Прошло более полугода после ядерной аварии на моем корабле.Очень короткий отрезок времени,но как много за это время произошло событий.Ушли из жизни пятеро моих товарищей,получивших запредельные дозы облучения при аварии.Несколько моряков-подводников продолжали лечения в Москве,Ленинграде,госпиталях,медакадемии.Отслужившие свой срок службы подводники были демобилизованы,а фактически "выброшены" на гражданку без каких либо документов,подтверждающих их прямое участие в ликвидации ядерной аварии.Они получат их спустя 25-30 лет,многие не дождутся,покинув этот мир.Несмотря на почти полувековую историю трагедии на К-27,полемика вокруг событий продолжается. О некоторых хотел бы напомнить .Причины той далекой аварии и что было ? Сегодня существует мнение участников событий о том, что в аварии виноват командир лодки П. Ф. Леонов, но есть мнение о том, что проблема была системной и комплексной.
Перед выходом в море командир БЧ-5 А. А. Иванов должен подписать документы о готовности лодки, после этого ее проверяют командир дивизии М. Г. Проскунов и специалисты его штаба. Отношение командира дивизии к вопросам выполнения формальностей при выполнении боевых задач может проиллюстрировать фраза, которой он прославился: «если сегодня вы не уйдете в море, я вас ногами оттолкну от пирса».
При этом все эксперты соглашаются с тем, что именно приказы командира «вытянуть» мощность реактора привели к аварии, но при этом ряд экспертов говорит о Леонове как об опытном подводнике, который действовал решительно, жёстко, на пределе возможностей экипажа и техники. Скорее всего, командир не знал о разрушении реактора до швартовки в Гремихе. Наряду с приказами командира лодки действия офицеров по управлению реактором нарушали большое количество правил и инструкций, и именно они сами создали аварийную ситуацию. Леонов П.Ф. не снимал с себя вины за происшествие и до конца жизни чувствовал себя виновным в катастрофе и смерти своих людей. В 70-х годах на разных уровнях, принимались разные решение . Главные-что делать с атомной подводной лодкой ,его уникальными реакторами.Пока "решали", изменилась внешняя ситуация, на флот стали поступать новые подводные лодки, и потребность в восстановлении К-27 отпала. 1 февраля 1979 года лодка исключена из состава ВМФ и её перестали содержать и обслуживать. Опытный корабль постепенно разрушался цистерны главного балласта теряли герметичность, возникла опасность того, что она затонет непосредственно у причала.
В апреле 1980 года было решено законсервировать реакторный отсек лодки и затопить ее в море. С мая 1980 года лодка прошла докование на «Звёздочка», где установка со всеми трубопроводами была заполнена специальным составом. Поверх этого отсек залили битумом в количестве 270 тонн, который полностью закрыл реакторы, это препятствует проникновению морской воды к радиоактивным частям лодки, вымыванию и заражению моря. В результате удалось снизить уровень радиоактивности на поверхности лёгкого корпуса до фоновых значений.
Лодка должна была отправиться к восточному побережью Новой Земли, но для этого надо было выполнить переход через Баренцево море. Лодка была в таком плачевном состоянии, что для поддержания плавучести четыре цистерны главного балласта пришлось наполнить вспененным полистиролом. Переход прошёл без осложнений и 10 сентября 1981 года АПЛ была затоплена в Карском море возле полуострова Степового на глубине 34 метров вместо положенных согласно инструкции МАГАТЭ 3000м.
Будем надеяться что Россия с помощью западных стран подымет К-27 с дня Карского моря,как это было обещано общественности до 2015 года.
Автор блога,член экипажа К-27.
Немає коментарів:
Дописати коментар