понеділок, листопада 25, 2013

КАКОЙ ПОДВОДНЫЙ ФЛОТ СТРОИТ РОССИЯ?

Газете «Санкт-Петербургские ведомости» рассказал генеральный директор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» Владимир ДОРОФЕЕВ.
– Владимир Юрьевич, КБ «Малахит» хорошо известно петербуржцам. За 65 лет работы бюро спроектировало несколько поколений субмарин. Наверняка вам приходится часто отвечать на вопрос: зачем сегодня нужны новые атомные подводные лодки?
 – Приведу недавний пример. Российский ВМФ восстановил свое присутствие в Средиземном море – почему? Да потому, что военно-морской флот – это демонстрация и флага, и технических достижений государства. Возникает другой вопрос: с надводным кораблем все понятно – его красоту, мощь, выстроенный экипаж видно, а подлодка себе такое позволить не может. Тем не менее именно подводный флот позволяет государству четко заявлять свою позицию по многим вопросам и ее отстаивать.
В мире не так много стран, которые обладают знаниями в области создания атомных субмарин. Мы должны гордиться тем, что Россия в этой области в лидерах. Посмотрим на ситуацию с экономической точки зрения. Сегодня мы наблюдаем процесс раздела шельфа Арктики. Экспедиции по демаркации границ шельфа отправляют китайцы, американцы, канадцы... Но Россия не довольствуется ролью наблюдателя: один из кораблей, принимавших участие в такой экспедиции осенью прошлого года, спроектирован в «Малахите». Не зря страны, которые ранее не входили в клуб проектировщиков и строителей атомного подводного флота, сейчас предпринимают серьезные усилия в этом направлении. В первую очередь это Индия и Бразилия. Последняя в содружестве с Францией в этом году открыла современную верфь в городе Итагуаи близ Рио-де-Жанейро, на которой будет строиться атомный подводный флот. – И это дорогое удовольствие? – Назвать подлодку дешевым кораблем очень сложно. Кстати, отечественные субмарины стоят несколько меньше, чем американские. Например, серийная многоцелевая подлодка класса «Вирджиния» сегодня обойдется примерно в 2 млрд долларов в условиях 2005 года или 2,4 млрд долларов в текущих ценах. – Актуален ли сегодня термин «подводная война» в том значении, в котором он существовал в ХХ веке? – Изучая эволюцию многоцелевого атомного подводного флота США, мы четко проследим, что акценты смещаются от классического понятия «подводной войны» к стратегии «с моря на сушу». Теперь подлодки применяют высокоточное оружие для нанесения локальных ударов с целью подавления центров управления и противовоздушной обороны страны, а также нанесения ударов по объектам промышленной инфраструктуры – объектам электроснабжения, коммуникаций, хранилищам топлива. И это не случайно: до 80% экономического потенциала всех стран сосредоточено именно в прибрежной зоне. После этого уже можно привлекать воздушные и сухопутные силы. И это показал опыт войны в Югославии, Ираке и Ливии. – Какие типы подводных лодок разрабатываются сейчас в России? – Есть две большие группы. Первая – субмарины стратегического назначения, которые несут ракеты межконтинентальной дальности с ядерными зарядами (боевыми блоками). Их проектирует в настоящее время ЦКБ МТ «Рубин». Вторая группа – многоцелевые подлодки, которые проектируем мы. Задачи наших субмарин гораздо шире, чем 20 лет назад. Конечно, они должны уметь вести бой с другими подлодками или надводными кораблями. Но, кроме того, они способны осуществлять неядерное сдерживание за счет высокоточного оружия. Последняя задача становится все более важной. – Над какими проектами работает «Малахит» и чем они отличаются от предшественников? – Позволю себе краткий экскурс в историю атомного подводного кораблестроения России. Она началась именно в нашем бюро в 1952 году. Тогда было выдано задание на проектирование первой атомной подлодки проекта 627. Основная задача этой работы – опробовать атомную энергетическую установку на субмарине. Наш первый атомный подводный корабль мало чем отличался от дизель-электрической подлодки, если не считать больших скоростей и реакторной установки на борту. И она показала, на что способна: атомная субмарина могла быть в автономном плавании намного дольше, чем ее дизельные «сестры». На втором поколении подлодок (проекты 671, 671РТ и 671РТМ) применялось более совершенное торпедно-ракетное оружие, новые комплексы радиоэлектронного вооружения. На этих кораблях отрабатывались технологии обесшумливания и обеспечения скрытности подводных лодок. – Кстати, советские субмарины долгое время считались очень шумными. Какие подвижки у нас в этом направлении? – Действительно, наши корабли, особенно первого поколения, называли «ревущими коровами». Безусловно, с точки зрения акустической скрытности мы уступали США. Но с появлением субмарин третьего поколения 971-го проекта «Барс» фактическое отставание было ликвидировано. Стоит отметить, что произошло это не за счет введения каких-то единовременных усилий со стороны промышленности и науки, а благодаря принятию в Советском Союзе серьезнейшей программы по снижению физических полей подлодок, то есть «превращения» подлодки в более незаметную во всех отношениях. Она включала работу фундаментальной науки (привлекали институты Академии наук СССР), отраслевых институтов и других специализированных учреждений страны. Корабль четвертого поколения – атомная подлодка проекта «Ясень», разработанная нашим бюро, – это многофункциональная атомная субмарина. Она способна бороться с подводными лодками противника и надводными кораблями, наносить неядерные высокоточные удары по берегу. «Ясень» способен даже вести радиоэлектронную борьбу. «Ясень» отличает и дальнейшее снижение физических полей (акустического, полей электромагнитной группы). – «Ясень» уже воплощен в металле? – Да. Головная подлодка проекта «Северодвинск» сейчас проходит испытания в Белом море. Субмарина оснащена комплексом универсальных пусковых установок, которые стреляют разными типами ракет. Кроме того, на «Северодвинске» появились новые паропроизводящая и паротурбинная установки. Инновационным стал и ее архитектурно-конструктивный тип: лодка смешанной архитектуры – частично однокорпусная, а частично – двухкорпусная. На субмарине впервые сделана акустически оптимальная носовая оконечность. – Какой будет АПЛ пятого поколения? – С уверенностью можно сказать, что она будет работать в теснейшем информационном взаимодействии с другими системами обороны. Тот, кто обладает опережающим знанием о противнике, может выбрать время и место нанесения удара. – Помимо АПЛ конструкторы «Малахита» создали серию автономных глубоководных аппаратов. Для каких целей? – Обитаемые глубоководные аппараты начали проектироваться в нашем бюро с 1970-х годов. Это проекты «Север-2» и «Поиск-2». Особенно примечателен «Поиск-6». Это батискаф, который в 1984 году погрузился на Дальнем Востоке на глубину 6 тыс. метров. Он был построен на «Адмиралтейских верфях», и его плавучесть обеспечивалась за счет корпуса, наполненного бензином. Это было очень серьезное сооружение, которое требовало для своей эксплуатации наличия дока, танкера-заправщика и другой инфраструктуры. В дальнейшем подход был принципиально пересмотрен. Второе поколение глубоководных аппаратов – «Русь» и «Консул» могли погружаться на те же 6 км, но они были гораздо меньше. Это позволило разместить аппарат на надводное судно, с которого можно легко спустить его на воду. Два года назад аппарат «Консул», также построенный на «Адмиралтейских верфях», погрузился в Атлантическом океане на 6,27 км, после чего он был передан Министерству обороны. Есть у нас еще одно направление работы – проектирование глубоководных технических средств со специальной энергетикой. Одно из них (проекта 10831) принимало участие в уже упоминавшейся экспедиции по демаркации континентального шельфа. С его помощью можно бурить дно и брать пробы грунта. И достигнутый результат полностью оправдал средства, потраченные на создание этого корабля. – Выходит, что завтра может появиться свой атомный подводный флот у нефтяных и газовых корпораций? – Создание атомного корабля, который бы специализировался исключительно на гражданских задачах, сейчас экономически не обосновано. Ведь любая атомная энергоустановка – это не только дорогое проектирование и строительство, но и сложности в эксплуатации, высокие требования к безопасности. Эксплуатация такого судна встанет в копеечку. Подлодка не может существовать без береговой инфраструктуры: тренажерная база, система подготовки экипажа, перезарядка активной зоны и утилизация отработанных радиоактивных продуктов. Все это сегодня могут себе позволить только предприятия Минобороны и «Росатома». – В советские годы подлодку строил, без преувеличения, весь Союз. А способны ли мы сейчас выпускать столь сложные изделия? – В нашем бюро при проектировании доля собственных затрат составляет 15%, остальные 85% – доля подрядчиков. Примерно то же будет и на верфи: ее собственные затраты составят лишь 30%, остальное – затраты на поставку комплектующего оборудования, на материалы и пр. По статистике, одно рабочее место на стапеле дает 5 – 6 рабочих мест в промышленности. На сегодня Россия, безусловно, сохранила ключевую роль и в ядерной энергетике, и в разработке комплексов радиоэлектронного вооружения, подводного кораблестроения. Однако проблемы есть. Наипервейшая из них – в качестве выпускаемой продукции. Атомная подлодка – плод компромисса, сложнейшее техническое сооружение. С одной стороны, нужно снизить водоизмещение корабля, а с другой – сделать удобным обслуживание, что в «тесном» корпусе труднее. Но я бы не стал говорить о том, что российская промышленность поставляет некачественные изделия, а какая-то другая – качественные. – Как распределяются судостроительные заказы по субмаринам между Петербургом и Северодвинском? – В России есть несколько заводов, на которых в свое время строили подводные лодки, в том числе и с атомной установкой. Это «Северное машиностроительное предприятие» в Северодвинске, Амурский судостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре, завод «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Но сегодня фактически атомные субмарины строят только на «Севмаше» в Северодвинске. В свое время на Адмиралтейском объединении было построено несколько десятков кораблей, разработанных «Малахитом». Это субмарины проектов 671, 671РТ, 671РТМ(К) «Щука», это все глубоководные технические средства, легендарные подлодки 705-го проекта «Лира» – так называемые лодки-истребители из титана. Сейчас на петербургской верфи строятся дизель-электрические подлодки как для внутренних нужд, так и на экспорт, но по проектам нашего бюро – ничего. – С 2008 года «Малахит» входит в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), которая вобрала большинство российских судостроительных компаний. Работать стало легче? – Проблема в том, что в составе ОСК нет поставщиков комплектующего оборудования. Например, «Малахит» разработал проект АПЛ, а завод «Красное Сормово» делает для них торпедные аппараты (оба предприятия входят в ОСК). Однако разработкой атомных энергетических установок занимается «ОКБМ Африкантов» в Нижнем Новгороде, которое не принадлежит ОСК. Аналогичная ситуация и с Калужским турбинным заводом, поставщиком паротурбинных установок, и поставщиками радиоэлектронного вооружения – концерн НПО «Аврора», концерн «Моринформсистема-Агат», ЦНИИ «Электроприбор», «Гранит-Электрон»... Тем не менее после вхождения в ОСК жизнь нашего бюро изменилась. И эти изменения нельзя описать определениями «плохо» или «хорошо», просто все стало по-иному. Это совпало с изменением формы собственности бюро: в тот же кризисный год мы превратились из ФГУПа в ОАО. Изменилась наша схема работы. Так, отныне у «Малахита», «Рубина» и «Севмаша» единое управление, что позволяет нам быть в курсе новостей друг друга. Появился у нас и объединенный научно-технический совет. – Мы все с вами о кораблях говорим, а давайте немного о людях. Как обстоят дела с кадрами? – В основном у нас работают люди с высшим образованием. Мне приятно говорить о том, что есть среди наших сотрудников целые династии. Однако средний возраст работников – 47 лет, налицо разрыв между молодыми специалистами и представителями старшего поколения. Эта ситуация возникла в 1990-х годах, и последствия той неразберихи мы расхлебываем до сих пор. Впрочем, мы – оптимисты. Недавно посчитали, что специалистов моложе 30 лет у нас 26%. Средняя зарплата в бюро – 60 тыс. рублей, это больше, чем в среднем по Петербургу. – Значит, будет кому довести до готового изделия проект АПЛ пятого поколения? – Без сомнения. Уверен на сто процентов! ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА Подготовила Галина НАЗАРОВА  
http://www.spbvedomosti.ru/print.htm?id=10300311@SV_Guest

Немає коментарів: