субота, липня 19, 2014

ИСТОРИЯ ПОВТОРЯЕТСЯ.

Как это было: трагедия южнокорейского «боинга» сбитого советским истребителем

19.07.2014 08:28
1 сентября 1983 года, советский истребитель сбил южнокорейский "боинг". Погибли все находящиеся на борту 269 человек. Это едва не стало поводом для третьей мировой войны. В Советском Союзе стали говорить о провокации американских спецслужб. В западных странах поражались жестокости "русских коммунистов", которые ради устрашения уничтожили пассажирский самолет. 
О том, что случилось на самом деле, споры ведутся до сих пор. Наиболее вероятной выглядит версия о чудовищной ошибке, помноженной на истерию холодной войны.
Люди года: Рейган и Андропов
Так выглядел заголовок журнала Time. С приходом к власти в СССР Юрия Андропова, а в США — Рональда Рейгана, советско-американские отношения упали до низшей точки с момента "карибского кризиса", а гонка вооружений началась с новой силой.


1983 год — кульминация последнего витка "холодной войны". Усиление войны в Афганистане. Беспрецедентная по масштабам разведывательная программа "Ракетно-ядерное нападение", которую начали ГРУ и КГБ по инициативе Андропова. В свою очередь, Рейган объявил о противоракетной "Стратегической оборонной инициативе" и произнес знаменитую речь, в которой назвал Советский Союз "империей зла".

США разместили в Европе нацеленные на СССР ракеты средней дальности. В ответ советские атомные подлодки с ядерным оружием на борту были переведены на постоянное дежурство вблизи Атлантического и Тихоокеанского побережья Соединенных Штатов.

О том, что все висело на волоске, свидетельствует недавно рассекреченная речь британской королевы Елизаветы Второй, написанная одним правительственным чиновником на случай ядерной войны.

В апреле 1983 года произошло событие, которое потрясло военное и политическое руководство СССР. 4 апреля шесть американских самолетов А-7 "Корсар" вошли в советское воздушное пространство в районе Малой Курильской гряды и имитировали авиаудар по острову Зеленый. Это показало беспомощность советской системы ПВО. Было проведено расследование. Министр обороны Дмитрий Устинов распорядился срочно заменить истребители МиГ-21 и Миг-23 на Курилах и на Сахалине более совершенными МиГ-31.

Обстановка была накалена до предела. Все эти события стали фоном и отчасти причиной трагедии 1 сентября 1983 года.
Роковые совпадения
31 августа 1983 года из Нью-Йорка вылетел пассажирский "Боинг-747" южнокорейской компании Korean Air. Самолет выполнял регулярный рейс KAL-007 до Сеула с дозаправкой в Анкоридже, на Аляске. На борту были 23 члена экипажа и 246 пассажиров, в основном, граждане США, Южной Кореи, Тайваня, Японии и Филиппин. Среди них находился и американский конгрессмен Ларри Макдональд.

Из Анкориджа самолет вылетел с небольшим опозданием, в 03.00 по местному времени, и почти сразу стал отклоняться от маршрута, который пролегал над Тихим океаном в обход воздушного пространства СССР. По данным радиомаяка в Бетеле, последнего на американской территории, ошибка изначально была незначительной, примерно 20 км к северо-западу, но затем, к моменту гибели самолета, она составила около 500 км.
В 04:51 по местному времени "боинг" нарушил воздушную границу СССР. Он вторгся в запретную зону на Камчатке, где располагалась ракетная база.

Как раз на тот день были намечены очередные испытания баллистической ракеты SS-25. Она должна была стартовать с космодрома в Плесецке и поразить цель на камчатском полигоне Кура.

За результатами испытаний обычно следили американские самолеты-разведчики Р-135. Они строились на базе "боингов". В темноте и при сильной облачности эти самолеты были схожи.

В определенный момент Р-135 и "Боинг-747" сблизились настолько, что на экране радаров слились в одну точку. Затем лайнер продолжил движение в сторону Камчатки, а разведчик удалился в направлении международного воздушного коридора.

Советские военные приняли пассажирский самолет за шпионский. Возник переполох. Судя по всему, команда на перехват была дана с опозданием, потому что шесть истребителей МиГ-23 не успели вынудить подозрительный объект отклониться от курса или приземлиться.

