вівторок, липня 08, 2014

«МЫ ДОЛЖНЫ ПРЕДОСТАВИТЬ ПРОТИВОТАНКОВОЕ И ПРОТИВОВОЗДУШНОЕ ОРУЖИЕ УКРАИНЕ, А ТАКЖЕ ПОМОЧЬ ОБЕСПЕЧИТЬ КОНТРОЛЬ НА ГРАНИЦЕ»

Бывшего американского посла в Украине, члена Атлантического совета Джона ХЕРБСТА удалось встретить на приеме по случаю Дня независимости в резиденции США на Подоле. И пан Хербст сразу согласился дать интервью газете «День». Следует отметить, что экс-посол в последнее время весьма активно отслеживает украинский кризис и публикует статьи, в которых выражает поддержку Украине и дает рекомендации американской администрации, как действовать в этой ситуации.

«ЕС ПРОДЕМОНСТРИРОВАЛ ТРУСЛИВОСТЬ, ПРОИГНОРИРОВАВ ФАКТ НАРАЩИВАНИЯ ПОСТАВОК РОССИЙСКОГО ВООРУЖЕНИЯ...»

— Пан Хербст, почему ни Европа, ни США самостоятельно не решаются ввести третий раунд санкций против России, которая никак не хочет деэскалировать ситуацию на востоке Украины?
— Прежде всего, я больше не являюсь официальным представителем американского правительства, а частным гражданином, который входит в Американский совет. США верят, и они в этом правы, что санкции будут более эффективны, если Европейские Союз и Соединенные Штаты будут действовать вместе. Поэтому я понимаю, почему президент хотел бы убедить ЕС вместе вводить санкции против России. Действительно, санкции против Кремля должны быть введены, так как Россия не только не прекратила агрессию против Украины во время прекращения огня, а наоборот — увеличила, позволив десяткам танков, системам огня «град», системам противовоздушной обороны, а также многим боевикам попасть в Украину.
Я считаю, что ЕС продемонстрировал трусливость, проигнорировав факт наращивания поставок российских вооружений в Украину во время прекращения огня.

Они установили для России дедлайн, чтобы прекратить агрессию против Украины, но эта агрессия не только не прекратилась, а увеличилась, и Евросоюз заявляет, что мы ничего не можем с этим поделать. И это очень серьезная ошибка.
И что теперь делать?
— Если Соединенные Штаты смогут убедить Евросоюз сделать правильные и честные шаги, это было бы замечательно. И сейчас это выглядит маловероятным. Возможно, США могут рассмотреть вариант введения санкции самостоятельно. И я лично считаю, что это была бы очень хорошая идея. И буду работать над этим вопросом в Вашингтоне.

«ЕВРОПА ПОКАЗАЛА, ЧТО ОНА ОТДАЕТ ПРЕИМУЩЕСТВО ДЕНЬГАМ ПЕРЕД ПРИНЦИПАМИ»

И какие это могут быть санкции?
— Соединенные Штаты имеют возможность самостоятельно ввести разрушительные санкции против России. В свое время мы решили, что Иран не может использовать американский доллар в своих экономических транзакциях. Мы можем то же самое сделать с Россией, и любой финансовый институт в мире, который осуществляет транзакции с Россией в долларах, станет объектом американских санкций.
Почему бы это не сделать сейчас?
— Да, я считаю это очень хорошей идеей. На мой взгляд, администрация Обамы будет считать ее слишком радикальной. И нам нужно помочь убедить администрацию в том, что это хорошая идея.
Почему ЕС не хочет в данных обстоятельствах ввести подобные санкции относительно России?
— Европейцы не хотят нанести вред своим бизнес-интересам с Россией. И таким образом они недооценивают эту огромную агрессию, нарушающую международный порядок, особенно в Европе. Но я считаю, что в администрации Обамы понимают этот вызов. Но они хотят сейчас действовать вместе с Европой кооперативным способом. А Европа показала, что она отдает преимущество деньгам перед принципами. И нам нужно убедить их, чтобы они действовали более объективно. Именно так я смотрю на это.
Что вы скажете о последних договоренностях в Берлине относительно мирного урегулирования на Донбассе?
— Здесь все просто. Если Путин хочет мирного решения кризиса, тогда будет мирное решение. Ведь без российских денег, российского вооружения, российских боевиков не было бы искусственного конфликта на востоке Украины. Это проблема, которая была создана в Кремле.

«МЫ ДОЛЖНЫ ПРЕДОСТАВИТЬ ПРОТИВОТАНКОВОЕ И ПРОТИВОВОЗДУШНОЕ ОРУЖИЕ УКРАИНЕ, А ТАКЖЕ ПОМОЧЬ ОБЕСПЕЧИТЬ КОНТРОЛЬ НА ГРАНИЦЕ»

Но вы, наверное, слышали, что Президент Украины Петр Порошенко попросил США подписать соглашение наподобие ленд-лиза и безопасностный договор между Украиной и США. Можете это прокомментировать?
— Мое личное мнение, и я говорил об этом публично на протяжении нескольких месяцев: мы должны предоставить противотанковое и противовоздушное оружие Украине, а также помочь обеспечить контроль на границе. И, возможно, нам нужно рассмотреть вопрос поставки Украине вертолетов. Это мое личное мнение, и я буду работать, чтобы помочь сформировать американскую политику, которая будет это реализовывать.
А разве не могут ее реализовать республиканцы, доминирующие в Палате представителей?
— Возможно, и они этому будут способствовать. Это было бы то, что я был бы рад увидеть.
Обама в прошлом месяце заявил, что к саммиту в Вельсе будет подготовлен план по поддержке Европы, в котором не была упомянута Украина. Но этот план может быть запоздалым, учитывая агрессивность России. Что скажете на это?
— Это проблема, которая нуждается в срочном внимании, и мы будем пытаться помочь, чтобы быть уверенными, что потребности Украины в военной поддержке получат такое внимание.
Но я возвращаюсь к вопросу: почему нельзя сейчас подписать безопасностное соглашение между Украиной и США, которое могло бы реально обеспечить территориальную целостность нашей страны? Эксперты считают, что это легко сделать.
— Я бы сказал, что администрация Обамы будет весьма осторожной относительно этого. Но я ничего не знаю об этом. И мне нужно самому исследовать этот вопрос. Или, другими словами, я не знаю достаточно, чтобы сейчас выразить компетентное мнение.

«УКРАИНСКИЕ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ ИМЕЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ОСТАНОВИТЬ РОССИЙСКУЮ АГРЕССИЮ НА ВОСТОКЕ СТРАНЫ НА ДАННОМ ЭТАПЕ»

Но мы знаем, что подобное безопасностное соглашение существует между США и Японией?
— Я понимаю, но мне нужно изучить этот вопрос.
Пан Хербст, вы были в Украине несколько дней, встречались со многими политиками, что вы думаете о возобновлении антитеррористической операции?
— Я считаю, что украинские службы безопасности имеют возможность остановить российскую агрессию на Востоке страны на данном этапе. Но им нужна помощь, если Кремль решит отправить в Украину еще 20, 30 или 50 танков и больше систем «Град», а также тысячи боевиков.
Или военные вертолеты...
— Да, это правильно. Именно поэтому Украина требует от Запада серьезных санкций, чтобы Россия все это остановила, а также некоторую военную поддержку.

«Я НАДЕЮСЬ, ЧТО В ЕС ПОЧУВСТВУЮТ СМЯТЕНИЕ ИЗ-ЗА СВОЕЙ ОЧЕНЬ СЛАБОЙ ПОЗИЦИИ И ЖЕЛАНИЯ ПРОДАВАТЬ ОРУЖИЕ АГРЕССОРАМ»

Верите ли вы в то, что могут быть серьезные санкции со стороны ЕС и США?
— Я вновь подчеркну, что Европа была безответственной в этом кризисе. Я надеюсь, что она изменит свое мнение. Надеюсь, что в ЕС почувствуют смятение из-за своей очень слабой позиции и желания продавать оружие агрессорам. Но нам нужно над этим работать. Европа очень важна, канцлер Меркель, разумеется, является сильным лидером. И президент Олланд также сильный лидер. И мы должны им помочь, их нынешняя политика является политикой слабости, и не только для Украины, но и для Европы.
Но сами французы в интервью мне говорили, что Олланд слабый политик...
— Давайте поможем ему быть сильным и принимать правильные решения. В частности, не поставлять России вертолетоносцы «Мистраль». Как вариант — корабли может закупить НАТО, чтобы задействовать их, например, в Балтийском море.

О ПРЕЗИДЕНТСКИХ ШАНСАХ ПАНИ КЛИНТОН

На днях Хиллари Клинтон будет презентовать свою книгу «Тяжелый выбор» в Европе. Как известно, она и нынешний вице-президент Джо Байден считаются кандидатами в президенты от Демократической партии. Что вы думаете о шансах пани Клинтон стать следующим президентом?
— Она очень способный политик. Она проявила себя как компетентный государственный секретарь. Считаю, что она понимает проблему, с которой столкнулась Украина в противостоянии с очень агрессивным Кремлем. Но я не уверен относительно большего. Я не являюсь советником пани Клинтон.
Вместе с тем должен признать, что она также является очень эффективным политиком. Но у нее проблема: экономика не очень в хорошем состоянии после шести лет пребывания в Белом доме президента-демократа. Поэтому не знаю. Лучше можно будет понять ее шансы через год.
Как правило, в США представитель одной партии не может более двух раз занимать должность президента.
— Да, это правильно. Так часто случается. Но сейчас слишком рано, чтобы выразить компетентное мнение по этому поводу.
А кто может быть достойным кандидатом от Республиканской партии, чтобы победить на выборах в 2016 году?
— Среди таких кандидатов, к которым сейчас проявляется интерес, это пан Рубио, пан Круз, пан Рэнд. Но до выборов остается два с половиной года, поэтому сейчас слишком рано говорить об их шансах.
Мыкола СИРУК, «День»