середа, червня 04, 2014

Беларусь – мнимый друг России


Фото:  Беларусь – мнимый друг России 

Сегодня уже сложно представить, что Беларусь, поставленная перед выбором «Россия или Европа», склонится к России. Все, что ее сейчас держит в орбите дикого восточного соседа – постоянные вливания сотен миллионов долларов, льготные поставки топлива и металлов, гарантированный рынок сбыта. Это не дружба – это брак по расчету.
В современной России к белорусам относятся как к простоватым и недалеким, но все же дружественным соседям-фермерам. Не менее велика и вера россиян в то, что Беларусь является главным политическим союзником их страны, который уже вот-вот окончательно присоединится к Российской Федерации, став какой-нибудь Минской Республикой.
Реальность же, как этого и следовало ожидать, полностью противоречит подобным российским фантазиям.
Современную Беларусь и ее политику невозможно рассматривать без сущности режима Александра Лукашенко, его целей и стремлений. Главная его цель проста – дать самому президенту и его клану находиться у власти, и при этом иметь минимум международных проблем. Из этого вытекает и внешнеполитическая стратегия лавирования между Западом и Россией, которую Лукашенко успешно проводит все свое правление.
Сам Александр Григорьевич чрезвычайно популярен у просоветски настроенных россиян, то есть у большинства. В середине 2000-х было даже движение по выставлению его кандидатуры на выборах президента РФ. Россиянам импонирует тот фасад Беларуси, который они видят – чистые улицы, отсутствие мигрантов, вкусная, недорогая еда. Все это разительно отличается от того, что они сами видят вокруг каждый день.

Этот фасад “выстроен” довольно просто – жесткая авторитарная система власти, подавляющая любые неподчинения граждан и фактически монополизировавшая экономику страны способна, пока есть ресурсы, поддерживать такую картинку, скрывая неприглядный “быт”.
Поддерживать такую систему, да еще и в Европе – крайне нелегкое дело. Постоянные конфликты Лукашенко с Европейским Союзом и прочно закрепившееся за ним прозвище «последний диктатор Европы» заставляет его просчитывать наперед все ходы и искать пути выхода из подобного положения, не теряя власти и преференций.
Давлением Евросоюза на Беларусь активно пользовалась Россия, втягивая ее в собственную евразийскую сферу интересов. Было даже создано (кто помнит) виртуальное «Союзное государство России и Беларуси», запланированное как начало воскрешения СССР, а в реальности не пошедшее дальше громких слов, растраты казенных денег и назначения «союзных» чиновников.
Это был важнейший сигнал для “евразийцев”, который российские эксперты, по сути, проигнорировали, и он значил – «Беларусь не будет союзником России». Лукашенко понял, что встраивание в российскую властную вертикаль не даст ему и его клану никаких бонусов, зато почти гарантированно приведет к утрате руководящего положения и возможности принимать решения за считанные годы. Этого он никак не мог допустить.
Подписывая в 2010 году Евразийский таможенный союз с Россией и Казахстаном, чиновничья элита Беларуси заранее знала – он работать не будет. Россия тогда уже заканчивала переговоры по вступлению в ВТО, к которому и присоединилась в 2011 году.
Этот шаг де-факто денонсировал Таможенный союз, поскольку нормы ВТО по договорам стоят выше его норм, и этим его существование становится лишь досадной формальностью. Более того, даже в такой авторитарной обстановке лишь 60 процентов белорусов по официальным опросам поддерживают Таможенный союз – меньше его любят только в Украине, Грузии и Азербайджане, наиболее европейски ориентированных странах СНГ.
Очередные ощутимые пинки под столом от братской Беларуси Россия получила сейчас, в 2014-м.
Сначала Лукашенко поддержал легитимность временного правительства Александра Турчинова и демократически избранного президента Петра Порошенко. При этом однозначно отвергнув российскую трактовку событий Майдана и войны на юго-востоке Украины.
А затем Лукашенко настоял на исключении из подписанного 29 мая соглашения о создании Евразийского экономического союза любых политических пунктов. Такое урезание договора лишило его всей сути – у России теперь появился второй Таможенный союз, почти во всем дублирующий первый. И не вносящий ничего кардинально нового в отношения между подписавшими странами – Россией, Беларусью и Казахстаном.
В действиях Лукашенко есть еще одна мотивация – вероятно, он устал от клейма «последнего диктатора Европы», и хочет перекинуть эту стигму на кого-то другого. В нынешних условиях начала новой Холодной войны лучшей кандидатурой является Владимир Путин. Чья агрессивная политика, варварская
снаружи и откровенно дикая изнутри, не нуждается даже в дополнительном освещении, она вся на виду – от бесправия собственных граждан, от феодального строя внутри России и до поддержки вооруженных террористов в Сирии и Украине.
Сегодня уже сложно представить, что Беларусь, поставленная перед выбором «Россия или Европа», склонится к России. Все, что ее сейчас держит в орбите дикого восточного соседа – постоянные вливания сотен миллионов долларов, льготные поставки топлива и металлов, гарантированный рынок сбыта.
Это не дружба – это брак по расчету. Как только Европа захочет предложить что-то столь же существенное, Беларусь тут же отвернется от России как от прокаженного.
Если же даже Беларусь, считающаяся самой лояльной к России страной, вовсе не горит играть по ее правилам – насколько же активно “смотрят на сторону” остальные «союзники»?
В случае начала серьезного противостояния военно-политических блоков все политические и военные союзы России могут оказаться даже не колоссами на глиняных ногах, а лишь их картонными декорациями.

Никита Борисенко, Россия; специально для издания «Аргумент»