По две автономки в год
Считается, что холодная война началась 5 марта 1946 года, хотя наверняка такой человек, как Черчилль, задумался о противостоянии гораздо раньше: «Предсказать, как поведет себя Россия, - невозможно. Это всегда загадка, больше того - головоломка, нет - тайна за семью печатями!»
Мурманск и его окрестности тоже попали в поле зрения этого великого стратега - за маршрутами северных конвоев он разглядел будущее подводного флота России - американские и английские подводные лодки начали патрулировать северные воды сразу же после окончания Второй мировой войны.
Точнее, они и не переставали их патрулировать, просто теперь они поменяли противника, пытались перехватить радиопереговоры советских подводных лодок, записать шумы.
США создавали по всему миру систему гидрофонов СОСУС, и шумы советских подводных лодок нужны были для идентификации таковых.
А с появлением в СССР атомного флота интенсивность походов к нашим берегам только возрастала - на кромке наших территориальных вод всегда находилось несколько лодок - американских или английских, а также суда разведки, крейсеры, противолодочные корабли, разведывательные самолеты, вертолеты.
Территориальные воды СССР подвергались постоянному набегу - лодки то подскакивали к самой границе, то переходили ее. Игра в кошки-мышки, опасное маневрирование, столкновение наших лодок - это все только нарастало. А потом было и боевое бомбометание - глубинные бомбы сбрасывались нашими противолодочными кораблями с недолетом, чтоб только убрать визитера с глубины.
А что творилось на полигонах боевой подготовки? Все то же самое - они даже выходили с нашими лодками на контакт в подводном положении. По звукоподводной связи (ЗПС) на чисто русском языке могли что-то сказать. Или вот работала как-то наша лодка в районе с другой лодкой, начинается разговор по ЗПС: «Второй, дай настройку!» - и тот начинает считать: «Один, два, три». Тут наши понимают, что работают-то они с американцем. И говорят ему: «Не один, два, три, а раз, два, три» - дубина американская!».
И все время бросали буи. Обкладывали нас буями в районах боевой подготовки со всех сторон. Если закрывался район для стрельб - они дежурили на границе района и периодически лезли в район. Всплывает наша лодка, и над ней, прямо над ракетной палубой в одном метре, зависает вертолет, открывается дверь, и фотограф начинает нас фотографировать. Бывали и автоматные очереди с нашей стороны, и не просто так в воздух, а по вертолету.
Эта война только называлась холодной - потери были с обеих сторон. Конечно, это была война в основном нервов, но нервы иногда сдавали, и шум винтов торпеды наши подводники слышали - только успевай уклоняться, а уж что это за торпеда - боевая или только имитатор - это уж как получится. Во всяком случае, об этом рассказывали - вполголоса, между собой, но говорили.
А как вам поздравления, переданные по радио в прямом эфире? «Поздравляем капитана 1-го ранга Бусырева с присвоением очередного воинского звания и с выходом на боевую службу, успешного прорыва Фареро-Исландского противолодочного рубежа!»
Вот еще история с нашей лодкой. Мы вышли на контрольный выход и после бесконечных всплытий-погружений находились в надводном положении, пополняли запас воздуха высокого давления. И вдруг на горизонте появляется силуэт - американский эсминец. Проходят минуты, и он уже рядом - 25 узлов. Останавливается, вывешивает флаги, что проводит учения, а потом - полный ход и атакует нас.
Еле успели уйти под воду - «Срочное погружение!»
Только мы скрылись под водой, как над головами шум винтов - такое впечатление, что винты просто рвут воду над твоей макушкой.
Американцы вели себя очень агрессивно, действовали быстро - если пролетел «Орион», жди подводную лодку или эсминец - обязательно будет.
И маршал Ахромеев, приезжая на Северный флот с очередной инспекцией, говорил: «Ребята, вы себе не представляете, как мы близко подошли к мировой войне!»
И ходили мы по две автономки в год - 250-300 суток в году ходовых.
Это была норма. Что ни год, то новые лодки - «Акулы», БД, БДР, БДРМ, 971 проект.
А походы подо льды - обычное дело.
Потом была стрельба БДРМ по Камчатке на максимальную дальность, и операция «Бегемот» - стрельба 16 ракетами. И пошла холодная война на убыль - после всех этих стрельб и бесчисленных походов под лед сели американцы с нами за стол переговоров.
И как только они с нами сели, почему-то объявили, что мы проиграли холодную войну.
Опубликовано в "Мурманском вестнике" 07.05.2013 г.Адрес этой публикации в сети Интернет: http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=2013050710 |
Кожна людина має право на висловлювання власної думки, ніхто не має права засудити її за ті, чи інші думки, навіть якщо вона каже щось не вірно.
понеділок, липня 01, 2013
ИЗ ОЧЕРЕДНЫХ РАССКАЗОВ ВЕТЕРАНА-ПОДВОДНИКА,ПИСАТЕЛЯ АЛЕКСАНДРА ПОКРОВСКОГО (Санкт-Петербург,Россия)
Підписатися на:
Дописати коментарі (Atom)
Немає коментарів:
Дописати коментар