В 06.05 "боинг" покинул советское воздушное пространство и продолжил полет над Охотским морем. Истребители вернулись на базу. Через пять минут экипаж лайнера сообщил наземным службам Аляски и Японии, что полет проходит нормально.

На этом инцидент мог быть исчерпан. Но в 06.13 "боинг" вновь пересек советскую воздушную границу, вблизи Сахалина. На перехват были подняты истребители с авиабазы "Долинск-Сокол".
Перехватчики шли за нарушителем, а в это время военное командование СССР решало его судьбу. Пилоту Су-15 Геннадию Осиповичу поступил приказ "Нарушителя сбить!". Но вскоре приходит другая команда — "Принудить к посадке". Летчик, как он впоследствии рассказывал, мигал бортовыми огнями и сделал предупредительные выстрелы из бортовой пушки.
При этом от экипажа "боинга" ни одной реакции, кроме одной — самолет сбросил скорость, заставив Су-15 проскочить вперед, иначе истребитель мог свалиться в "штопор". Осипович говорил, что именно этот маневр и рассеял у него все сомнения, что перед ним самолет-шпион. (Между тем, международная комиссия ИКАО, которая расследовала инцидент, пришла к выводу, что в этот момент экипаж приступил к набору высоты).
Снаряды подошли к концу, топливо на исходе, нарушитель вот-вот покинет советское воздушное пространство. В 06.24 поступает приказ на уничтожение. Геннадий Осипович выпустил две ракеты. Одна попала в хвост "боингу", другая — в крыло. Обломки самолета упали в районе острова Монерон.
Реакция
О том, кто на самом деле был сбит, стало известно из сообщений зарубежных СМИ. Журналисты получили информацию от американских военных. Все это подавалось в том ключе, что звери-коммунисты хладнокровно уничтожили пассажирский самолет, который по ошибке отклонился от курса. На Западе началась антисоветская истерия. В США и Южной Корее прошли демонстрации с сожжением советских флагов. Позже российские журналисты стали осаждать квартиру летчика Геннадия Осиповича с вопросами, как живется "убийце женщин и детей".

Руководство СССР узнало о случившемся на заседании политбюро. Его в последний раз вел тяжелобольной генсек ЦК КПСС Юрий Андропов. Участники заседания были шокированы новостью. Вызванный начальник Генштаба Николай Огарков уверенно заявил, что самолет был разведывательным. Андропов сразу после заседания улетел лечиться в Крым.

На следующем обсуждении председательствовал Константин Черненко. Судя по стенограмме, мнения разделились. Первый замминистра иностранных дел Георгий Корниенко, который курировал российско-американские отношения, предлагал признать трагическую случайность и принести извинения семьям погибших и правительствам их стран. Но возобладала точка зрения уверенного и напористого министра обороны Дмитрия Устинова. Позиция была простой: все отрицать.
Расследование
Согласно официальному заявлению СССР, самолет умышленно нарушил воздушное пространство страны с целью изучить советскую систему ПВО в районе, где размещены пусковые шахты межконтинентальных баллистических ракет и базы атомных подлодок.

Международная комиссия, которая расшифровала записи найденных "черных ящиков", пришла к выводу, что пассажирский лайнер отклонился от курса из-за навигационной ошибки. Экипаж положился на автопилот, а показания приборов оказались неверными.

Сбивший лайнер летчик Геннадий Осипович говорил, что их не учили распознавать гражданские самолеты. В темноте "Боинг-747" похож на РС-135. Ночью пассажиры спят, иллюминаторы закрыты шторками. К тому же, летчик позже допускал, что экипаж мог не видеть предупредительных выстрелов, поскольку он летел в хвосте и стрелял обычными снарядами — трассирующих не было. А на частоту радиосвязи с гражданскими самолетами Осипович не выходил.

Странной выглядит позиция американской стороны. Военные США молчаливо наблюдали, как пассажирский самолет с американцами на борту летит в сторону советских секретных военных объектов. Отсюда и версии о заранее спланированной провокации.

Любители конспирологии также обращают внимание на то, что в море, где упали обломки, советские водолазы так и не нашли ни одного тела. А на борту "боинга" были 269 человек. Скептиков это, впрочем, не удивляет — глубина 200 метров, течение и морские обитатели, по их мнению, сделали свое дело.
Источник: ДИЛЕТАНТ