Мужественным морякам подводникам Посвящается.
В годы войны в рядах ВМФ было немало кораблей малого
водоизмещения, так называемого прибрежного действия. Такими были и подводные
лодки типа «М», они внесли весомый вклад в нашу Победу на море. Об одной из них «М-171» Северного
флота небольшой рассказ ниже.
Основные тактико-технические
данные «М-171»: водоизмещение 206,5/258 тонн, длина 44,5 м., ширина 3,3 м.,
осадка 3 м., скорость хода надводная 13,2 узл., подводная 8,2 узл. Вооружение:
два носовых 533 мм торпедных аппарата, одно 45-мм орудие и два 7,62-мм
пулемёта. Экипаж 20 человек.
Лодка участвовала в боевых
действиях в период советско-финляндской войны. Но особенно она отличилась в
годы Великой Отечественной войны, защищая наше Заполярье. 29 выходов совершила
«М-171» на коммуникации противника, потопила 16
транспортов и боевых корабля врага (в том числе две подлодки, два
тральщика и один сторожевой корабль).
Выполняя боевые задания,
«М-171» прорывалась через узкие проливы во вражеские военно-морские базы,
атакуя разгружающиеся там у причалов военные транспортные суда.
Немало испытаний выпало на
долю «малютки». Часами бомбили её вражеские корабли. За лодкой охотились
самолёты противника, попадала она и во вражеские противолодочные сети. Но
экипаж лодки мужественно преодолел все невзгоды войны и вышел победителем. Его
девизом был лозунг – Выдержало бы железо, а подводники всё выдержат! И техника
не подвела.
Смелым и рискованным был
поход подводной лодки 2 октября 1941 г. Командир «М-171» В. Стариков получил
радиограмму, что вражеский конвой из двух транспортов в охранении шести сторожевых катеров прошёл в
Петсамский залив. Стариков принял дерзкое решение. «М-171» скрытно проникла
через узкий пролив в хорошо охраняемую гавань Линахамари и двумя дорпедами
атакавала транспорты, стоящие у причала. Торпеды точно попали в цель…
Лодка ушла на глубину и
пошла на выход из гавани, где уже рыскали сторожевики, забрасывая гавань
глубинными бомбами. На обратном пути из гавани «малютка» попала в
противолодочную сеть. Положение казалось безвыходным. Но никто из подводников
не дрогнул. Неоднократные попытки прорвать сеть или поднырнуть под неё успеха
не имели. Дышать в лодке становилось труднее, садились аккумуляторные
батареи. Тогда В. Стариков принял
решение всплыть и пройти над сетью. Если придётся, вступить в артиллерийский
бой с врагом, а при угрозе захвата лодки врагом – взорвать её. О своём решении
командир сообщил экипажу, который поддержал его.
После двухчасовой упорной и
напряжённой борьбы с вражескими сторожевиками, дождавшись прилива, лодка
подвсплыла, перевалила через сеть и оторвалась от преследования… Возвращаясь в
родную базу Полярное, по установившейся традиции экипаж «малютки» возвестил о
своей победе двумя артиллерийскими выстрелами. К январю 1942 года на боевом
счету экипажа было семь транспортов противника.
3 апреля 1942 г. экипаж
подводной лодки «М-171» за отвагу, проявленную в боях с немецко-фашистскими
захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность был
преобразован в гвардейский. Командиру подводной лодки Валентину Георгиевичу
Старикову Указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание Героя
Советского Союза.
Р. S.
«М-171» (бывшая «М-87») 12 серии была построена ы 1937 г. Успешно прошла всю войну в составе СФ.
Исключена из списков ВМФ в 1960 году.
ВАДИМ КУЛИНЧЕНКО
капитан 1 ранга в
отставке, ветеран-подводник.