Что
делать с нелояльным населением Донбасса? Ничего. Не нужно их никак
наказывать, унижать, воспитывать. Ничего с ними не нужно делать - пусть
живут, здравствуют, процветают, продают и покупают наркотики, поступают в
университеты, спиваются, рожают детей, ходят в церковь и изменяют
супругам. Они - такие же, как и все мы, просто смотрели другой
телевизор. Пусть живут.
Более того, жители Донбасса не виноваты, что смотрели не тот телевизор. По себе знаю, что ОРТ почти всегда можно было поймать на польскую антенну. И оно хорошо показывало, там новости профессионально и с пафосом сделаны, студия красивая, ведущая четкая всегда была. Мелодия эта: тым! тым-тым-тым-тым-тыдыыым! Внушало. А потом ОРТ стало привычно смотреть. Я сам смотрел - не потому, что нравилось содержание (я его % на 88 не понимал), а потому что красиво было. На фоне УТ-1, УТ-2 и потом даже Интера. Интер всегда старался быть похожим на ОРТ, даже в какой-то момент стал этим самым ОРТ, но благодаря вторичности всегда проигрывал в красоте и пафосе.
Люди чувствуют основательность и профессионализм. Все любят и делают евроремонты, потому что это красиво, чистенько, светло, профессионально. И слово не случайно придумали для этого ремонта с европриставкой, потому что знают, что евро красивее того, что люди в окно видят и тем более красивее обычной человеческой спальни с ковром на стене. Не назвали же этот ремонт совкоремонтом, сталиноремонтом или россияремонтом, правда? И никто на Донбассе не заказывает советский ремонт, не предлагает услуги по выкрашиванию пола краской, не дизайнерит салфетки на телевизор, на которые потом ваза ставится. Евроремонт не назвали русичемонтом, потому что человеку на самом деле присуще чувство прекрасного, и он понимает, что то, что было при совке в квартире - это ад, от которого кровоточат глаза.
В 90-ые таким адом был украинский телевизор. Смотреть ОРТ было приятней, чем украинские каналы в разы. Хотя это были и не евроновости и пускай там постоянно что-то взрывалось, постоянно рассказывали не про твоего президента, как будто тебе до этого было дело, в конце всегда был сюжет из разваливающегося пополам Вашингтона, а на посошок - про мужчину-омича, связавшего из лобковых волос жене свитер, став почетным гражданином города. Зато сюжеты красиво сделаны, правильно поставлены - как кино смотришь и каждый раз знаешь, что будет хэппи-энд. Ну и, главное, по-русски было, а к украинскому нужно было привыкать. А зачем лишний напряг? Только не нужно про патриотизм. Спасибо.
Люди в своем большинстве думают то, что в говорят телевизоре. Что слышат, то и говорят. Что видят – то и пересказывают. Вот сейчас много роликов с мнениями жителей Славянска, Краматорска. Совершенно неинтересно это все смотреть. Эти люди не порождают смыслов, кроме тех случаев, когда они в пьяном угаре порождают мемы для ютьюба. Не могут ни одного случая конкретного пересказать. Конкретного мышления нет совсем. Одна вода. Вода, вода, вода. Социологи про эту проблему очень хорошо знают, они когда людей спрашивают что улучшилось/ухудшилось за последние полгода в вашем микрорайоне, им чаще всего отвечают: благоустройство. Что конкретно – большинство сказать не может. Благоустройство. Потому что так по телевизору говорят.
Все новые смыслы обычных людей связаны с тем, что люди путают между собой старые смыслы - субъект от одного смысла, предикат от другого. То есть случайно. Настоящие же смыслы порождают элиты, а люди их лишь репродуцируют.
И главная элита - это телевизор. То, что за телевизором тоже кто-то стоит - это, конечно, тоже важно. Безусловно. Но вот то, что в телевизоре - это и есть элита, на которую ориентируется человек. Это смысловая элита. Самая главная из элит. На местном уровне эта элита материализуется в конкретных людей. Конкретные люди эти смыслы развивают, поясняют, доказывают на практике. Как умеют, так и доказывают. Конкретные люди на местном уровне эти элитарные смыслы олицетворяют.
Единственная проблема для этой схемы доминирования элитарных смыслов из телевизора - это то, что бывают и другие элиты. Элиты-андердоги. Андердог, в покере - это игрок, имеющий заведомо худшую руку, чем его оппонент. У андердога карта слабее и шансов на усиление совсем немного. Тем не менее, андердоги иногда побеждают. Но побеждают не случайно.
Майдан - победа андердога. Победа культурной элиты, которая заведомо слабее элиты политической. Именно политическая элита представлена в телевизоре. Культурная же элита в телевизоре замещена фантомом элиты – попсой, которая просто фон для политической элиты, чтобы было ясно, что есть еще большие дегенераты, чем политики.
Однако на стороне культурной элиты есть важный джокер, не сразу заметный, но очень сильный. Культурная элита исторически права. И если политическая элита с культурной не считается, не прислушивается к ней, то в конце концов она проигрывает. Не в 2004-ом, так в 2014-ом, не в 2014-ом, так проиграла бы через год-два, но с еще большей кровью.
Майдан победил. Но победил пока что в первую очередь Януковича. Рвануло там, где слабее. Культурная элита слишком слаба в нашей стране, чтобы бороть сразу всю политическую элиту, потому завалила соперника по силе – Овоща-Франкенштейна. То есть культурная элита, смыслы порождаемые культурной элитой, победили смыслы Януковича. Вот, образно, произошло вот что: Ёлка на Майдане победила Золотой Батон.
То, что культурная элита победила Януковича, а не всю политическую элиту, стало ясно практически сразу же – на выборах президента. Президентом стал человек, который лучше всех был представлен в телевизоре, хотя об этом человеке никто не говорил на Майдане, он никому не был нужен, никого не олицетворял. Просто был порожден элитарный смысл президентствования Порошенко. Президентом не стал Ярош, им не стала Богомолец, даже баллотироваться не стал Парубий, Садовой, whoever, даже Яценюк с Турчиновым не стали, не стал Кличко. Стал Порошенко. Не важно, хорошо это или плохо, правильно или не правильно. Суть лишь в том, что победил тот, кто был в телевизоре, а не тот, кого могла бы поддержать культурная элита всем сердцем. Ее даже не спросили.
Более того, жители Донбасса не виноваты, что смотрели не тот телевизор. По себе знаю, что ОРТ почти всегда можно было поймать на польскую антенну. И оно хорошо показывало, там новости профессионально и с пафосом сделаны, студия красивая, ведущая четкая всегда была. Мелодия эта: тым! тым-тым-тым-тым-тыдыыым! Внушало. А потом ОРТ стало привычно смотреть. Я сам смотрел - не потому, что нравилось содержание (я его % на 88 не понимал), а потому что красиво было. На фоне УТ-1, УТ-2 и потом даже Интера. Интер всегда старался быть похожим на ОРТ, даже в какой-то момент стал этим самым ОРТ, но благодаря вторичности всегда проигрывал в красоте и пафосе.
Люди чувствуют основательность и профессионализм. Все любят и делают евроремонты, потому что это красиво, чистенько, светло, профессионально. И слово не случайно придумали для этого ремонта с европриставкой, потому что знают, что евро красивее того, что люди в окно видят и тем более красивее обычной человеческой спальни с ковром на стене. Не назвали же этот ремонт совкоремонтом, сталиноремонтом или россияремонтом, правда? И никто на Донбассе не заказывает советский ремонт, не предлагает услуги по выкрашиванию пола краской, не дизайнерит салфетки на телевизор, на которые потом ваза ставится. Евроремонт не назвали русичемонтом, потому что человеку на самом деле присуще чувство прекрасного, и он понимает, что то, что было при совке в квартире - это ад, от которого кровоточат глаза.
В 90-ые таким адом был украинский телевизор. Смотреть ОРТ было приятней, чем украинские каналы в разы. Хотя это были и не евроновости и пускай там постоянно что-то взрывалось, постоянно рассказывали не про твоего президента, как будто тебе до этого было дело, в конце всегда был сюжет из разваливающегося пополам Вашингтона, а на посошок - про мужчину-омича, связавшего из лобковых волос жене свитер, став почетным гражданином города. Зато сюжеты красиво сделаны, правильно поставлены - как кино смотришь и каждый раз знаешь, что будет хэппи-энд. Ну и, главное, по-русски было, а к украинскому нужно было привыкать. А зачем лишний напряг? Только не нужно про патриотизм. Спасибо.
Люди в своем большинстве думают то, что в говорят телевизоре. Что слышат, то и говорят. Что видят – то и пересказывают. Вот сейчас много роликов с мнениями жителей Славянска, Краматорска. Совершенно неинтересно это все смотреть. Эти люди не порождают смыслов, кроме тех случаев, когда они в пьяном угаре порождают мемы для ютьюба. Не могут ни одного случая конкретного пересказать. Конкретного мышления нет совсем. Одна вода. Вода, вода, вода. Социологи про эту проблему очень хорошо знают, они когда людей спрашивают что улучшилось/ухудшилось за последние полгода в вашем микрорайоне, им чаще всего отвечают: благоустройство. Что конкретно – большинство сказать не может. Благоустройство. Потому что так по телевизору говорят.
Все новые смыслы обычных людей связаны с тем, что люди путают между собой старые смыслы - субъект от одного смысла, предикат от другого. То есть случайно. Настоящие же смыслы порождают элиты, а люди их лишь репродуцируют.
И главная элита - это телевизор. То, что за телевизором тоже кто-то стоит - это, конечно, тоже важно. Безусловно. Но вот то, что в телевизоре - это и есть элита, на которую ориентируется человек. Это смысловая элита. Самая главная из элит. На местном уровне эта элита материализуется в конкретных людей. Конкретные люди эти смыслы развивают, поясняют, доказывают на практике. Как умеют, так и доказывают. Конкретные люди на местном уровне эти элитарные смыслы олицетворяют.
Единственная проблема для этой схемы доминирования элитарных смыслов из телевизора - это то, что бывают и другие элиты. Элиты-андердоги. Андердог, в покере - это игрок, имеющий заведомо худшую руку, чем его оппонент. У андердога карта слабее и шансов на усиление совсем немного. Тем не менее, андердоги иногда побеждают. Но побеждают не случайно.
Майдан - победа андердога. Победа культурной элиты, которая заведомо слабее элиты политической. Именно политическая элита представлена в телевизоре. Культурная же элита в телевизоре замещена фантомом элиты – попсой, которая просто фон для политической элиты, чтобы было ясно, что есть еще большие дегенераты, чем политики.
Однако на стороне культурной элиты есть важный джокер, не сразу заметный, но очень сильный. Культурная элита исторически права. И если политическая элита с культурной не считается, не прислушивается к ней, то в конце концов она проигрывает. Не в 2004-ом, так в 2014-ом, не в 2014-ом, так проиграла бы через год-два, но с еще большей кровью.
Майдан победил. Но победил пока что в первую очередь Януковича. Рвануло там, где слабее. Культурная элита слишком слаба в нашей стране, чтобы бороть сразу всю политическую элиту, потому завалила соперника по силе – Овоща-Франкенштейна. То есть культурная элита, смыслы порождаемые культурной элитой, победили смыслы Януковича. Вот, образно, произошло вот что: Ёлка на Майдане победила Золотой Батон.
