Некоторые размышления о кораблях и людях.
Сегодня отношение военных моряков к своим кораблям нельзя оценить однозначно, встречается всякое.
В целом, на мой взгляд, это следствие и массового уничтожения кораблей в процессе утилизации, и плачевного состояния корабельного состава флота. Очень настораживает потребительское, карьеристское отношение части офицеров к службе на кораблях. Раньше такое тоже встречалось, но сегодня приобретает масштабы сущего бедствия.
"Любовь к кораблям отличается от любви, которую питают люди ко всяким другим творениям рук своих…"
Джозеф Конрад
Старые заброшенные корабли - печальное зрелище. У тех, кто так или иначе связан с морем, оно рождает мысли не только о бренности бытия. Мне, например, видится нечто бездушное, циничное в том, как люди "обставили" свои взаимоотношения с кораблями. Ведь когда они сходят со стапелей, это всегда праздник.
Когда же их загоняют догнивать на отмели, обходится без торжеств. К сожалению, за многовековую историю мореплавания традиция благодарения кораблям так и не сложилась, и на вечную стоянку к почетному причалу становятся лишь единицы из них. Быть может, поэтому я не люблю корабельных кладбищ.
В эпиграф я вовсе не случайно вынес строки Джозефа Конрада - одного из самых ярких певцов океана и морских профессий: А вот заголовок пришел на ум, когда вспомнились строки известной многим песни - "Ведь ты моряк, Мишка, моряк не плачет…" Не плачет моряк в песне, а в жизни все-таки случается…
История эта недавняя. В одном из номеров газеты "Корабельная сторона" мы опубликовали фото 1995 года: док-камера северодвинского предприятия "Звездочка", две атомные подлодки - К-472 и К-475, что ждут утилизации, и люди - корабелы, военные моряки, пришедшие проститься с ними. Я откровенно порадовался за северодвинцев, собравшихся тогда на подошве док-камеры. Потому что они сделали попытку ввести в обиход достойную церемонию проводов кораблей. А еще через пару дней на сайте нашего издательства как отклик на публикацию появились строки читателя Э. Ю. Плешкова, приведу их так, как есть: "Что ты радуешься? Когда я глушил реакторы К-475, сидел над кабелями приводов АР и КР с кабельным ножом и плакал, как дите малое, пока никто не видел. Приказ - резать, а я не могу - все равно, что брату ноги режешь без наркоза… Лучше сообщи мне, когда флаг Андреевский был спущен и что сейчас с кораблем?" Что ж, сразу и отвечу. Военно-морской флаг на АПЛ К-475 спустили в 1995-м. Тогда же и началась утилизация корабля, а быстро отправлять боевые корабли в шихту у нас уже научились…
"Моряк без сострадания не может смотреть на искалеченное судно", утверждал тот же Джозеф Конрад. Верно. А если выпестованный тобой корабль нужно кромсать на куски своими же руками?! Именно это приходится переживать тем, кто работает сегодня на утилизационном конвейере, например на северодвинской "Звездочке". Я этим людям искренне сочувствую. А в общем-то, мне показалось, есть повод вернуться к старой теме - о кораблях и людях.
ТЕОРИЯ ДОКТОРА ВЭЛЛСА
Особое, у иных людей едва ли не родственное, отношение к кораблю, занимало меня давно. Точнее, вопрос: где его истоки? Не в сентиментальности же дело! Мне посоветовали найти исследование доктора Вэллса - работает такой по специализации - морская психология. Нашел, оказалось, не очень большая книга, скорее - брошюра, и тираж крохотный. Так вот, Вэллс полагает и приводит тому довольно убедительные доводы - кто в море не был, кого оно не испытало, у того корабль - "железо", у тех, кто в море что-то пережил, отношение совсем иное. Такая, возможно, спорная, но все же выстроенная теория. Если абстрагироваться от графиков, диаграмм и столбцов цифр мониторинга, проведенного доктором Вэллсом, суть его идеи такова - в море, а оно всегда и везде для нас враждебная среда, на тончайших уровнях подсознания происходит своего рода единение человека и корабля. Ощущение, тем паче - проявление опасности, лишь усиливает эту тягу. В самом деле, ведь когда мы чувствуем угрозу, человеческая природа наша, порой инстинктивно, пытается защититься, найти себе союзника. Так и здесь, корабль в море - товарищ, друг. А если в море ходить месяцами, годами?!
У тех, кто строит корабли, думаю, тоже возникает подобное притяжение, хотя в основе его, верно, уже другое явление. В просторечии говорят -"прикипеть душой", то есть осознанно вложить свой труд, время и обязательно - свои чувства… Думаю, так "прикипает" крестьянин к своему наделу, художник к творению рук своих, зодчий к храму или иной своей постройке, да тот же дачник к четырем соткам, даже если они и на болоте. Ничего дурного в том нет.
К слову, иногда отголоски давнего отношения к кораблю (судну) как к живому существу, можно найти даже там, где меньше всего ожидаешь, - в инструкциях. Есть, например, РБЖ - руководство по борьбе за живучесть корабля. Обратите внимание - не за безопасность или спасение, не за непотопляемость, а за живучесть. Следовательно, моряки согласно этому самому РБЖ борются не за корабль, как средство передвижения, а за его жизнь. А потом уже за свою. "
"Пока такого не существует в морской практике. А жаль. Когда новый корабль сходит со стапеля на воду - это всегда торжество. Так же как и подъем на нем государственного флага. Когда же отслуживший свое корабль отправляется на слом, никаких церемоний не проводится. К сожалению, за многие столетия, как существует мореплавание, человечество так и не выработало общепринятого ритуала благодарения кораблю, который отслужил свое.
Большинство из них ждет конвейер судоразделки. Еще одна возможная планида - догнивать в каком-нибудь затхлом затоне. Это ведь только избранным выпадает на годы ошвартоваться у мемориальных причалов. И в этом мне видится большая несправедливость. Смею уверить, со мной согласятся истые моряки, которые никогда не воспринимают корабль холодным куском железа.
Десятки атомных подлодок уже утилизировала ягринская 'Звездочка', но и сегодня сюда приходят грозные корабли, которым в прошлом веке выпало поддерживать военный паритет в Мировом океане. Здесь их последний причал.
http://gremih.ru/forum/
Немає коментарів:
Дописати коментар