четвер, березня 20, 2014

Пять героев, изменивших историю подводного флота

Всеволод Бессонов
 
Когда произошла авария на К-19, подлодка находилась недалеко от острова Ян Майен. "Шла Холодная война, и высадку на остров я расценивал как сдачу в плен, как прямую измену Родине, которая вручила нам свой единственный ракетный подводный крейсер", - рассказывал потом командир Николай Затеев.
Всеволод Бессонов, командир атомной подводной лодки К-8, получил звание Героя за то, что принял прямо противоположное решение – спасал в первую очередь экипаж, пусть даже в ущерб «рассекречиванию» лодки. Затеев, заметим, Героем так и не стал.
Катастрофа с К-8 произошла во время крупнейших учений «Океан-70», в которых участвовали силы всех флотов. Во время всплытия в Бискайском заливе севернее побережья Испании на перископную глубину в рубке гидроакустиков пожар, который стал быстро распространяться на все кормовые отсеки. Подлодка осталась без связи. Командир К-8 Всеволод Бессонов сразу же принял решение всплывать на поверхность. Это был рискованный шаг, чреватый «рассекречиванием» – атомная советская подлодка находилась в водах Северной Атлантики! Более того, оставшись без связи и без энергии, экипаж К-8 пытался подать сигнал бедствия красными ракетами проходившему неподалеку канадскому судну, но, описав дугу, оно прошло мимо.

Оказавшись на поверхности, экипаж К-8 изо всех сил боролся с огнем. Взрыва ядерного реактора удалось избежать ценой жизней первой смены главной энергетической установки - капитан третьего ранга Хославский, капитан-лейтенант Чудинов и старшие мичманы Шостаковский и Чугунов, видя, что пламя вот-вот ворвется в отсек ГЭУ, наглухо задраили дверь, понимая, что выхода для них уже не будет, и заглушили реактор. Борьба за «живучесть» лодки длилась трое суток. К терпящим бедствие советским морякам подошло болгарское торговое судно «Авиор», через Варну в Москву ушла телеграмма. Командование ВМФ начало спасательную операцию – в район нахождения К-8 направили все советские суда, что были поблизости. Ситуация осложнялось начавшимся штормом. К этому времени Бессонов переправил на «Авиор» и подошедший советский теплоход «Касимов» две большие группы подводников. На борту атомохода оставалось 22 человека во главе с командиром. Бессонов надеялся удержаться на плаву, но лодка кренилась на корму все сильнее – выгоревшие отсеки заполнялись водой. 12 апреля 1970 года лодка исчезла с радаров, а находившиеся недалеко от нее суда почувствовали два гидравлических удара. Людей пытались спасти с вельботов, но мощные волны не позволили это сделать.
Правительственная комиссия, расследовавшая причины катастрофы, пришла к выводу, что действия Всеволода Бессонова были единственно верными. Всю команду представили к наградам. Погибшие моряки посмертно были награждены орденами Красной Звезды, оставшиеся в живых матросы – медалью Ушакова. Всеволоду Бессонову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Но вся информация о катастрофе была засекречена.
Полная информация

Немає коментарів: