Из материалов независимого военного обозрения Фарватер(Харьков,Украина)
Странно, что нет ни какой реакции
со стороны Всеукраинской ассоциации ветеранов-подводников и других
региональных организаций.( а ведь действительно странно,это ведь их первоочередная задача,сделать все,чтобы оставить в памяти имена погибших подводников. прим.автора блога) Ведь вопрос подъема затонувшей подводной лодки
касается в первую очередь ветеранов-подводников. Сейчас должен быть
решен основной вопрос: стоит поднимать лодку или нет. Существует два
мнения. Первое – да, стоит и второе – нет, не стоит.
Одни ветераны считают, что корабль не стоит поднимать и на то есть веские причины.
1. Опасность взрыва корабля. В тот
роковой поход «щука» уходила с полным комплектом боевых торпед (10 шт.)
в носовом и кормовом отсеках, и арт. снарядов в центральном отсеке
(1000 шт.).
2. Опасность разрушения корпуса
лодки при ее подъеме. Прошло 69 лет, как лодка лежит на грунте и
подвергается коррозии, медленному разрушению корпуса, как легкого, так и
прочного. С момента же ее постройки прошло 74 года. О ветхости
конструкций корабля можно не сомневаться.
3. Дороговизна подъемных и
ремонтных работ просто невероятная. Если даже лодку поднимут, ей нужно
будет полностью менять легкий корпус. Демонтировать часть оборудования,
как снаружи, так и внутри корпуса. Очистить от ржавчины, илы и грязи, а
кое-где и заменить сгнившие конструкции. Затем все это нужно покрасить и
оборудовать экспонатами и фотографиями полупустые отсеки. Ведь для
того, чтобы превратить подводную лодку в посещаемый музей, необходимо
частично освободить отсеки от ее оборудования. Иначе в лодке негде
разойтись и двум посетителям. Содержание такого музея требует огромных
трудовых и денежных затрат, которые лягут на государственный бюджет,
т.е. на плечи налогоплательщиков. Всем судостроителям известно, что
дешевле корабль построить, чем его восстановить. Все прекрасно понимают,
что денег в стране нет, даже на расходы первой необходимости.
4. И наконец, морально-этический
аспект этого вопроса. Всегда и во все времена затонувший корабль
считается братской могилой, которую никто не имеет право нарушать.
Правильными ли будет тревожить, останки моряков (если они еще
сохранились), пролежавших 70 лет в своей «могиле»? Правильным ли будет
ходить по настилам отсеков, на которых покоились тела подводников?
Сторонники такой постановки вопроса считают, что необходимо отдать почести согласно морским традициям. То есть:
– установить на палубе затонувшей лодки памятную табличку с именами погибших моряков;
– в День гибели подводной лодки
приглашать родственников погибших на берег Тарханкута и на судне
выходить в море в район лежащей на грунте лодки с возложением траурного
венка на воду с соблюдением всех традиционных правил;
– на побережье установить часовню;
– и т.д.
Другие ветераны считают, что
подъем подводной лодки и превращение ее в мемориал-музей, дело чести
морской державы. Сохранение морской славы, воспитание молодежи на
традициях Военно-Морских сил Украины. Наконец престиж нации.
Полный материал см.
Немає коментарів:
Дописати коментар