События в сентябрьско-октябрьские дни 1962 года вошли в историю под названием Карибского кризиса. В прошлом году мир отметил 50-летие этого эпохального события, когда предпосылки третьей атомной мировой войны были, к счастью, разрешены мирным путём. Об этом, операции «Анадырь» со стороны СССР и «Мангуста» со стороны США, написано достаточно. А вот о морской составляющей операции «Анадырь» под грифом «Кама», которая фактически и явилась ядром всего события, известно не многим
В ПУЧИНАХ БЕРМУДСКОГО ТРЕУГОЛЬНИКА
В середине октября 1962 г. вдоль Багамских островов в соответствии с операцией «Кама» была развёрнута бригада дизельных торпедных лодок (пл) проекта 641 Северного флота. Каждая из пл имела полный запас торпед, из котоых одна была ядерной. Лодкам была объявлена 4-х часовая готовность к применению оружия. Ядерное безумие могло разразиться в любую минуту. Об этом вспоминает один из командиров пл («Б-36») капитан 1 ранга Дубивко Алексей Федосеевич, с которым мне повезло служить в одной части.
НЕ НАКАЗАЛИ - ЗНАЧИТ НАГРАДИЛИ !
Все воспоминания Алексея Федосеевича не вместить в короткий материал. Об этом событии он рассказал в многочисленных интервью, писал статьи, но это уже потом, когда в СМИ проявился интерес к этому вопросу. А тогда в 70-80-е годы прошлого столетия, мало кто об этом говорил, действовало негласное «табу».
Как это выглядело тогда:
- Сразу после возвращения начала работать комиссия с пристрастием, которая выявляла только негатив, вынужденные обстоятельства в расчёт не принимались.
Выводы комиссии легли в основу директивы Главного штаба ВМФ, с которой чиновники из штабов в своих докладах повторяли небылицы о нарушениях командирами лодок руководящих докуметов. Накопленный же опыт по борьбе с противолодочными силами вероятного противника оставался втуне.
И в то же время сам Министр Обороны маршал А.А. Гречко упрекал нас в безинициативности. Он спрашивает меня: - Почему по американским кораблям не стрелял? – Я ответил – Приказа не было. – Да вы что, без приказа сами сообразить не смогли?
Вверху царило непонимание не только технических возможностей наших пл, А.Гречко считал наши лодки атомными, но не было никакого представления о фактической обстановке в нашем районе, а значит отсутствовал и здравый смысл в проводимой операции.
Вся вина за создавшуюся обстановку была возложена на командиров подлодок. Правда, наказывать нас за несуществующие прегрешения не стали, но и особенного продвижения по службе не было.
Богатый опыт, накопленный при проведении операции «Кама», широкого освещения не получил. Тлько много лет спустя стали изредка печататься отдельные статьи и сообщения о нашей одиссее, а потом появились и книги….
А что относительно наград, ты и сам знаешь, что на фронте орденов не дают!
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ В БЕРМУДСКОМ ТРЕУГОЛЬНИКЕ.
О подготовке лодок бригады к походу говорить не буду – всё происходило в «штатном» режиме: всё бегом, всё в спешке, как всегда не хватало времени….
Уже находясь на маршруте развёртывания, обдумывая состоявшиеся разговоры с проверяющими нас адмиралами, я пришёл к выводу – нам недоговаривают. Предстоит более серьёзное дело, чем скрытый переход к новому пункту базирования в какой-то отдалённой стране. Не было никакой откровенности к командирам уходящих лодок. Все провожающие высокие чины прятали глаза.
По возвращении наши догадки подтвердились. При встрече с нашими офицерами член Военного Совета Северного флота контр-адмирал Сизов сказал: «… А мы вас живыми и не ждали!». Это свидетельствует о том, что руководству опирацией «Кама» была известна вся сложность военно-политической обстановки в период Карибского кризиса, многое руководство знало и об оперативно-тактической обстановке в районе Саргассова моря, но никакой информации на этот счёт ранее при поготовке к походу мы не получили.
Решил недостающую информацию для себя буду получать из эфира вероятного противника с помощью группы радиоперехвата, находящейся на лодке. И не ошибся. Нам больше сообщали об «успехах на стройках коммунизма», а не об обстановке в районе наших действий.
Прибыли в назначенный район боевой службы, преодолев все противолодочные рубежи НАТО и США. И вот, не имея никакой информации по текущей обстановке, вторую неделю патрулируем на своих позициях в Бермудском треугольнике, ориентируясь только на данные группы перехвата.
Сложность патрулирования можно представить только по тому, что каждой нашей лодке противостояло один противолодочный авианосец и около 50 надводных кораблей с поисковой аппаратурой, не считая противолодочной авиации.
Прошло три недели. Мы успешно уклонялись, изучив район и тактику действий американцев. Но и они не зря ели свои габургеры-сэндвичи. И тут началось. Используя численное превосходство и работая гидролокатарами, они начали нас гонять…. Были безумные уклонения. По нас произвели фактическую торпедную атаку (предположительно эсминец «Чарльз Б. Сесил») , от торпеды мы уклонились. Тогда эсминец пошёл на таран, в результате чего мы потеряли рамочню антену. Нас вынудили всплыть. Окружив нас плотным кольцом, корабли получили приказ своего президента «держать русскую лодку всеми силами и средствами». И всё-таки, устранив неисправности техники и зарядив батарею, мы сумели утереть нос американцам, оторваться от преследования и продолжить патрулирование.
Все эти изматывающие в прямом смысле боевые действия мы выдержали благодаря нашим матросам, которые падая в обмороки, что уже ставило под сомнение выполнение боевой задачи, поддерживали высокую боевую готовность лодки. Уже не выдерживало железо, а люди выдержали. Честь им и хвала! Вот что значит настоящий патриотизм и чувство долга.
Эпизоды того события в глубинах Саргассова моря можно вспоминать бесконечно. Были и срывы, но они с успехом гасились уверенностью в успехе выполнения боевой задачи.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ.
Возвращались домой на одном дизели, продолжая работу над двумя сломанными. Нехватило топлива и вместо соляра пришлось использовать масло, разбавленное водой. И того не хватило…, но всё-таки дошли, преодолев три противолодочных рубежа. Навыки, приобретённые во время патрулирования в Бермудском треугольнике, нам очень пригодились.
При этом, хотелось бы отметить работу наших механиков, которые обычно остаются в тени без славы. Это по истине героические люди, русские умельцы без прекрас.
Хотя нас встречали и не ласково, но чувство выполненного долга согревало души личного состава подводной лодки «Б-36»…
.
О БЕРМУДСКОМ ТРЕУГОЛЬНИКЕ.
Что мы знали о Бермудском треугольнике, через который был проложен наш маршрут до пролива Кайкос среди Багамских островов? Только то, что печатала пресса, а там было и есть много выдумки и фантазий.
Причины массовых морских катастроф в этом районе до сих пор неясны. Многое бы здесь могли прояснить гидрографические службы различных стран. Но их деятельность не слишком активна, а данные научно-исследовательских работ либо засекречены, либо недоступны читателям.
В последнее время появились сведения, что причиной всему являются так называемые волны – убийцы, которые зарождаются не весть где, спонтанно обрушиваются на суда и переламывают их. Механизм зарождения этих волн неясен, и здесь многое надо прояснять. Но что удивительно, по этим причинам неизвестна не одна катастрофа подводной лодки в Бермудском треугольнике. И нам не пришлось испытать этого «удовольствия»….
P.S. Автору этого материала повезло служить на атомных лодках с участниками того похода на «Б-36» в 1962 году штурманом В.В. Наумовым и начальником радиотехнической службы Ю.А.Жуковым. Это были замечательные ребята. Впоследствии Владлен Наумов стал адмиралом.
Изучая историю флота, слушая рассказы своих колег подводников, сам, пройдя через горнило подводной службы, я всегда вспоминаю слова писателя-мариниста-историка Валентина Пикуля, который с такой достоверностью писал о русских подводниках: «В основном же служить под водой шли грамотные патриоты. любящие своё дело и отлично знающие, что ожидает их при малейшей оплошности… На субмаринах между начальниками и командой можно было наблюдать дружбу, скреплённую железной дисциплиной… Ум человеческий на подлодках изощряется до предела. Приходится постоянно помнить, что на карту ставится своя и многих других жизней…».
Это с документальной точностью было подтверждено подводниками нашего поколения в Кубинский кризис 1962 года.
ВАДИМ КУЛИНЧЕНКО,
капитан 1 ранга в отставке, ветеран-подводник, участник боевых действий.
Московская область, пос. КУПАВНА, тел. 8(495) 527-95-49
В марте 2014 года Дубивко Алексею Федосеевичу исполнится 87 летай, дай Бог ему долгих лет жизни и здоровья, которого он много отдал в том походе.
Немає коментарів:
Дописати коментар