То, что культурная элита победила Януковича, а не всю политическую элиту, стало ясно практически сразу же – на выборах президента. Президентом стал человек, который лучше всех был представлен в телевизоре, хотя об этом человеке никто не говорил на Майдане, он никому не был нужен, никого не олицетворял. Просто был порожден элитарный смысл президентствования Порошенко. Президентом не стал Ярош, им не стала Богомолец, даже баллотироваться не стал Парубий, Садовой, whoever, даже Яценюк с Турчиновым не стали, не стал Кличко. Стал Порошенко. Не важно, хорошо это или плохо, правильно или не правильно. Суть лишь в том, что победил тот, кто был в телевизоре, а не тот, кого могла бы поддержать культурная элита всем сердцем. Ее даже не спросили.
Если и дальше не будут спрашивать – рванет еще раз.
Так вот, новый телевизор, если он случится или продолжится, эволюционирует и займет позиции, очень быстро создаст на Востоке новый элитарный миф – миф единой Украины, предательской России, покаявшихся террористов, радушных западенцев, минутного помутнения людей Донбасса, и уже через полгода три из четырех жителей Востока будут уверены, что никогда не поддерживали ДНР, ЛНР и КНДР, никогда не слышали про правосеков, большинство даже будет уверено, что они помогали украинской армии выгнать чеченцев со своей земли. Новый миф создаст запрос на новые элиты. И эти элиты очень быстро материализуются. В большинстве даже из прошлых элит, которые просто мимикрируют под необходимую мифологию ради власти, а не наоборот.
Единственная проблема, которая так и останется нерешенной для Востока и которую реально придется решать радикально – откуда взять элиты-андердоги. На Востоке нет никаких предохранителей, не сформированы культурные элиты. Культурные элиты Донецка до Майдана – бастарды политических элит. Сейчас с падением рейтинга Партии Регионов, а вскоре мы узнаем, что и России то же окажется, что и элит никаких нет. Есть культурные люди, есть гениальные люди, они всегда были и никогда не закончатся. Но чтобы эти люди стали элитой с правой слова необходим импульс – их нужно срочно пускать в телевизор, хоть на какое-то время. Всех этих людей, всех культурных людей Донбасса необходимо срочно легитимировать, актуализировать в информационном пространстве. Чтобы на следующем Майдане говорили не фрики, а авторитеты (хотя это будут одни и те же люди).
А людей не троньте, не троньте людей. Просто включите им правильный телевизор.
Так вот, новый телевизор, если он случится или продолжится, эволюционирует и займет позиции, очень быстро создаст на Востоке новый элитарный миф – миф единой Украины, предательской России, покаявшихся террористов, радушных западенцев, минутного помутнения людей Донбасса, и уже через полгода три из четырех жителей Востока будут уверены, что никогда не поддерживали ДНР, ЛНР и КНДР, никогда не слышали про правосеков, большинство даже будет уверено, что они помогали украинской армии выгнать чеченцев со своей земли. Новый миф создаст запрос на новые элиты. И эти элиты очень быстро материализуются. В большинстве даже из прошлых элит, которые просто мимикрируют под необходимую мифологию ради власти, а не наоборот.
Единственная проблема, которая так и останется нерешенной для Востока и которую реально придется решать радикально – откуда взять элиты-андердоги. На Востоке нет никаких предохранителей, не сформированы культурные элиты. Культурные элиты Донецка до Майдана – бастарды политических элит. Сейчас с падением рейтинга Партии Регионов, а вскоре мы узнаем, что и России то же окажется, что и элит никаких нет. Есть культурные люди, есть гениальные люди, они всегда были и никогда не закончатся. Но чтобы эти люди стали элитой с правой слова необходим импульс – их нужно срочно пускать в телевизор, хоть на какое-то время. Всех этих людей, всех культурных людей Донбасса необходимо срочно легитимировать, актуализировать в информационном пространстве. Чтобы на следующем Майдане говорили не фрики, а авторитеты (хотя это будут одни и те же люди).
А людей не троньте, не троньте людей. Просто включите им правильный телевизор.