субота, листопада 20, 2021

Последний поход апл К-27

 

Вячеслав Мазуренко 

Почти год простояла ПЛА "К-27" в Йоканьгской ВМБ, а затем была передислоцирована из Гремихи в г. Северодвинск на СМП к родному причалу откуда она уходила в свою короткую, но героическую жизнь. Все это время, несмотря на то, что от экипажа осталась одна треть, л/с содержал корабль в идеальном состоянии. Чистота царила такая, что как говорят очевидцы по поручням можно было спускаться в белых перчатках

. В 1976 г. была назначена очередная комиссия для проведения обследования состояния ЯЭУ и ПЛА в целом. Как итог - ПЛА "К-27" в 1977 г. исключена из боевого состава ВМФ, ее сдали на слом, а экипаж расформировали. Комиссия выступила с предложением, учитывая то, что на корабле стояли активные зоны с практически не выработанным ресурсом ядерного топлива, произвести в соответствии с требованиями МАГАТЭ затопление всего корабля на глубине не менее 4000 м. Демонтаж наиболее ценного оборудования, восстановление плавучести для буксировки ПЛА в полигон к месту захоронения, проведение мероприятий по обеспечению ядерной и радиационной безопасности командование решило поручить экипажу, который был сформирован в 1979 г. по минимальному штату. Все понимали, что пути назад нет и относились к этим работам с большой ответственностью. Демонтировали главные турбины и ряд ценных агрегатов, восстановили плавучесть ПЛА, Важным моментом было обеспечение приемлемой ядерной и радиационной безопасность ЯЭУ при хранении под водой. С этой целью ФЭИ и ОКБ "Гидропресс" рекомендовали закачать в незаполненные сплавом полости реакторов, парогенераторов, агрегатов и трубопроводов 1-го контура обоих бортов фурфурол - материал, который кристаллизуется и становится тверже гранита, а сам реакторный отсек залить твердеющей смесью битума и других долговечных материалов, превратив его в саркофаг для активных зон, в виде этакого "слоеного пирога, что и было выполнено. При этом гарантировалась экологическая безопасность в районе захоронения в течение 100 лет, кстати, 20 из них уже прошло. Экипаж навел идеальный порядок во всех отсеках ПЛА и после проверки аварийно-спасательной службой (АСС) она была отбуксирована в залив Степового, что на Новой Земле в Карском море. Руководил этой операцией начальник штаба 339 об ПЛ СФ капитан 1-го ранга Вячеслав Солнышкин. а функции Врио командира корабля исполнял командир БЧ-У капитан 2 ранга Иванов А.А. Вот как он вспоминает это событие: "В сентябре 1981 г. лодку отбуксировали в Карское море. Недалеко от северо-восточного берега Новой Земли было намечено место ее затопления. Открыли кингстоны, заполнили главную осушительную магистраль. Я поднялся на мостик, снял флаг и положил его за пазуху. Сходил с корабля последним. Вся моя жизнь практически была отдана этой подводой лодке... С буксира торопили криками и жестами, я прыгнул в шлюпку. Стальное тело лодки, каждый сантиметр которого мне был знаком, спокойно колыхалось совсем рядом. Я поцеловал его и, не выдержав, заплакал. Но субмарина не спешила тонуть: она все больше заваливалась на нос и, наконец застыла с задранным хвостовым оперением. Было ясно, что ее нос уперся в грунт.. А ведь длина лодки составляла всего 109 м, значит затопление, вопреки рекомендациям МАГАТЭ произвели на глубине примерно 33м. Оставить "К_27" в таком положении, конечно было невозможно, буксир-спасатель "наехал" на хвост, пробив балластные цистерны и вскоре вода сомкнулась над ней..." Это произошло 10.09.1981 г. в точке с координатами: 72°31" СШ и 55°30" ВД. ПЛА "К-27" стала навечно подводной лодкой. Вечная память тебе, дорогой мой корабль

Немає коментарів: