четвер, січня 02, 2014

ВСЕ ТАЙНОЕ,СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ.ПОЛЕТЫ В КОСМОС,КОТОРЫХ НЕ БЫЛО.


После первого запуска "Бурана" 15 ноября 1988 года было решено, что следующий полет корабля многоразового использования состоится в 1991 году. Это объяснялось тем, что государственная комиссия аттестовала «Буран» (1К1) всего на один полет и для его дальнейшего использования требовалось множество длительных доработок и проверок. Вот почему в намеченный срок должен был стартовагь второй корабль 1К2, заранее окрещенный журналистами «Бураном-2». Предполагалось его недельный полет провести в автоматическом режиме и выполнить сложные динамические операции.

Планировалось, что после запуска и ряда маневров корабль сблизится и состыкуется с орбитальным комплексом МИР. Специально для этого на модуле "Кристалл" расположили два новых андрогинных периферийных агрегата стыковки АПАС-89. После пристыковки "Бурана" к осевому стыковочному агрегату модуля космонавты, работавшие на МИР-е, должны были перейти в кабину многоразового корабля и провести испытания некоторых бортовых систем, в том числе дистанционного манипулятора. С его помощью они намеревались извлечь из грузового отсека корабля макет блока научной аппаратуры и пристыковать к боковому стыковочному агрегату "Кристалла".

Затем «Буран» отстыковывался, а с Байконура вскоре после этого должен был стартовать пилотируемый корабль «Союз ТМ», также оснащенный АПАС-89. Предполагалось, что на орбите он состыкуется с многоразовым кораблем, а экипаж перейдет в кабину «Бурана». Проведя запланированные работы в течение одних суток, космонавты должны были вернуться в свой "Союз", отстыковаться и направиться на комплекс МИР, а "Буран" совершить, как и в первый раз, автоматическую посадку на полосу аэродрома "Юбилейный" на космодроме Байконур.

Полет и стыковки "Союза ТМ" должны были имитировать спасение экипажа "Бурана" (в случае невозможности его посадки) и космонавтов со станции МИР Поэтому неофициально корабль получил название "Союз-спасатель".

В ноябре 1990 года для подготовки к полетам на "Буране" и "Союзе-спасателе" в ЦПК была сформирована группа космонавтов В нее вошли Иван Иванович Бачурин, Алексей Сергеевич Бородай, Леонид Константинович Каденюк, Валерий Васильевич Илларионов, Эдуард Николаевич Степанов и Николай Николаевич Фефелов.



Л. Каденюк (слева) И. Бачурин и А. Бородай

Первые трое — из группы космонавтов-испытателей Государственного Краснознаменного научно-исследовательского института ВВС, созданной в августе 1987 года специально для подготовки военных пилотов-испытателей "Бурана". Все они— опытные летчики-испытатели, прошедшие общекосмическую подготовку в ЦПК. Кроме того, И. Бачурин и А. Бородай с января по апрель 1988 года совершили шесть испытательных атмосферных полетов на самолете — аналоге «Бурана» БТС-02, поэтому они в первую очередь стали готовиться как командиры "Союза-спасателя".

Трое других — военные космонавты-инженеры отряда ЦПК, его ветераны. Так, Э. Степанов пришел в ЦПК в 1965 году, а В. Илларионов и Н. Фефелов — в 1970-м. Многие годы они "стояли в очереди" на полеты по программе "Алмаз", но подняться в космос им так и не довелось. В группе они изучали конструкцию и устройство бортовых систем "Бурана" и в перспективе должны были работать на нем.

Кроме того, в НПО "Энергия" по программе "Буран" готовились в качестве бортинженеров Александр Сергеевич Иванченков и Александр Иванович Лавейкин. При формировании экипажей для "Союза-спасателя" их могли привлечь к подготовке к полету на этом корабле.

Первоначально запуск "Бурана" и "Союза-спасателя" намечался на конец 1991 года, но разразившийся в стране экономический кризис коснулся и космических программ. Полет «Бурана» перенесли. В марте 1992 года И. Бачурин, А. Бородай и Л. Каденюк после завершения изучения корабля "Союз-спасатель" сдали государственные экзамены. Но назначения в экипажи и дальнейшей подготовки так и не последовало. К тому времени стало ясно, что и в 1992 юду "Буран" останется на Земле.



В. Илларионов, Н. Фефелов, Э. Степанов
Источник 

Немає коментарів: