середу, вересня 25, 2013

КАК БЫЛО? ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО УЧАСТНИКА ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЯДЕРНОЙ АВАРИИ НА АПЛ К-431 В ЧАЖМЕ,1985 ГОД.(ПРОДОЛЖЕНИЕ).

Продолжаю публиковать воспоминания одного их непосредственных участников ликвидации ядерной аварии на апл К-431 в Чажме в 1985 году Николая Вадимовича Гулина.Но прежде хочу  вкратце рассказать об авторе воспоминаний. Родился Николай Вадимович 30.12.59г. г. Иваново.(Россия)  В 1982г. окончил ВВМИОЛУ им. Дзержинского, спец. факультет. 1982-1986  командир группы специального оборудования ПМ-133 (в/ч 27109). 1986-1987 – старший помощник начальника ОМО штаба 4-й флотилии пла ТОФ (в/ч 22990). 1987-1990 – офицер группы перезарядки Технического управления ТОФ (в/ч 95326. 1990-1993 – младший научный сотрудник 1 ЦНИИ МО (в/ч 27177).  С 1993  до настоящео времени пенсионер. 
О ПОГИБШИХ МОИХ СОСЛУЖИВЦАХ.
 Хочу рассказать о судьбе тех,с кем служил и ликвидировал последствия аварии. О погибшем Александре Ганже - моем однокашнике по училищу, о механике ПМ-133 Сторчаке Валерие Петровиче. Ганжа свою смену отработал и должен был идти домой, но Сторчак в субботу был старшим на корабле и должен был обеспечивать большую приборку. Он ПРОСТО попросил Ганжу остаться в смене за него, а тот ПРОСТО согласился. Не обошла "судьба" и погибшего Комарова Владимира Анатольевича. Он вообще в этот день был обеспечивающим по береговой базе. Но с Флота "давили" по срокам (а не так, как пишут почти во всех статьях, что подрыв крышки в субботу был инициативой перегрузчиков)
и Комаров поехал на объект и зашёл в ЗСР. Интересен тот факт, что он что-то предчувствовал, отдав документы и ключи от машины дежурному по ПМ-133 мичману Юрию Кужельному со словами: "Пусть побудут у тебя на всякий случай". Никогда раньше так не делал. Так вот. Всё перегрузочное оборудование было в наличии. Просто раньше упор КР становился штатно и действительно волны или незначительные перекосы при подъёме крышки были не страшны, поэтому траверсу и не применяли (нарушение, конечно). На этом аппарате, видимо, были смещены места крепления стойки упора КР и поэтому не совместились отверстия в ней и в горизонтальной балке под соединительный фиксирующий палец диаметром 40 мм. Поэтому ребята и соединили их с помощью тросика. Это, конечно, сыграло роковую роль. Даже при погнутом штоке КР, отсутствии траверсы на крышке и проходящем торпедолове КР осталась бы на месте. А так, на новой зоне... . В-общем, рвануло... . Сам взрыв я не видел, как не видел и первоначальное развитие событий, но со слов непосредственных участников первыми, кто приступил к тушению пожара сразу после взрыва, была кормовая (моя) аварийная партия ПМ-133, будучи в тот день дежурной. Командовал ей за меня ст. лейтенант Ильюхин Сергей. А общее руководство БЗЖ осуществлял Сторчак В.П. Нигде об этом нет упоминаний. Кстати, в борту ПМ-133 была пробоина (куда я проходил в полный рост) немного выше ватерлинии. И Слава Богу, ибо пробоина была в помещении хранилища новых активных зон. Неизвестно, чем бы это закончилось при его затоплении... . Не знаю через какое время, но подошёл буксир (или буксиры?), Сторчак (со слов очевидцев) лично обрубил концы топором и ПМ отошла от лодки. Прибыв на КПП завода я понял, что случилось "нечто". На территорию вход был перекрыт. Меня сначала назначили на ведение "вахтенного" (?) журнала, а потом использовали в качестве "рассыльного", ибо связи с лодкой не было. В это время её тянули в корешок пирса. Я с пирса "ретранслировал" вопросы "командиров" с КПП завода, а меня (или не меня?) с "парохода" "посылали". И правильно делали. В это же время нашу ПМ-133 буксировали к о. Путятин. Хронология того дня стёрлась из памяти. Помню только, что ближе к ночи я стал никому не нужен, корабль ушёл на рейд, а район вокруг завода был закрыт на "вход-выход". На заводе в это время стоял ТНТ-11 из нашего дивизиона и я нашёл там ночлег. "Грязную" мою форму "захоронили" и выдали из запасов старую солдатскую, в которой частенько "возились" в ЗСР. В таком виде 11.08.85г. я и предстал перед командиром ПМ-133 Ватраликом Михаилом Фёдоровичем и химиком Исмайловым Вагифом Фазиловичем, которым удалось прорваться к КПП завода и найти меня на ТНТ. Командир договорился с заводским буксиром и нас троих доставили на корабль к о. Путятин. 
Продолжение следует...

Немає коментарів: