четвер, грудня 19, 2013

ОНИ НЕ ОТСТУПИЛИ,ОНИ НЕ СТРУСИЛИ.ОНИ ОСТАЛИСЬ ВЕРНЫ ПРИСЯГЕ,ДОЛГУ И ЧЕСТИ.

Передайте на К-8,командиру корабля мое приказание: «немедленно доложить свое место и действия! А главное – спасти лодку!» Таков был приказ Главкома ВМФ Советского Союза Горшкова командиру атомной подводной лодки К-8,терпящей аварию в Бискайском заливе в апреле 1970 году.Главное –спасти лодку…и ни слова о подводниках.Что мог доложить командир Бессонов В.Б., когда на лодке осталось лишь 22 человека вместе с ним, когда можно находиться лишь в ограждении рубки . Несмотря на предупреждения командира БЧ-5 капитана 2-го Пашина о начавшейся катастрофе, командир АПЛ стоял на своем, приказ Главкома он выполнит. Спасшиеся моряки вспоминали,что с каждой минутой увеличивался дифферент на корму,лодка практически была обречена.Командир боевой части 5 Пашин вновь, вновь просил командира спасти людей проинформировал о состоянии лодки,что она обречена. В ответ слышал «Ничего с лодкой не случится» Ты не паникуй! Таковы факты на сегодня. То что произошло дальше,подтвердило,что командир Боевой части 5 Пашин был прав.Но можно понять командира корабля.капитана 2- го ранга Всеволода Бессонова.Он получил приказ Главкома ВМФ СССР Горшкова спасти корабль.Приказа покинуть его не было. Командир хорошо понимал что гибель атомной подводной лодки ему просто  никогда не простят. И это правда.Приведу пример. За историю советского подводного флота периода «холодной войны» к уголовной ответственности за гибель лодки и части экипажа были привлечены к уголовной оответственности два командира: командир С-178 капитан 3-го ранга Валерий Маранго и командир К-429 капитан 1-го ранга Николай Суворов.Хотели осудить командиров АПЛ К-19 Н.Затеева спасшего мир от ядерной катастрофы,командира К-219 И.Британова ,спасшего экипаж но потерявший атомоход ,командира моего корабля К-27.Командиров первых советских атомных подводных лодок так учили,что их атомоходы непотопляемые на плаву.И они свято верили в это.Их учили в первую очередь спасать корабль,а потом людей.Их учили никогда не просить помощь от вражеских кораблей(на то время) и справляться своими силами.  Как вспоминает бывший старпом «Лаптева» Сергей Петрович Бодриков (ныне покойного) командир К-8, длительный период времени не только не вступал в контакт с командованием гидрографа, отказывался давать информацию о состоянии лодки и потерях в экипаже. Таким образом драгоценное время было потеряно, когда счет шел уже не часы, а минуты.Сегодня мы уже никогда не узнаем что думал,какие мысли одолевали командира, когда с оставшимися в живых подводников он отправил на болгарский сухогруз , старшего на борту заместителя командира дивизии капитана 1-го ранга Каширского,замполита В.Анисова и командира БЧ-5 Пашина. Через три часа после установления связи с Москвой Главнокомандующий ВМФ передал командиру К-8:«Вашу телеграмму о пожаре получил сегодня в 14.00. К Вам направлен от Гибралтара РКБ «Бойкий», а также три гидрографа и три ПЛ. Они смогут прибыть через 48 часов. Мы просим Вас в ожидании этих средств принять меры для сохранения живучести корабля и жизнедеятельности людей». Сегодня спустя десятилетия многие говорят,что случись та страшная трагедия с К-8  в 1969-м или в 1971-м, а не в предверии 100-летия со дня рождения В.И.Ленина  , оценки действий экипажа и, особенно, его командира, могли быть совсем иными, притом, что никто и никогда не усомнится в мужестве подводников «восьмерки».Но,тогда по всей вероятности кремлевских вождей больше волновало не спасения корабля.не спасение подводников.а как бы не омрачить это «великое историческое события» ,трагедию и гибель которую потом засекретили на десятки лет. Эта тайна хранилась тоже «за семью замками», но сегодня уже есть свидетельства того, что до последней минуты своей жизни командир  К-8 Бессонов держал в руках табельное оружие – пистолет. Особисты, подтвердили, что командир сам вынес себе приговор.Так ли это мы не знаем.Публикаций на эту тему нет. 18 февраля 1971-го Приказом Главнокомандующего ВМФ СССР атомная подводная лодка К-8 была выведена из состава сил флота. Экипаж, точнее оставшаяся его часть, был расформирован и отправлен служить в другие части на других флотах . Сегодня на просторах СНГ живут много тех, кто с гордостью говорит, я прошел Гремиху, кто помнит К-8. Несмотря на прошедшие десятилетия мы не вправе забывать о том, что и на самом краю земли бывшего Советского Союза, когда-то жили люди, служили, любили, кто исполнил до конца свой долг перед Отечеством, пал, но не отступил, не струсил, оставшись до последних мгновений своей жизни верными присяге, долгу и чести .Вспомним и поклонимся за то, что они были! 
Автор Блога.

Немає коментарів: