Он принял командование гибнущей подлодкой
Подробности катастрофы, произошедшей 33 года назад в Японском море, хранились под грифом «секретно» почти четверть века. Лишь по прошествии этого времени стало известно о геройском поступке капитана Сергея Кубынина, который смог спасти половину обреченного на гибель экипажа подводной лодки…
В черном списке погибших субмарин дизельная подлодка С-178 числится под номером 14. Это случилось 21 октября 1981 года. Обычное учебное плавание. Лодка, идя в надводном положении, уже возвращалась в порт Владивостока...
Страшный удар – и лодка, дав сильный крен, пошла на дно. Находившиеся в рубке командир с сигнальщиками и вахтенным офицеров – выброшены за борт. Матросы и мичманы в кормовых отсеках погибли практически сразу. В считанные секунды С-178 легла на грунт на глубине 32 метра. В такой ситуации командование лодкой на себя принял самый старший из оставшихся на лодке офицеров – 26-летний старпом Сергей Кубынин.
- Удар был такой силы, - вспоминает Сергей Михайлович, - что сорвало плафоны с потолка, а стоявшая на верхней полке пишущая машинка «Москва» просвистела над моей головой и врезалась в переборку. Погас свет, отовсюду хлынула вода...
Моряки попытались продуть лодку сжатым воздухом - бесполезно. «С таким же успехом можно было продувать Тихий океан», - вздохнул Кубынин. Во втором отсеке загорелись аккумуляторные батареи. Огонь быстро потушили, но от гари и копоти теперь саднило горло, слезились глаза. А вода постепенно поднимается все выше и выше...
В первом торпедном отсеке, где воздух был еще более или менее пригодным для дыхания, задраились несколько моряков. Туда же перебрались и другие оставшиеся в живых члены экипажа.
Чтобы поддержать дух товарищей – большинству было по 19-20 лет, - не дать ребятам впасть в отчаяние, Кубынин придумал вот что. Он нашел коробку с жетонами «За дальний поход». Пришла мысль вручить их вместе со знаками классности здесь же, в аварийной лодке, на дне Японского моря. Ведь все они сдавали сейчас самый страшный экзамен – на выживание. Старпом надел капитанскую фуражку и стал выкрикивать отличившихся.
- Старшина 2-1 статьи Лукьяненко!
- Я! – механик держал пальцами клемы разбитого аварийного фонаря, направляя лучик света на Кубынина.
- От имени главнокомандующего ВМФ награждаю Вас жетоном «За дальний поход»!
- Служу Советскому Союзу!..
После награждения членов экипажа Кубынин отыскал в жилом отсеке и фляжку со спиртом, и немного шоколада. Все это тоже пошло на поддержание сил подводников, многие из которых уже температурили и бредили. Матросы весело загудели…
По сути, у моряков оставался единственный шанс спастись - попытаться покинуть затонувшее судно через пустой торпедный аппарат. Весь следующий день ушел на подготовку к уникальной операции. Потом ее назовут первой и не имеющей аналогов в мире.
На вторые сутки после аварии СПЛ (спасательная подводная лодка) «Ленок» сумела вслепую погрузиться в нужном месте и лечь на грунт рядом с затонувшей С-178. Водолазы «Ленка» передали морякам через торпедный аппарат гидрокостюмы, фонари и другое необходимое оборудование.
Моряки с С-178 должны были по очереди пролезть в торпедный аппарат, к которому вплотную приблизилась СПЛ «Ленок», а оттуда уже перебраться в лодку-спасатель. Но на «Ленок» перебраться удалось далеко не всем. Хотя водолазы спасательного судна всячески пытались перетащить к себе подводников, выходящих из С-178, люди в шоке не понимали, что им нужно делать и стремились к поверхности океана.
- Наконец наступил последний этап операции, - вспоминает Сергей Михайлович. - Я раздал каждому оставшемуся товарищу подводное снаряжение и всех проинструктировал. Все это в кромешной тьме, тесноте, адском холоде. Ведь температура внутри судна уже почти сравнялась с той, которая была за бортом. Конечно, мы помогали друг другу, подбадривали, как могли. Ведь каждый понимал, что его жизнь зависит от товарища.
Кубынин выстроил всех в шеренгу в той последовательности, в которой моряки должны были выходить в океан. Сам он, как того требовал морской устав, встал в очередь последним… Он выбрался через торпедный аппарат, стал потихоньку перебирать руками корпус субмарины, чтобы как можно больше замедлить свое всплытие. И в этот момент потерял сознание.
- Я очнулся через двое суток, - вспоминает Сергей Михайлович. - Осмотрелся - замкнутое пространство. Как же так? Ведь помню - вылез, начал всплывать... Потом понял, что лежу в барокамере. Врачи поставили мне семь диагнозов: отравление углекислотой, отравление кислородом, разрыв легкого, обширная гематома, пневмоторакс, двусторонняя пневмония. Но я все равно ощущал себя самым счастливым человеком. Я дышал земным воздухом.
Сергей Кубынин совершил в своей жизни офицерский и гражданский подвиги: когда возглавил уцелевший экипаж на затонувшей подводной лодке и когда, спустя годы, сумел добиться, чтобы на Морском кладбище Владивостока был приведен в порядок заброшенный мемориал погибшим морякам С-178, увековечив память о своих ребятах на долгие годы. Из 61 члена экипажа спасти удалось 29 человек.
Сегодня, оглядываясь на известные нам истории гибели экипажей атомных подводных лодок «Комсомолец» и «Курск» в полном составе, становится ясно: то, что совершили капитан-лейтенанты Сергей Кубынин и его механик Валерий Зыбин в октябре 1981 года, не удалось больше повторить никому…
На фото: Сергей Кубякин с сыном
По страницам источника
Немає коментарів:
Дописати коментар