субота, жовтня 19, 2013

Семен Коваленко, кавалер ордена «Звезда Командора» – «память нам на то дана, чтоб помнить…»

Командир «Щ-403»
В этом городе, тогда принадлежащем Харьковской губернии (сейчас – Полтавская область), в 1909 году родился мальчик Семен. После окончания школы работал в пожарной команде, затем поступил в Харьковский политехнический институт. Но страна нуждалась в офицерах-подводниках, и Семен Коваленко добровольцем идет в военно-морской флот, подает раппорт с просьбой о зачислении в высшее военно-морское училище. «Тогда было не так, как сейчас. Надо было пройти годичный курс проверки: нужно ли тебе море, нужен ли ты морю…» – замечает капитан первого ранга, подводник Александр Александрович Калиниченко. Эту проверку Семен Иванович успешно прошел в Севастополе. По окончании училища и курсов подводного плавания служит на севере. В 30 лет становится командиром подводной лодки «Щ-403».
На его счету – шесть боевых походов: два – в Финскую войну, четыре – во время Великой Отечественной. С началом войны задачей лодки было не допустить надводные фашистские рейдеры в Белом море, там «Щ-403» находилась в засаде.
Затем ее перевели на коммуникации врага. Первый среди подводников Советского Союза капитан Коваленко топит и транспорт, и сторожевой корабль охранения одновременно. В книге «Помнишь ли ты?» (выпущенной Одесской организацией писателей-маринистов к 65-летию Победы) есть уникальная фотография 1941 года: нарком ВМФ Николай Кузнецов в торпедном отсеке подводной лодки «Щ-403» при разборе первого удачного двухторпедного залпа по двум целям противника.
Шестой боевой поход, февраль 42 года, – продолжает рассказ Александр Калиниченко. – Необходимо высадить группы разведчиков. 14 февраля три разведчика и два краснофлотца идут на трех резиновых шлюпках, назад никто не возвращается... Резиновые шлюпки перевернуты, людей нет. 15, 16, 17 февраля – Коваленко настойчиво возвращается к месту высадки, чтобы разузнать долю высаженной разведки, но шторм тому помехой. Два краснофлотца потом сохранили свои жизни, пройдя через плен… Это говорит о том, что людей он в беде не бросал».

«Погружайтесь без меня!»

И, наконец, между 17 и 19 февраля подводная лодка «Щ-403», высадив на вражеский берег группу разведчиков, ночью в надводном положении выходит из Порсангер-фьорда. В это время верхняя вахта прозевала два эсминца, которые внезапно выскочили из пурги. Командиру – срочно «наверх», но один эсминец идет на таран. Удачный маневр: Коваленко делает так, что эсминец проскакивает по корме, но второй уже нацеливается на таран и начинает поливать мостик из «Эрликонов». Тяжелое равнение в бедро. Командир перед дилеммой: или ползти и спускаться через несколько метров люка и подвергать риску экипаж, или же дать команду «погружайтесь без меня». Командир выбрал второе…
«Сказилось пекло крижано-вогненне –
Весь екіпаж повис на волоску.
«Задрайте люк! Занурюйтесь без мене!» –
Дав клич на капітанському містку.
Фотография подводной лодки с загнутыми перископами находится в военно-морском архиве в Хачине. Было даже сброшено несколько глубинных бомб. Взрывной волной тело командира выброшено на поверхность и поднято. Фашисты посчитали, что лодка уничтожена. Но и лодка спаслась без командира, и командир остался жив. Правда, ампутирована нога. Правда, пришлось пройти три концлагеря: один в Норвегии, второй в Польше, третий во Франции. В 44-м Семена Ивановича расстреляли...
«Занурюйтесь без мене!» Свідок – море:
Моряк нікого зрадити не міг.
Та наклепи з плітками й наговори
Повисли шлейфом – точно перебіг!..»
О том, что он остался верен присяге, капитан-лейтенант Коваленко мог рассказать только английским командирам подводных лодок, которые вместе с ним находились в плену. Они остались живы. И через 99 лет после дня рождения этого героя орден «Звезда Командора» нашел своего законного владельца, а на столетие была открыта памятная доска на школе в Кременчуге.
По материалам газеты "Моряк Украины".

Немає коментарів: