понеділок, серпня 12, 2013

ИЗ ЗАПИСЕЙ КОМАНДИРА АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ ЖАРОВА Б.П. ПО ПОВОДУ...ГИБЕЛИ АПЛ "КУРСК"

«...Боги моря никогда не дремлют, и до тех пор, пока человек будет плавать по морям, они будут брать свои жертвы». Джозеф Конрад, английский писатель, знаток моря.

 То, о чем пойдет речь – о гибели АПЛ «Курск» - в различных СМИ всеми читано-перечитано, смотрено-пересмотрено. Большинство чтецов сделали вырезки из газет и журналов, касающихся трагедии АПЛ «Курск». Но одно дело, когда читатель наедине с газетой, один на один с ее мнением. Мнение автора статьи в газете читатель опровергнуть не может, но и согласится, не желает. Совсем другое положение читателя в кругу друзей, когда можно показать, что все читал, все знаешь, а свое мнение можешь преподнести как истину в последней инстанции. К беседе сослуживцев читатель волен отнестись критически. Беседа, ровным счетом, никак не повлияет на решения «власти», которая только в избирательный период клянется в верности народным интересам, а потом напрочь забывает все и действует в силу политической коньюктуры, а гибель АПЛ «Курск» для нее пройденный этап

  Здесь выкладываются абсолютно различные мнения . Статьи с других сайтов и блогов для ознакомления и  обсуждения.  Автор блога по поводу этих  располагаемых новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.





.Жаров: «Вы обратили, друзья, внимание: «власть» вела себя при гибели АПЛ «Курск», как при аварии на нашей лодке. Как-будто все мы возвратились в прошлое. Особенно это было заметно на действиях флотских начальников, как-будто они ждут партийных указаний». Бужков: «При трагедии АПЛ «Курск» флотское руководство растерялось, было зашорено в непонимании свершившейся трагедии. Оно не осознавало, что такое может произойти с АПЛ «Курск». Тем оно вводило в заблуждение «московскую власть». Вспомните, какое шоковое состояние было у Арсентьева и Алексеева в центральном посту во время аварии, они не могли поверить, что лодка ударилась о грунт». Жаров: «Но они же подводники. Они должны были понимать, что под водой с АПЛ «Курск» может случиться самое невероятное». Бужков: «Они уже не подводники. Они стали кабинетными чиновниками. Они стали мыслить другими категориями. Они скоро осознали гибель «Курска», гибель подводников в прочном корпусе, но сработал традиционный чиновничий механизм самосохранения – они пытались уйти от ответственности. Но не знали, как это сделать. Они сами себя загнали в ложное положение, да так и не смогли из него выйти». Справка-подтверждение. 13 августа 2000 года адмирал Попов докладывает об успешном завершении учения на Северном флоте. Ни слова не упоминает о АПЛ «Курск», о судьбе которой уже известно командованию. 14 августа в СМИ поступает информация, что лодка легла на грунт, хотя атомные лодки на грунт не ложатся по своей спецификации. Связь с экипажем поддерживается. На лодку скоро будет подан воздух, электроэнергия, пища. Сплошная дезинформация, «лапша на уши народу». Флотское руководство намеренно вводило общественность в заблуждение. Если оно этого делать не хотело, то показало свою полнейшую безграмотность и безответственность. Поступают доклады Президенту страны, что все средства спасения имеются на флоте. В СМИ поступает информация, что все возможное делается для спасения подводников. Но ничего не делалось и спасать было некого. Дальше поступает в СМИ всякая ложная информация, пока не стало ясно, что АПЛ «Курск» погибла со всем экипажем. *** Беленький: «Что у нас в России случится плохое: катастрофа пассажирского самолета, гибель атомной подводной лодки, арест высокопоставленного чиновника, убийство известного лица – народ никогда ничего не узнает об истинных обстоятельствах дела. «Власть» изворачивается и замалчивает факты, всегда утверждает, что нельзя раскрывать тайну в целях следствия или «высокой политики». Народ уже привык к такому положению, но все продолжает думать, что чиновники опять спасают свой подмоченный авторитет и коррупционные связи». Жаров: «Власть», как никогда, при гибели «Курска» показала свое лицо не в лучшем виде. В своих заверениях, объяснениях, при этом замалчивая факты, уходя от прямых и правдивых ответов, нисколько не сообразуясь с реальностью и риском службы подводников, построили в СМИ пирамиду слухов, версий и предположений». Беленький: «В нашей стране так было во все времена. Где нет правдивых ответов, там гнездятся слухи, версии и предположения. А потом народ к ним так привык, что даже правде не верит, а высказывает свои домыслы и предположения о причинах и последствиях в трагедии «Курска». Бужков: «С нашей властью нам все ясно, но только не ясно, когда она завоюет доверие народа своей страны. Не даром на выборах растет число голосов «не верю никому». Поговорим лучше о фактах и предположениях в гибели АПЛ «Курск». Справка-напоминание. Тактико-технические характеристики многоцелевой АПЛ «Курск» («К-141»). Заметим, что источник – открытая печать. Проект – «949 А», по классификации НАТО – «Оскар-2». Предназначена для нанесения ракетно-торпедных ударов по авианосно-корабельным группам, конвоям и прибрежным объектам противника. Заложена на стапеле в г. Северодвинске в 1992 г., спущена на воду в 1994 г., вступила в строй 20 января 1995 г. Приписана к Военно-морской базе Видяево. Проект разработан в 1980-е годы в ЦКБ морской техники «Рубин» в г. Ленинграде. Водоизмещение – подводное 23860 тонн. Длина – 154 м., ширина 18,2 м. Скорость в подводном положении – 28 узлов. Глубина погружения – 500 метров. Экипаж – 107 человек, в том числе 52 офицера. Два ядерных водо-водяных реактора ОК-650Б. Две паровые турбинные установки мощностью 90 тыс.л.с. каждая. Два семилопастных «бесшумных» винта. Автономность плавания – 120 суток. Вооружение: пусковые установки контейнерного типа для 24 крылатых ракет «П-700» - «Гранит»; 4 торпедных аппарата калибра 533 мм; 2 торпедных аппарата калибра 650 мм для торпедо-ракет. *** Жаров: «О фактах могу кое-что сказать. Фактов мало. Их можно пересчитать по пальцам. Предположений больше. Но прежде хочу сказать, что писатель Владимир Солоухин заявлял: «Документ, факт... стоят впереди фантазии». Поэтому хотелось бы опираться на факты. Факт, что современная АПЛ «Курск» погибла, произошла очередная подводная катастрофа. Факт, что груда железа в прочном, но дырявом корпусе, теперь уже не имеет никаких тактико-технических характеристик и является подводной братской могилой для 107 подводников. Трагедия не ведомственная, а народная. Факт, что водолазы-глубоководники из Норвегии и наши «советские» героическими усилиями подняли 12 тел подводников из кормовых отсеков, спасая авторитет «власти». Факт, что нашему флоту оказалось не под силу провести операцию по погружению водолазов, вскрытию кормовых отсеков, поиску и подъему тел погибщих подводников с глубины 100 метров без помощи специалистов из Норвегии. Факт, что гибель «Курска» - не только материально-финансовые затраты, но и огромный моральный ущерб для флота, вооруженных сил, общественности и государства. Факт, что первопричиной гибели АПЛ «Курск» был первый взрыв в ТА 1-го отсека. Второй взрыв – следствие удара лодки о грунт». Бужков : «А предположения?» Жаров: «Я сказал, их значительно больше. Все предположения сводятся к причинам первого и второго взрывов». Беленький: «Прежде чем говорить о причинах гибели «Курска», надо уточнить, что мы знаем о загрузке лодки боезапасом. Флотское командование об этом молчит, уклоняется от освещения этого вопроса, как-будто его не существует. Общественности не нужны ТТД ракет и торпед, тайны военного ведомства... но надо знать , что лежит на глубине 100 метров Баренцева моря?» Справка-вопрос. Штатная загрузка боеприпасами АПЛ «Курск» предусматривает: 24 крылатых ракеты различной модификации (в том числе с ядерными боеголовками); в 1 отсеке 22 торпеды, из них 18 закреплены на стеллажах; в 2-х ТА – торпеды в ядерном варианте, в 2-х других – противолодочные боевые торпеды; торпедо-ракеты (какой вариант загрузки?) в торпедных аппаратах калибра 650 мм. Перед выходом на учение Северного флота с АПЛ «Курск», вероятно, две торпеды с ядерными зарядами из торпедных аппаратов калибра 533 мм выгрузили, а загрузили практические ракеты, которые имеют вместо БЗО болванку для выполнения учебных торпедных стрельб. Весь ли боезапас боевой и практический на АПЛ «Курск» исправен? Стреляла ли АПЛ «Курск» ракетами «Гранит»? Успела ли выполнить АПЛ «Курск» учебные торпедные стрельбы на флотском учении? Есть ли уверенность в том, что на лодке была неисправной практическая, а не боевая торпеда или торпедо-ракета? Докладывал ли на берег капитан 1 ранга Лячин о неисправности торпеды? Ясно одно, командование АПЛ недооценило вероятность взрыва аварийной торпеды. Оно необдуманно протянуло время (может быть, предпринимая какие-нибудь действия с аварийной торпедой), которого было в обрез. Действия командования АПЛ привели к трагическому финалу. *** Жаров: «Нет достоверности в том, что первый взрыв, как и второй слышали гидроакустики надводных кораблей. Или они просто не обратили на них внимание. Иначе бы поступил доклад о подводных взрывах руководителю учения. Это должно было насторожить, тем более, что связи с АПЛ «Курск» после 10 часов московского времени 12 августа не было, хотя лодка должна была выходить в эфир с докладом в 11.30 и 17.00 часов. По незыблемым законам флота сразу же должны быть приняты меры для восстановления связи с лодкой, вплоть до развертывания поисковой операции, объявления аварийной тревоги по флоту, тем более, что АПЛ «Курск» находилась не в мировом океане, а в районе учения в полигоне. Но это никого не взволновало (необъяснимое попустительство). Поисковая операция началась спустя более 12 часов после взрывов». Справка-факт. Заявление Командующего СФ адмирала В.А.Попова («Морская газета» Лен-ВМБ, № 116-117 от 7.10.2000 г., приложение «Морские ворота России», интервью «Это военные моряки»): «Капитан 1 ранга Лячин должен был выйти на связь со штабом флота в 23.00 и донести о проведении торпедной атаки. Но он не вышел... В 23 часа 30 минут я объявил по флоту аварийную тревогу и сам вылетел на вертолете на крейсер «Петр Великий», где пробыл потом две недели... Хочу заметить, что время объявления аварийной тревоги считается началом спасательной операции. В этом плане мы не потеряли ни одной минуты. «Курск» был найден через четыре с половиной часа». Капитан-лейтенант Д.Р.Колесников начал писать записку в 13.15 12 августа, когда АПЛ «Курск» уже находился на грунте после второго взрыва, а в комовых отсеках были выполнены все мероприятия, описанные в ней. А в «13.5... (с минутами). Я пишу на ощупь» в кормовых отсеках «все было кончено... надежда умирала последней». Еще задолго до начала поисковой операции спасать было некого. Сухой расчет подтверждает, что в кормовых отсеках люди были живы не более 9 часов с момента второго взрыва. А адмирал Попов говорит, что «мы не потеряли ни одной минуты», хотя флотом ничего не сделано в течение 12 часов после взрывов, от которых начался отсчет жизни и смерти подводников в кормовых отсеках АПЛ «Курск». *** Беленький: «Мы сразу начали говорить о взрыве в первом отсеке. Но существуют три версии, объявленные госкомиссией: столкновение с неизвестной подводной лодкой (столкновение с надводным кораблем исключается); взрыв мины Второй мировой войны; взрыв торпеды в 1 отсеке. Версия о нештатной ситуации в 1 отсеке – главная, как заявляет председатель госкомиссии Клебанов. Версия о мине ВОВ несостоятельна. С этим можно согласиться. Но на встрече с