четвер, грудня 12, 2013

ИЗ ИСТОРИИ ЖИЗНИ ЭКИПАЖА СОВЕТСКОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ ПЕРВОГО ПОКОЛЕНИЯ К-27 СЕВЕРНОГО ФЛОТА.ДЕКАБРЬ 1968 ГОД.

 Прошло более полугода после ядерной аварии на моем корабле.Очень короткий отрезок времени,но как много за это время произошло событий.Ушли из жизни пятеро моих товарищей,получивших запредельные дозы облучения при аварии.Несколько моряков-подводников продолжали лечения в Москве,Ленинграде,госпиталях,медакадемии.Отслужившие свой срок службы подводники были демобилизованы,а фактически "выброшены" на гражданку без  каких либо документов,подтверждающих их прямое участие в ликвидации ядерной аварии.Они получат их спустя 25-30 лет,многие не дождутся,покинув этот мир.Несмотря на почти полувековую историю трагедии на К-27,полемика вокруг событий продолжается.  О некоторых хотел бы напомнить .Причины той далекой аварии и что было ? Сегодня существует мнение участников событий о том, что в аварии виноват командир лодки П. Ф. Леонов, но есть мнение о том, что проблема была системной и комплексной. Перед выходом в море командир БЧ-5 А. А. Иванов должен подписать документы о готовности  лодки, после этого  ее проверяют командир дивизии М. Г. Проскунов и специалисты его штаба. Отношение командира дивизии к вопросам выполнения формальностей при выполнении боевых задач может проиллюстрировать фраза, которой он прославился: «если сегодня вы не уйдете в море, я вас ногами оттолкну от пирса». При этом все эксперты соглашаются с тем, что именно приказы командира «вытянуть» мощность реактора привели к аварии, но при этом ряд экспертов говорит о Леонове как об опытном подводнике, который действовал решительно, жёстко, на пределе возможностей экипажа и техники. Скорее всего, командир не знал о разрушении реактора до швартовки в Гремихе. Наряду с приказами командира лодки действия офицеров по управлению реактором нарушали большое количество правил и инструкций, и именно они сами создали аварийную ситуацию.  Леонов П.Ф. не снимал с себя вины за происшествие и до конца жизни чувствовал себя виновным в катастрофе и смерти своих людей.  В 70-х годах на разных уровнях, принимались разные решение . Главные-что делать с   атомной подводной лодкой ,его  уникальными реакторами.Пока "решали", изменилась внешняя ситуация, на флот стали поступать новые подводные лодки, и потребность в восстановлении К-27 отпала. 1 февраля 1979 года лодка исключена из состава ВМФ и её перестали содержать и обслуживать.  Опытный корабль постепенно разрушался цистерны главного балласта теряли герметичность, возникла опасность того, что она затонет непосредственно у причала.   В апреле 1980 года было решено законсервировать реакторный отсек лодки  и затопить ее  в море. С мая 1980 года лодка прошла докование на «Звёздочка», где установка со всеми трубопроводами была заполнена специальным составом. Поверх этого отсек залили битумом в количестве 270 тонн, который полностью закрыл реакторы, это препятствует проникновению морской воды к радиоактивным частям лодки, вымыванию и заражению моря. В результате удалось снизить уровень радиоактивности на поверхности лёгкого корпуса до фоновых значений. Лодка должна была отправиться к восточному побережью Новой Земли, но для этого надо было выполнить переход через Баренцево море. Лодка была в таком плачевном состоянии, что для поддержания плавучести четыре цистерны главного балласта пришлось наполнить вспененным полистиролом. Переход прошёл без осложнений и 10 сентября 1981 года АПЛ была затоплена в Карском море возле полуострова Степового на глубине 34 метров вместо положенных согласно инструкции МАГАТЭ 3000м.
Будем надеяться что Россия с помощью западных стран подымет К-27 с дня Карского моря,как это было обещано общественности до 2015 года.
Автор блога,член экипажа К-27.

Немає коментарів: