На саранском мемориальном кладбище в стороне от братской могилы советских воинов, умерших от ран в местных госпиталях, похоронен молодой моряк, скончавшийся спустя десять лет после Второй мировой войны. На его скромном обелиске, украшенном якорями, выведена белой краской надпись: «Жертве испытаний подводной атомной бомбы в 1955 году».
Подводник Василий Сизов стал первым жителем Мордовии, павшим жертвой холодной войны. Ему было всего 23 года. Получив сильную дозу облучения, он прожил лишь 6 месяцев. Долгие годы судьба нашего земляка была скрыта под грифом «совершенно секретно». Лишь несколько лет назад близкие установили памятник, который кратко рассказывает миру о семейной трагедии.
«Мы гордились Василием и сильно любили его, — рассказывает его младший брат Александр. — В середине 50-х годов служить на подводном флоте было очень почетно».
Маленький Сашка хвастал своим друзьям: «Мой брат Вася — моряк!» Ребята завидовали. Когда матрос приехал домой на побывку, для всех это стало настоящим праздником.
«До сих пор помню его красивую форму, бескозырку с лентами, — говорит Александр, — он брал меня на руки и высоко подбрасывал. Было очень весело».
На свои отпускные Василий купил братишке большой черный пистолет. Ничто не предвещало горя... Подводник Василий Сизов ушел из жизни через три дня после возвращения домой. Состояние его здоровья было настолько безнадежным, что врачи отпустили моряка из госпиталя умирать в родных стенах. Предчувствуя близкую кончину, он успел рассказать близким, как получил лучевую болезнь. Экипаж подводной лодки участвовал в первом в истории советского флота испытании ядерного оружия. Конечно, сохраняя военную тайну, он не сообщил большую часть подробностей. Они стали известны только в последние годы.
21 сентября 1955 года Советский Союз испытал в Баренцевом море боевую часть торпеды Т-5. Мощность взрыва оценивалась в 20 килотонн. Такой разрушительной силой обладали бомбы, сброшенные на японские города Хиросима и Нагасаки.
После подрыва, по рассказам очевидцев, над водой появился белый водяной столб. Внутри он ярко светился. Ударная волна потопила один корабль-мишень и сильно повредила другие плавающие объекты. Подводную лодку выбросило с глубины на поверхность. Как рассказал Василий, она только чудом не утонула. Избежав водной пучины, часть экипажа получила критическую дозу радиации.
Василия похоронили со всеми воинскими почестями. Караул дал трехкратный залп над могилой. А в толпе пришедших проститься тихо шептались о причине столь быстрой смерти.
Отец Михаил Степанович тяжело переживал утрату. Ветеран войны, дважды побывавший в плену, он до последних дней не мог смириться с тем, что пережил сына. Мать также до самой смерти каждый день вспоминала Василия.
Долгое время на могиле стоял скромный деревянный крест — отец лично его установил. С 1956 года прошло почти полвека, но родные помнят о своем моряке. Ежегодно в день смерти они посещают могилу Василия на кладбище.
После смерти нашего земляка ядерные испытания продолжились. В 1957 году у побережья Новой Земли прогремел еще один мощный взрыв. Последние подводные испытания Советский Союз провел в 1961 году. На этом условная «морская ядерная война» закончилась. О количестве жертв до сих пор ничего не известно. Но есть предположение, что счет идет на тысячи жизней.
Расположенная вдалеке от ядерных полигонов Мордовия сильно пострадала и от гонки вооружений, и от «мирного атома». Например, как сообщил заместитель председателя союза «Чернобыль» Александр Князькин, в ликвидации ядерной катастрофы на ПО «Маяк» в 1957 году принимало участие 1500 человек. В настоящее время в живых остались лишь 56. Из тех, кто принимал участие в ядерных испытаниях, ныне живы только 12 наших земляков. Много горя принес Чернобыль. Мордовия направляла туда 1298 ликвидаторов. 567 стали инвалидами, 198 умерли в результате болезней, связанных с переоблучением.
По материалам
Саранск
«Столица С»
Немає коментарів:
Дописати коментар