить зарядку батарей в условиях густого тумана, всплыла всего в 25
метрах от немецкого сторожевика. (По разным данным это был корабль охраны гаваней Киркенеса "NKi-11", либо сопровождавший транспорт "Фёхенхайм" сторожевик "V-6108"). Атака вражеского корабля последовала незамедлительно. "М-200" подверглась артиллерийскому обстрелу, а после срочного погружения на нее посыпались глубинные бомбы. К счастью, повреждений подводная лодка не получила, но бомбометание произвело на экипаж определенное психологическое воздействие, все остальное время патрулирования субмарины подходила к берегу для поиска конвоев противника только в светлое время суток.
Третий выход на позицию проходил в рамках операции "РВ-2" в конце февраля 1944 года. "М-200" занимала сектор "П" в районе Тана-фьорда. Поход проходил в сложных погодных условиях шторма и плохой видимости, но подлодка оставаясь у берега продолжала поиск противника. Вечером 28 февраля на рейде Берлевога "М-200" едва не отстрелялась по остову злосчастного транспорта "Наталь", выброшенного на камни штормом еще 7 января. (Судно и до этого, и в дальнейшем не раз становилось объектом атак подводных лодок и авиации СФ; до "М-200" в него уже разрядили свои торпедные аппараты "М-201" и "М-105" 19 и 31 января). Сохранить торпеды помогли сгущавшиеся сумерки; цель пропала из видимости. Утром 3 февраля "Месть" вернулась в Полярное.
В четвертый боевой поход "М-200" отправилась с новым командиром. 12 марта 1944 года им стал старший лейтенант (впоследствии капитан-лейтенант) Гладков Владимир Львович, ранее служивший старпомом на краснознаменной "С-56"; Тураев принял "С-104". На исходе 28 марта подводная лодка под обеспечением командира 3-го дивизиона ПЛ капитана 2 ранга В.А. Иванова вышла в район мыс Слетнес – мыс Берлевог (позиция № 1). За все время патрулирования позиции противник не был встречен. Лишь накануне возвращения в базу подводная лодка обнаружила, но не сумела атаковать сторожевой корабль, который зашел в Гамвик.
Весь апрель и часть мая ушли на навигационный ремонт. который был совмещен с докованием, установкой новой аккумуляторной батареи и стабилизатора глубины "Спрут". Вступив в строй "М-200" приняла участие в операции "РВ-5". С 13 июня подводная лодка занимала достаточно удаленный для "малюток" сектор № 02 в районе между Тана-фьордом и мысом Нордкин и действовала по данным авиаразведки. К сожалению, перехватить вражеский конвой не удалось, утром 20 июня "М-200" прибыла в Полярное.
Шестым боевым походом подводной лодки стало ее участие в операции "РВ-6". Субмарина занимала сектор № 4 в районе Сюльте-фьорда. Утром 15 июля у Перс-фьорда наведенная авиаразведкой "М-200" обнаружила крупный немецкий конвой. Подводной лодке удалось скрытно проникнуть внутрь ордера, но попытка выйти в атаку по данным гидроакустики сорвалась. Шумы винтов проходящих судов слились в один сплошной гул из которого было трудно выделить пеленг на одно определенное судно. Ориентируясь по данным визуального наблюдения, подлодка уже начала было занимать позицию для залпа по крупному транспорту, но вскоре все члены экипажа субмарины услышали звонкие посылки гидроакустической станции сторожевика, отражавшихся от корпуса подлодки. Атаку пришлось прервать и уйти на глубину. Выпустить торпеды удалось только по одному из судов замыкающих колонну. Залп производился с дистанции 10 кбт, а через 90 секунд из II отсека доложили, что зафиксировали взрыв. В ответ сторожевик "V-6110" контратаковал субмарину, сбросив на безопасном удалении 24 глубинных бомбы. Прибыв в базу подводники доложили о победе, но суда атакованного подлодкой конвоя "La-124-Ki" обнаружили след торпеды и сумели провести маневр уклонения. Командование бригады подводных лодок тоже усомнилось в победе, потребовав подтверждения разведки. Несмотря на это в ряде советских послевоенных источников указывается, что "М-200" 15 июля отправила на дно два вражеских транспорта.
По возвращении из похода подводная лодка встала на гарантийный ремонт, в хоте которого на корабль установлены приборы торпедной стрельбы: "ПУГ" (прибор установки гидростата) и "ПУПО" (прибор установки прибора Обри), а так же выдвижная антенна "ВАН-ПЗ". В январе 1945 года корабль вступил в строй, но к этому времени война в советском Заполярье закончилась.
В июле 1945 г. ПЛ была перевезена в Ленинград (по железной дороге) и вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ, БФ).
К сожалению, служба М-200 окончилась не в доке... Продолжая свою службу в составе БФ, пл М-200 стала жертвой трагического инцидента 21 ноября 1956 года. В этот день на переходе из Палдиски в Лиепаю лодку протаранил эсминец "Статный". В результате аварии и бездарно проведенной спасательной операции погибло 28 человек. Шестерых моряков, в том числе и командира лодки капитана 3 ранга Шуманина Александра Спиридоновича, которые в момент столкновения находились на мостике, удалось спасти.
Мемориал М-200 в Палдиски, Эстония. Май 2002
фото Сергей Мелконов
http://www.town.ural.ru/ship/ship/mxv.php3
http://www.dive-tek.ru/archiv/2007/6/68-71.html
http://woodsman.forum2x2.ru/t56-topic
http://www.town.ural.ru/ship/ship/m200.php3
и другие источники.
Немає коментарів:
Дописати коментар