родственниками погибших подводников Главком ВМФ адмирал флота Куроедов заявил, что он на 85 % уверен, что был таран иностранной подводной лодки и он об этом скоро расскажет подробнее. Но он поспешил, превысив «свои полномочия», он хотел с родственниками поиграть в откровение. Политическая коньюктура быстро призвала его к молчанию. Больше Куроедов об этом не вспоминал. Но версию эту из предположений о причине гибели АПЛ «Курск» исключать нельзя, даже если руководители ее исключают. Одна из английских субмарин была отправлена на утилизацию, хотя на очереди стояла 18-ой, после плавания в районе, где находился «Курск», и именно в то время, когда с ним случилась трагедия. Но члены госкомиссии продолжали уходить в расследовании от этой версии. Однако, надо заметить, пройдет время (сколько неизвестно), но откроются истинные причины гибели АПЛ «Курск», и тогда... у тех, кто участвовал в госкомиссии, проявятся истинные лица (хотя людей этих уже не будет, но их поведение предстанет в истории в истинном свете). А дальше госкомиссия продолжала изыскивать ходы, чтобы отвести всякую ответственность кого-либо из руководства, кроме самих подводников АПЛ «Курск». Бужков: «За все время никакой правдивой информации от флотского руководства не исходило». Жаров: «4 декабря 2000 года ЦКБ «Рубин» заявило: в результате изучения технических фрагментов, поднятых со дна моря, подводных фотодокументов, столкновения АПЛ «Курск» с иностранной ПЛ не было. Так замяли окончательно этот вопрос». Бужков: «Но была еще версия, что «Курск» утопила ракета «Гранит», пущенная с крейсера «Петр Великий». Беленький: «Есть предположения, что третья пущенная ракета «Гранит» с КР «Перт Великий» 12 августа послужила первопричиной гибели АПЛ «Курск». В СМИ упоминалось, что ракета оказалась неисправной и сошла с назначенной траектории. Куда она полетела? В этом случае надо учесть время пуска, время полета, направление траектории и дальность полета ракеты. На эти моменты надо иметь местоположение АПЛ «Курск». Достоверных данных по полету ракеты не. А дальше невероятное: вектора движения ракеты и носовой части АПЛ, направленные навстречу друг другу, должны были сойтись в одной точке по единому времени. Если бы АПЛ находилась в надводном положении, тогда бы практическая ракета «Гранит» сокрушила всю носовую оконечность лодки. Но при перископном положении АПЛ (толща воды над 1 отсеком – 16-18 метров) практическая ракета «Гранит» при падении в море и взрыве двигателя (БЗО – болванка) не смогла бы разрушить прочный корпус 1 отсека лодки. Хотя... в теории вероятности находят себе место самые невероятные случаи. И надо учесть, что пробоина на лодке в носовой оконечности снизу. И, конечно, эта версия причины гибели АПЛ «Курск» не принята во внимание». Бужков: «Точные моменты времени, сведения об аварийной торпеде, причина первого взрыва у «власти» безусловно в полной мере имеются. Донесение командира АПЛ (если было такое), данные норвежских специалистов, подводные фотосъемки 1 отсека, анализ ЦКБ «Рубин», записка капитан-лейтенанта Д.Р. Колесникова дали достоверный материал о причине первого взрыва. Полный текст записки мы конечно не увидим. Также мы ничего не знаем и о второй записке. Если поднимут АПЛ «Курск», то не ждите, что «на тарелочке с голубой каемочкой» поднесут «самую полную и достоверную информацию», о которой хотят знать родственники. Не будьте такими наивными...» Справка – отступление. Мнение профессионалов о записке капитан-лейтенанта Колесникова. Капитан 1 ранга В.Н.Рожков, первый командир АПЛ «Курск»: «Он написал бы: с нами случилось то-то и то-то, произошел взрыв огромной силы, мы ударились. Больше от него ничего и не требовалось. Свою версию он обязательно изложил бы. Я Колесникова отлично знаю, отбирал его в первый экипаж «Курска». Он бы написал все, как надо». Капитан 1 ранга А.Я.Лесков: «Он первым делом поставил бы время ЧП и описал бы нештатную ситуацию, в которую попал. Это ключевой момент – он не мог об этом не написать». *** Жаров: «Первый взрыв произошел, когда АПЛ «Курск» находилась в перископном положении на ходу 6-8 узлов. Мощный взрыв выбил переднюю и заднюю крышки торпедных аппаратов и мог разорвать прочный корпус в носовой части 1 отсека. Но прочный корпус до пробоины огромных размеров, возможно, был разорван при втором взрыве. Однако, при первом взрыве образовалась пробоина, через которую забортная вода мгновенно затопила 1 отсек. Лодка получила нарастающий дифферент на нос и начала погружаться. Под килем – 80 метров. У командира АПЛ капитана 1 ранга Лячина для борьбы с нарастающим дифферентом и погружением лодки имелся ход, рули, воздух высокого давления, но не было свободы маневра по глубине. Штаб СФ, спланировав учение, загнал АПЛ «Курск» на мелководье. Глубина 100 метров для погружения и плавания в подводном положении таких больших лодок является опасной. Рули, переложенные на всплытие, увеличение хода или «реверс» не позволили отвести дифферент (или дифферент перевалил на корму) и погружение лодки остановить не удалось. Продувание носовых ЦГБ результата не дали. ЦГБ оказались не герметичны, воздух вышел в море. На продувание средней группы ЦГБ, изменение хода для одержания лодки по глубине не хватило времени (все исчислялось 5-6 секундами) и глубины места. АПЛ «Курск» ударилась о грунт». Бужков: «АПЛ «Курск» «пикировала» на дно не на ровном киле. Есть предположение, что сначала лодка ударилась кормой о дно, вероятно, при «реверсе». Об этом говорят загнутые вверх лопасти винтов. Вот тогда упала защита реактора, и лодка лишилась хода. Потом АПЛ «Курск» ударилась носовой оконечностью о дно, покрытое незначительным слоем песка и ила над скальным грунтом. Дно моря в этом месте – не гладкая площадка, а скалистые складки и впадины. После удара лодка еще какое-то время «вспахивала» дно моря, но потеряв инерцию, грохнулась на грунт». Жаров: «В итоге, после первого взрыва экипаж боролся с потерей плавучести лодки. 1 отсек оказался затопленным (Носовые ЦГБ разрушены), боевые торпеды остались лежать на стеллажах, но до удара о грунт АПЛ «Курск» еще была жизнеспособной». Справка – информация. В 10.30.42 по Москве 12 августа 2000 года норвежский институт сейсмических исследований «NORSAR» зафиксировал в районе Ш= 69 гр. 38 сек. Сев. Д= 37 гр. 19 сек. Вост. Толчок силой 1,5 балла по шкале Рихтера. Через 2 мин. 15 сек. Случился второй толчок силой 3,5 балла. Российскому народу информацию представили так: время взрыва 11.30 по Москве, а мощность взрыва – 100-200 и 1500-2000 кг ТНТ. Разночтение... «Есть ли уважение «власти» к народу?» - спрашивали СМИ. *** Беленький: «Руководитель «Рубина» г. Спасский говорил, что был взрыв практической учебной торпеды. Через 2 мин. 15 сек. детонировали еще 4 торпеды. Взрыв ходового отделения практической торпеды не мог так мощно повредить прочный корпус лодки. А от чего детонировали еще 4 торпеды? Они лежали на стеллажах. Отсек был затоплен. От удара? Возможно, этими взрывами подтверждалась конструктивная слабость прочного корпуса АПЛ «Курск». Справка-уточнение. Взрыв торпед от удара невозможен, о чем в один голос утверждают специалисты. Пожара в 1 отсеке не было, т. к. Он был затоплен мгновенно после первого взрыва. Компетентное заявление адмирала Э.Д.Балтина: «Боевые зарядные отделения (БЗО) торпед на лодках фантастически надежны. При мне ученые проводили опыты: с 10-12 метров высоты бросали БЗО на бетонные плиты. Никакого взрыва не было. Считаю необходимым добавить: теоретически БЗО может взорваться в единственном случае – если положить на торпеду два электрических конца и дать заряд тока. Это будет равно мощному детонатору». *** Бужков: «Был ли у АПЛ «Курск» шанс всплыть в надводное положение после затопления первого отсека?» Жаров: «Безусловно. Такой шанс у лодки был. При глубине места не менее 200 метров. АПЛ «Курск» могла быть одержана от нарастания дифферента на нос и погружения на глубину: ходом, рулями, продуванием ВВД средней группы ЦГБ. Затем, с облегчением плавучести лодка аварийно всплыла бы в надводное положение. Это теоретически. АПЛ «Курск» могла лишиться хода в результате неправильных действий по управлению лодкой или при срабатывании защиты реактора с достижением критического угла дифферента. Без хода и возможности продуть среднюю группу ЦГБ АПЛ «Курск» не могла справиться с нарастающим дифферентом и погружением, что привело бы ее к гибели. Если бы плавучесть лодки облегчили до потери хода, тогда был бы шанс всплыть в надводное положение. Но тут одно «но». Оставался ли воздух высокого давления на лодке для продувания ЦГБ? И все же лодку погубила малая глубина под килем». Беленький: «Можно представить – какие разрушения произошли на лодке после удара о грунт». Справка – ответ. Разрушился легкий корпус в местах крепления к прочному; легкий корпус, как чулок, сдвинулся относительно прочного; наружная арматура, жестко закрепленная на прочном корпусе, вырвана из гнезд и отсеки потеряли герметичность, вода начала их затоплять; в отсеках механизмы и приборы сорвались с фундаментов и креплений, случились завалы из приборов и арматуры; линии валов сдвинулись, произошла дальнейшая разгерметизация кормовых отсеков; возникли пожары от электрооборудования, пока было электропитание; возникшие пожары отравили отсечный воздух; автоматически произошел аварийный сброс защиты реакторов; контура реакторной установки и системы ГЭУ частично разрушились; электропитание пропало. Такая картина касалась кормовых отсеков, где находились раненые подводники, понимавшие трагичность и безвыходность своего положения. Они погибли от ранений, недостатка воздуха, заполнения отсеков водой. *** Бужков: «Какая же обстановка сложилась в носовой части АПЛ?» Жаров: «Подводники 1 отсека, вероятно, погибли после первого взрыва. После удара лодки о грунт в 1 отсеке, заполненном водой, произошло еще большее разрушение. Боевые стеллажные торпеды сорвало с мест и они (несколько торпед) в завале соприкасались между собой корпусами. Заряженная АБ, находящаяся в яме под 1 и 2 отсеками и отделенная металлической палубой (настилом) потеряла герметичность и заполнилась морской водой. Через электропроводную среду – морскую воду или через соприкасающиеся металлические конструкции аккумуляторная батарея разрядилась на корпуса торпед и послужила для них электродетонатором. Во взрыве участвовало 8-10 торпед, и с интервалом в доли секунды высвободилась огромное количество энергии в ограниченном объеме. Взрывная волна снесла все переборки с 1 по 4 отсек, смяла, разорвала внутренние конструкции и в одно мгновение морская вода заполнила носовую часть прочного корпуса лодки. Также мгновенно погибли подводники, находившиеся в этих отсеках. Наступила развязка: АПЛ «Курск» потеряла жизнеспособность». Бужков: «Каждый подводник осознает свою службу, как профессию повышенного риска!» Справка-послесловие. Профессия подводника в мирные дни совсем не мирная –подводник постоянно должен быть начеку. В военное и мирное время подводная лодка представляет собой совокупность предпосылок к боевым повреждениям, аварийным случаям, происшествиям и катастрофам с жертвами людей, а порой – гибелью самой лодки со всем экипажем. «Подводники побеждают и погибают всегда вместе!» *** Жаров стоял на обочине дороги и смотрел вслед автобусу, на котором уезжали друзья-сослуживцы. С воспоминаниями снова пережить прошлое... Непроизвольно сложились стихи: И куда-то жизнь стремится все быстрей, быстрей, быстрей... Никогда не возвратится череда прошедших дней!
 2001 год. 
По материалам интернета 
 http://zhbp201174.narod.ru/index/0-25

Немає коментарів: