неділя, вересня 01, 2013

ИЗ ОЧЕРЕДНОГО РАССКАЗА ПИСАТЕЛЯ-МАРИНИСТА, ВЕТЕРАНА-ПОДВОДНИКА,КАПИТАНА 1-ГО РАНГА ВАДИМА КУЛИНЧЕНКО(РОССИЯ)

События в сентябрьско-октябрьские дни 1962 года вошли в историю под названием Карибского кризиса. В прошлом году мир отметил 50-летие этого эпохального события, когда предпосылки третьей атомной мировой войны были, к счастью, разрешены мирным путём. Об этом, операции «Анадырь» со стороны СССР и «Мангуста» со стороны США, написано достаточно. А вот о морской составляющей операции «Анадырь» под грифом «Кама», которая фактически и явилась ядром всего события, известно не многим
 В ПУЧИНАХ БЕРМУДСКОГО ТРЕУГОЛЬНИКА
  В середине октября 1962 г. вдоль Багамских островов в соответствии с операцией «Кама» была развёрнута бригада дизельных торпедных лодок (пл) проекта 641 Северного флота. Каждая из пл имела полный запас торпед, из котоых одна была ядерной. Лодкам была объявлена 4-х часовая готовность к применению оружия. Ядерное безумие могло разразиться в любую минуту. Об этом вспоминает один из командиров пл («Б-36») капитан 1 ранга Дубивко Алексей Федосеевич, с которым мне повезло служить в одной части.


 НЕ НАКАЗАЛИ - ЗНАЧИТ НАГРАДИЛИ !
 Все воспоминания Алексея Федосеевича не вместить в короткий материал. Об этом событии он рассказал в многочисленных интервью, писал статьи, но это уже потом, когда в СМИ проявился интерес к этому вопросу. А тогда в 70-80-е годы прошлого столетия, мало кто об этом говорил, действовало негласное «табу». Как это выглядело тогда: - Сразу после возвращения начала работать комиссия с пристрастием, которая выявляла только негатив, вынужденные обстоятельства в расчёт не принимались. Выводы комиссии легли в основу директивы Главного штаба ВМФ, с которой чиновники из штабов в своих докладах повторяли небылицы о нарушениях командирами лодок руководящих докуметов. Накопленный же опыт по борьбе с противолодочными силами вероятного противника оставался втуне. И в то же время сам Министр Обороны маршал А.А. Гречко упрекал нас в безинициативности. Он спрашивает меня: - Почему по американским кораблям не стрелял? – Я ответил – Приказа не было. – Да вы что, без приказа сами сообразить не смогли? Вверху царило непонимание не только технических возможностей наших пл, А.Гречко считал наши лодки атомными, но не было никакого представления о фактической обстановке в нашем районе, а значит отсутствовал и здравый смысл в проводимой операции. Вся вина за создавшуюся обстановку была возложена на командиров подлодок. Правда, наказывать нас за несуществующие прегрешения не стали, но и особенного продвижения по службе не было. Богатый опыт, накопленный при проведении операции «Кама», широкого освещения не получил. Тлько много лет спустя стали изредка печататься отдельные статьи и сообщения о нашей одиссее, а потом появились и книги…. А что относительно наград, ты и сам знаешь, что на фронте орденов не дают!

 ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ В БЕРМУДСКОМ ТРЕУГОЛЬНИКЕ.
 О подготовке лодок бригады к походу говорить не буду – всё происходило в «штатном» режиме: всё бегом, всё в спешке, как всегда не хватало времени…. Уже находясь на маршруте развёртывания, обдумывая состоявшиеся разговоры с проверяющими нас адмиралами, я пришёл к выводу – нам недоговаривают. Предстоит более серьёзное дело, чем скрытый переход к новому пункту базирования в какой-то отдалённой стране. Не было никакой откровенности к командирам уходящих лодок. Все провожающие высокие чины прятали глаза. По возвращении наши догадки подтвердились. При встрече с нашими офицерами член Военного Совета Северного флота контр-адмирал Сизов сказал: «… А мы вас живыми и не ждали!». Это свидетельствует о том, что руководству опирацией «Кама» была известна вся сложность военно-политической обстановки в период Карибского кризиса, многое руководство знало и об оперативно-тактической обстановке в районе Саргассова моря, но никакой информации на этот счёт ранее при поготовке к походу мы не получили. Решил недостающую информацию для себя буду получать из эфира вероятного противника с помощью группы радиоперехвата, находящейся на лодке. И не ошибся. Нам больше сообщали об «успехах на стройках коммунизма», а не об обстановке в районе наших действий. Прибыли в назначенный район боевой службы, преодолев все противолодочные рубежи НАТО и США. И вот, не имея никакой информации по текущей обстановке, вторую неделю патрулируем на своих позициях в Бермудском треугольнике, ориентируясь только на данные группы перехвата. Сложность патрулирования можно представить только по тому, что каждой нашей лодке противостояло один противолодочный авианосец и около 50 надводных кораблей с поисковой аппаратурой, не считая противолодочной авиации. Прошло три недели. Мы успешно уклонялись, изучив район и тактику действий американцев. Но и они не зря ели свои габургеры-сэндвичи. И тут началось. Используя численное превосходство и работая гидролокатарами, они начали нас гонять…. Были безумные уклонения. По нас произвели фактическую торпедную атаку (предположительно эсминец «Чарльз Б. Сесил») , от торпеды мы уклонились. Тогда эсминец пошёл на таран, в результате чего мы потеряли рамочню антену. Нас вынудили всплыть. Окружив нас плотным кольцом, корабли получили приказ своего президента «держать русскую лодку всеми силами и средствами». И всё-таки, устранив неисправности техники и зарядив батарею, мы сумели утереть нос американцам, оторваться от преследования и продолжить патрулирование. Все эти изматывающие в прямом смысле боевые действия мы выдержали благодаря нашим матросам, которые падая в обмороки, что уже ставило под сомнение выполнение боевой задачи, поддерживали высокую боевую готовность лодки. Уже не выдерживало железо, а люди выдержали. Честь им и хвала! Вот что значит настоящий патриотизм и чувство долга. Эпизоды того события в глубинах Саргассова моря можно вспоминать бесконечно. Были и срывы, но они с успехом гасились уверенностью в успехе выполнения боевой задачи.
 ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ.
 Возвращались домой на одном дизели, продолжая работу над двумя сломанными. Нехватило топлива и вместо соляра пришлось использовать масло, разбавленное водой. И того не хватило…, но всё-таки дошли, преодолев три противолодочных рубежа. Навыки, приобретённые во время патрулирования в Бермудском треугольнике, нам очень пригодились. При этом, хотелось бы отметить работу наших механиков, которые обычно остаются в тени без славы. Это по истине героические люди, русские умельцы без прекрас. Хотя нас встречали и не ласково, но чувство выполненного долга согревало души личного состава подводной лодки «Б-36»…
. О БЕРМУДСКОМ ТРЕУГОЛЬНИКЕ.
 Что мы знали о Бермудском треугольнике, через который был проложен наш маршрут до пролива Кайкос среди Багамских островов? Только то, что печатала пресса, а там было и есть много выдумки и фантазий. Причины массовых морских катастроф в этом районе до сих пор неясны. Многое бы здесь могли прояснить гидрографические службы различных стран. Но их деятельность не слишком активна, а данные научно-исследовательских работ либо засекречены, либо недоступны читателям. В последнее время появились сведения, что причиной всему являются так называемые волны – убийцы, которые зарождаются не весть где, спонтанно обрушиваются на суда и переламывают их. Механизм зарождения этих волн неясен, и здесь многое надо прояснять. Но что удивительно, по этим причинам неизвестна не одна катастрофа подводной лодки в Бермудском треугольнике. И нам не пришлось испытать этого «удовольствия»…. P.S. Автору этого материала повезло служить на атомных лодках с участниками того похода на «Б-36» в 1962 году штурманом В.В. Наумовым и начальником радиотехнической службы Ю.А.Жуковым. Это были замечательные ребята. Впоследствии Владлен Наумов стал адмиралом. Изучая историю флота, слушая рассказы своих колег подводников, сам, пройдя через горнило подводной службы, я всегда вспоминаю слова писателя-мариниста-историка Валентина Пикуля, который с такой достоверностью писал о русских подводниках: «В основном же служить под водой шли грамотные патриоты. любящие своё дело и отлично знающие, что ожидает их при малейшей оплошности… На субмаринах между начальниками и командой можно было наблюдать дружбу, скреплённую железной дисциплиной… Ум человеческий на подлодках изощряется до предела. Приходится постоянно помнить, что на карту ставится своя и многих других жизней…». Это с документальной точностью было подтверждено подводниками нашего поколения в Кубинский кризис 1962 года.
 ВАДИМ КУЛИНЧЕНКО,
 капитан 1 ранга в отставке, ветеран-подводник, участник боевых действий. Московская область, пос. КУПАВНА, тел. 8(495) 527-95-49 В марте 2014 года Дубивко Алексею Федосеевичу исполнится 87 летай, дай Бог ему долгих лет жизни и здоровья, которого он много отдал в том походе.

Немає коментарів: