середу, січня 11, 2017

По заветам предков: Ордынским ходом к последнему морю. О феномене "русской культуры"

Как там говорил Геббельс: "Когда я слышу слово "культура" - я хватаюсь за пистолет." Ну, по крайней мере, честно. Ну, не нужна была нацистам культура. Та её часть, которая не соответствовала их единственно верному учению. Потому и книги непотребные жгли, и писателей, кто пишет не так и не то, сажали, вместе с прочими художниками и композиторами. Параллельно со строительством социализма национального, в другой стране строили свой социализм и тоже имели весьма своеобразные представления о культуре, и также не жаловали тех, кто мешал таковой правильно процветать.
Впрочем, в обоих фаш..., простите, социалистических государствах, искусство, равно как и культура принадлежали народу. За народ, понятное дело, решали специально поставленные товарищи, что именно должно ему принадлежать, а что, по причине полной ненадобности, более того - вредоносности, должно быть уничтожено вместе с его же создателями. Оставалось не так уж много, ибо уложиться в прокрустово ложе государственных идеологий было очень непросто. Есть у них, у идеологий, такая интересная особенность как-то так резко снижать спектр возможных мнений, вкусов, пристрастий. Плюс, не потерял актуальности бессмертный тезис, высказанный арабским военачальником по поводу александрийской библиотеки: "Если в этих книгах сказано то же, что и в Коране - они бесполезны, а если что-то, чего нет - вредны". Здесь снова есть смысл поговорить о феномене, именуемой русской культурой, а также, по поводу того, почему средневековье в Германию так и не вернулось, а в Советском Союзе и нынешней России наступает стремительно. Что касается немцев, то здесь всё просто - они отказались от идеологии и всё как-то рассосалось само собой. Впрочем, мало сказать - отказались, им в массе своей, безумно стыдно за этот период торжества их варианта единственно верного учения. Кстати, в чём заключается основное, на мой взгляд, различие, между государством тоталитарным и авторитарным? Авторитарное просто не даёт гражданам лезть в политику, в то же время абсолютно не интересуясь их частной жизнью. Авторитарные режимы, как правило, лишены идеологии, даже если официально провозглашается иное. Пример тому - нынешний Китай. Тоталитарные режимы - другое дело, ибо базируются на идеологии, не важно какой, - национальной, коммунистической, религиозной, или же их причудливой смеси. Идеология же, в свою очередь, ставит частную, личную жизнь человека в чёткие рамки и бдительно следит, чтобы человек не покидал их пределы. Более того, государство требует от подданного активного участия в многочисленных ритуалах и действах, связанных с этой самой идеологией и постоянных подтверждений верности. Искренность здесь не так важна, как мы помним из того же советского опыта - о желании участвовать в этих ритуалах никто не спрашивал. Здесь и появляется тот самый запрос власти на тот суррогат, который заменяет культуру при тоталитаризме. И Гитлер, и Сталин, и приставленный к искусству Жданов, и Хрущёв, в более вегетарианские времена, вполне искренне говорили о том, что это самое, принадлежащее народу искусство и должно быть таким - понятным и легко воспринимаемым самыми примитивными и малообразованными людьми. Отсюда и те фильмы и книги с ходульными положительными персонажами и опереточными злодеями, назидательные и морализирующие, приближающиеся в этом плане к соответствующей религиозной литературе. То есть искусством здесь и не пахло. Жалкие остатки реальной культуры и искусства, в лучшем случае терпели, и именно они вызывали неудержимое желание Геббельсов со Ждановыми схватиться за пистолет. Единственная возможность делать что-то реально хорошее, живое, интересное - предварительно отработав положенное количество трудодней на ниве официальной "культуры". Либо создавать что-либо в стол. Маргинализироваться, как в случае с теми же Ахматовой и Зощенко. А самое вероятное - вообще сгинуть в концлагере или расстрельном подвале, как Бабель или Мандельштам. Ну и закономерный результат - интеллектуальная деградация общества, и как эффект снежного кома - общее одичание во всех сторонах жизни, включая науку и технологии. Возвращение Средневековья с присущим ему одичанием и ожесточением. Немцы, повторюсь, преодолели всё это - слишком короток был период тоталитаризма, слишком жестоким поражение в войне, очень уж глубока была европейская культурная традиция. Плюс, разбуженная у нации совесть и стыд за всё содеянное - за Холокост, за 50 миллионов погибших. России здесь традиционно не повезло. Патриархальный народ, перманентно находившийся в рабском положении, азиатский по образу мышления, исповедующий одну из наиболее архаичных форм христианства, был просто законсервирован в таком состоянии, ибо уже был полностью морально готов к большевистскому тоталитаризму. И большевики заранее позаботились - вспомните сколько Ленин накропал статеек по поводу отношений и взаимодействия режима и литераторов. Всё это, конечно, более чем закономерно и причины лежат на поверхности. Подлинное искусство, общая эрудиция, принятие многообразия мира, как должного и естественного, заставляет думать, анализировать, сопоставлять. Что власти абсолютно не нужно. Чем проще, тем лучше. Не случайно же Жданов, поучая композиторов, говорил, что лучшая музыка, это та, которую можно легко напеть. И здесь же, кстати, в этом стремлении к максимальной простоте - одна из причин обречённости тоталитаризма. Отучившаяся думать и анализировать нация деградирует во всех отношениях. Что и произошло в Советском Союзе. Более того, в силу ограниченности руководства, начинаются гонения и на науку, лишь усугубляя картину упадка. Как это и произошло с теми же генетикой и кибернетикой. Тоталитарные вожди не могут не мыслить архаично, не быть людьми "из прошлого". Гитлер, черпающий вдохновение из истории древних германцев, Сталин - кавказский уголовник, нынешняя российская власть, пытающаяся создать новую идеологию на смеси самого чёрного национализма (читай - нацизма) и религии в её весьма средневековых, диких формах. Единственное, что несколько замедляет полный и окончательный возврат Средних Веков - это особенности нынешнего времени, необычайно быстрое распространение информации и открытость мира. Но над этим тоже уже работают. Не будем обольщаться. Орда была и есть. И потомкам Чингисхана думающие и образованные не нужны. Именно поэтому государственное образование рухнуло ниже самых плохих советских образцов, при пока ещё существующем доступе к информации, общий уровень развития нового поколения чрезвычайно низок. Идёт борьба с любыми нестандартными поисками в искусстве, под видом оскорбления чувств верующих. Что можно, вообще требовать от культуры, если министром её является Мединский? Если дикость населения поощряется и культивируется, если православные "активисты" с молчаливого одобрения властей преследуют режиссёров, артистов, художников, если снова запылали костры из книг? Если снова процветает религиозный фанатизм, а история цивилизации искажается. Весь мир - русская земля. Гипербореи, русские, именно они, стоят у истоков цивилизации. Только вот цивилизация бежит из России. Бегут учёные. Остаются Петрики, обласканные властью. Средние века - время алхимиков. Не просто Средние века. Средние века азиатские - время Орды. Время Русского Мира - новая инкарнация похода "к последнему морю". Время озверевшей толпы, массовой истерии "Антимайдана" и камланий по поводу годовщины агрессии. И если древние деспоты выбивали историю своих побед на камне, нынешние хвастаются ими с экранов телевизоров. Только вот, вместо луков и сабель, у нынешних дикарей есть атомное оружие. Нельзя себя успокаивать тем, что мрак там ещё не опустился окончательно. Процесс идёт неумолимо. Четверть населения, верящая, что Солнце вращается вокруг Земли, миллионы в очереди к "дарам волхвов", толпы, жаждущие приложиться к портрету диктатора - ещё примеры? Несть им числа. Почитайте, пока там ещё есть Интернет. И снова - плевать бы на них, если бы не одно "Но". Они снова собрались "к последнему морю", а значит их надо остановить. Карфаген должен быть разрушен.
Carthago Delenda Est. flavius-aetius1

Немає коментарів: