Власть постоянно давала понять, что несмотря ни на какую "оттепель", никому ничего не гарантирует, рамки дозволенного будет определять сама и, если сочтет нужным, ни перед чем не остановится. На одной из встреч с творческой интеллигенцией Хрущев заявил: "Имейте в виду, сажать мы не разучились!".
Как показала новочеркасская трагедия, стрелять в миное население большевики тоже не разучились. В начале 1960-х годов в стране произошел продовольственный кризис, вызванный, помимо неэффективной колхозной системы и непосильных расходов на армию и космос, инициированной Хрущевым "кукурузной кампанией".
В 1961 году советское правительство впервые закупило пшеницу в Канаде. Людей особенно возмущало ухудшение продовольственного положения на фоне пропагандистской кампании развернутой в СМИ. Портреты и пространные речи Хрущева не сходили с газетных полос, а из радиоприемников неслась развеселая песенка "Кукуруза не обуза, урожай всегда дает!".
17 мая 1962 года правительство издало постановление о повышении с 1 июня розничных цен на мясо и колбасу на 30%, масло - на 25%, причем объяснило это "просьбами трудящихся". Фраза "по просьбе трудящихся" вошла с тех пор в советский фольклор.
По данным КГБ, различные протестные выступления и расклеивание листовок пронеслись по всей стране. Произошло 58 стихийных забастовок и 12 уличных демонстраций. Но главная драма разыгралась в Новочеркасске.
Дирекция электровозостроительного завода (НЭВЗ) не придумала ничего лучше, чем совместить повышение цен с увеличением норм выработки, о котором объявили 31 мая. На практике эта мера снижала доходы рабочих-сдельщиков на 25-30 процентов.
Утром 1 июня около 200 рабочих сталелитейного цеха отказались приступить к работе, вышли во двор и принялись обсуждать невеселый вопрос: "На что жить дальше?". Около 11:00 они направились к заводоуправлению. По пути к ним присоединялись рабочие других цехов, так что перед зданием собралась примерно тысяча человек. Директор завода Борис Курочкин вступил с ними в пререкания и, завидев женщину, торговавшую пирожками, заявил: "Не хватает на мясо - ешьте пирожки с ливером!". По словам некоторых очевидцев, директор употребил слово "жрите". Возможно, ситуацию еще можно было "разрулить", но неудачная фраза взорвала толпу.
К вечеру о происходящем доложили Хрущеву, он позвонил секретарю местного обкома Басову, председателю КГБ Семичастному и министру обороны Малиновскому и потребовал "навести порядок". В Новочеркасск срочно вылетела группа из членов президиума (так тогда называлось политбюро) ЦК КПСС: Фрол Козлов, Анастас Микоян, Андрей Кириленко, Леонид Ильичев и Дмитрий Полянский, а также секретарь ЦК Александр Шелепин, зампредседателя КГБ Петр Ивашутин и срочно отозванный с учений командующий Северо-Кавказским военным округом Иса Плиев. За старшего был Козлов, считавшийся на тот момент вторым человеком в государстве и наиболее вероятным преемником Хрущева. Никто из московского начальства к народу не обратился. Уже после расстрела по местному радио прокрутили записи кратких выступлений Микояна и Козлова, которые возложили всю ответственность за случившееся на "уголовно-хулиганствующие элементы" и утверждали, будто войска действовали в ответ на "просьбы трудящихся" навести порядок.
https://bessmertnybarak.ru/article/ne_khvataet_deneg_na_myaso/
Немає коментарів:
Дописати коментар