четвер, листопада 07, 2013

НЕРАСКРЫТЫЕ ТАЙНЫ ГИБЕЛИ ИЗРАИЛЬСКОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ "ДАКАР" В 1968 ГОДУ..

На военном кладбище, что на горе Герцля, установлен памятник 69 погибшим вместе с подводной лодкой "Дакар" в январе 1968 года. Недавно исполнилось 45 лет объявлению министра обороны Моше Даяна о пропавшей без вести подводной лодке "Дакар" со всем наличным составом. 14 лет тому назад на дне океана были найдены остатки лодки, но "вопросы, связанные с ее исчезновением остались открытыми", - говорят в государственном военном архиве. 10.03.13 были разрешены к публикации 16 документов, содержащих сведения об исчезновении "Дакара", поисках лодки, вышедшей в тренировочный рейс, завершившей его, и находившейся на пути в Хайфу. Среди прочего, наличествуют телеграммы Министерства иностранных дел и протоколы заседаний правительства, которые происходили, начиная с 26 января 1968 года, а начались спустя 24 часа после потери связи с подлодкой. 45 лет после произошедшего, основная масса документов, по-прежнему, хранится под грифом "секретно", и должна таковой оставаться до истечения 50 лет.
Государственный архив и архив ЦАХАЛа приняли решение о частичном рассекречивании указанных документов. Один из фрагментарно цитируемых - отчет на 87 страницах, подписанный командиром ВМС Израиля Шломо Арэлем, адресованный министру обороны Моше Даяну, написанный 1 марта 1968 года. Несмотря на то, что разрешение на публикацию документов о "Дакаре" последует лишь в 2018 году, ВМФ сообщает о трех основных возможных причинах исчезновения "Дакара": техническая неисправность, или ошибка экипажа. Вмешательство вражеского военного флота - советского. Данную возможность нельзя полностью исключить. Столкновение с другим плавсредством". (На сегодняшний день нет никаких новых сведений о возможном участии Советов в трагедии "Дакара", но СМИ озвучили данную причину, как одну из возможных причин гибели подлодки именно теперь – по причине, которая им, - СМИ, - виднее, ГЗ) Утром 28 января 1968 года Шломо Арэль - командующий ВМС Израиля, выступил перед комиссией Кнессета по вопросам безопасности. В тот же день - несколькими часами позже - он давал отчет членам правительства. Арэль доложил:"спустя 8 часов после последнего выхода "Дакара" на связь и последующего исчезновения, начались поиски. Он так же сообщил, что спустя несколько часов после начала поисков, с "Дакара" пришла еще одна шифрограмма, которая прервалась. После чего связь исчезла. Спустя еще несколько дней еще раз на короткое время установилась связь с подлодкой, но и она так же быстро прервалась, как только потребовалось перейти с международного кода на израильский. Израильтяне сочли эту попытку связи провокацией. Египетское правительство поспешно сообщило о непричастности к исчезновению "Дакара". Арэль подчеркнул, что "попытка установление связи, спустя несколько дней после объявления об исчезновении подлодки, была более, чем странной, и, естественно, возникло подозрение, что на связь выходил кто-то другой, воспользовавшись волной "Дакара". Возможно, с целью ввести в заблуждение о месте нахождения подлодки тех, кто вел поиски". Имеется среди неопубликованных документов и официальный отказ Турции позволить израильской стороне вести поиск у турецкой береговой линии с помощью нескольких военных кораблей и самолета ВВС Израиля. Турки запретили, одновременно выразив готовность самостоятельно провести поиск (февраль 1968 года)," в соответствии с указаниями израильской стороны". Почему отказали? Существует несколько возможных объяснений: вопрос речь шла об особо "чувствительном" районе между Кипром и Турцией, где в тот период были сконцентрированы крупные турецкие военные силы - от пехоты - до ВВС и ВМС, готовящие вторжение на Кипр. Турки совсем не желали, чтобы в таком месте безнадзорно курсировали иностранные военные суда. (Но вторжение на Кипр состоялось лишь в 1974 году: шесть лет спустя после того, что "Дакар" затонул?!). Вторая причина - по мнению израильских экспертов,- турецкая национальная гордость: турки считали, что лучше их самих никто не способен вести поиски. Вместе с тем, и Турция, и ряд других государств оказали помощь в поисках пропавшей подлодки. (Кроме многочисленных израильских плавсредств, в поисках приняли участие американцы, англичане, турки и другие). Голландцы же посоветовали Израилю обратиться к астрологу – специалисту в поиске пропавших подлодок… Из заявления Моше Даяна следует, что "международная операция по поискам "Дакара" была неслыханной по объему, - с точки зрения принятых в мире норм". Слова Даяна были произнесены и внесены в протокол заседания Кнессета 6 марта 1968 года, опубликованного в 2013 году Государственным архивом. Израильские ВМС совершили 57 выходов в море, ведя поиск на 212 квадратных километров. ВВС - 59 вылетов, обследуя с воздуха территорию, превышающую 267 квадратных километров. "Мы считаем, что если бы "Дакар" был на воде, наши самолеты обнаружили бы его. Если бы на воде была группа людей - то же. Оборудование, пятна топлива - так же. Причина и обстоятельства гибели "Дакара" остаются не расследованными до конца. Израильская подводная лодка затонула между Критом и Кипром на глубине 3000 метров. Погибли 65 человек. Субмарина «Дакар» была заложена 22 октября 1942 года в Девонпорте. 28 сентября 1943 года она была спущена на воду, а 9 января 1945 года вступила в состав британского флота. Одни считали, что она погибла в результате неудачного маневра с уходом на глубину. Другие — что подводная лодка вошла в район советско-египетских учений, и была потоплена по роковой случайности. Писатель маринист, в прошлом подводник, капитан 1 го ранга запаса Николай Черкашин выдвигал свою версию: «После Шестидневной арабо-израильской войны 1967 года правительство Израиля приступило к массированному наращиванию вооруженных сил, в том числе военно-морского флота. Было решено вдвое увеличить число подводных лодок. С этой целью в Англии были куплены три средние, - по НАТОвской терминологии, патрульные дизельные субмарины, по британской — „класса T“: „Totim“, „Truncheon“ и „Turpin“. Первая из них была переименована в „Дакар“ („Акула“), вторая — в „Долфан“ („Дельфин“), третья — в „Левиафан“ („Кит“). „Левиафан“ и „Долфан“ благополучно прибыли из Портсмута в Хайфу. А „Дакар“ бесследно исчез в 200 милях юго-западнее Кипра 25 января 1968 года. Известно также, что командир „Дакара“ капитан 3 го ранга (командор) Яакоб Раанан получил приказ из Тель Авива задержаться под Кипром на сутки. Лодка шла с опережением графика и, по расчетам, прибывала в базу на 24 часа раньше подготовленной ей торжественной встречи, на которой должны были присутствовать высокие должностные лица. Командир «Дакара» решил использовать задержку в боевых целях — сходить на разведку в Александрию и заснять корабли, стоявшие в ее порту. В Англии на лодке была установлена мощная фоторазведывательная аппаратура. 37 летний Раанан и его офицеры очень расстраивались, что победоносную шестидневную войну им пришлось пережить в Англии. Они хотели отличиться в этом походе, и «Дакар» на свой страх и риск взял курс на Александрию. Больше о нем ничего не слыхали». Вице адмирал в отставке В. Платонов в январе 1968 года был начальником штаба советской средиземноморской (5 й оперативной) эскадры. Любой инцидент с иностранным кораблем, с неопознанной подводной лодкой — будь то столкновение, визуальное обнаружение перископа, гидроакустический контакт или несанкционированная стрельба — был бы известен ему и командиру эскадры. «Никакой информации о „Дакаре“ в сетях эскадренной связи не проходило, — рассказывал Платонов. — О гибели этой лодки я узнал, как и все, — из газет. Хотя наша эскадра действительно проводила совместные учения с египетским флотом. Но это были учения в прибрежной зоне. Отрабатывалась высадка десанта западнее Александрии и в Сирии, в районе Тартуса. Теоретически израильская лодка могла оказаться в зоне учений. Но даже если бы мы ее обнаружили у себя под боком, никто не взял бы ответственности отдавать приказ на ее уничтожение. Во-первых, это могла быть и турецкая, и греческая, и английская подводная лодка. Под водой ведь не определишь ее национальную принадлежность. Во-вторых, у нас было строжайшее указание из Москвы не ввязываться ни в какие военные конфликты. Наблюдать — да, но огня не открывать. Еще в годы Второй мировой войны на подходах к Александрии англичанами выставлялись минные поля. Египтяне ставили только противодесантные минные заграждения, так как в ходе октябрьской шестидневной войны израильские подводные лодки высаживали на александрийские пляжи боевых пловцов диверсантов. А вот Суэцкий залив минировался, и довольно массированно. Могу назвать две группы причин, от которых чаще всего гибнут дизельные подводные лодки. Это отказ технических средств, вследствие заводского брака или физической изношенности. Не забывайте, что «Дакару» к моменту исчезновения было почти двадцать пять лет. Это запредельный срок для субмарин такого класса, несмотря на модернизацию. Да и для любого надводного корабля четверть века — очень солидный возраст. К тому же после большого океанского перехода из Англии в восточное Средиземноморье на лодке могли накопиться технические неисправности. Вторая группа типовых причин — это человеческий фактор. Лодку может погубить оплошность любого члена экипажа. Если «Дакар» ходил под Александрию с разведывательной целью, то его командир наверняка использовал режим РДП (работа дизеля под водой). Чтобы соблюсти скрытность в светлое время суток, подводные лодки движутся в приповерхностном слое, выставив воздухозаборную трубу шнорхель, или, как мы его называем, — РДП. Движение под шнорхелем, а особенно срочные погружения в режиме РДП требуют максимальной осторожности и сноровки. Немало субмарин погибло по неосмотрительности своих экипажей. Классический тому пример — наша С 80, затонувшая на 200 метровой глубине в Баренцевом море за семь лет до «Дакара»»… Были и другие версии о причинах гибели «Дакара». Порой самые невероятные. Например, такая: никто не топил «Дакар», и ни на какую мину подлодка не нарывалась. Причина гибели заключается в браваде командира, который, кстати, поддержанный всем экипажем, рвался к намеченной цели. Когда «Дакар» обнаружил на своем пути большое грузовое судно под греческим флагом, его командир затеял какой то рискованный маневр, стал играть с кораблем, словно расшалившийся дельфин, а может быть, предпринял учебную атаку. «Дакар» шел на глубине, затем резко совершил еще одно, последнее в своей жизни погружение. Более тридцати лет ничего не было известно о судьбе исчезнувшей подлодки. И только в июне 1999 года появилось сообщение, что с помощью ультрасовременного оборудования ВМС США лодка была найдена на глубине 3000 метров между Критом и Кипром. В ее расколотом надвое корпусе — огромная пробоина. Пока неизвестно, будет ли «Дакар» поднят на поверхность. С глубины в 3.000 метров? Это очень дорогостоящая операция, а об обнаружении останков экипажа нигде ничего не сказано (последнее заявление – целиком и полностью на совести автора поста, которому не удалось обнаружить НИКАКОЙ информации по данному вопросу, 
По материалам интернета.

Немає коментарів: