четвер, вересня 10, 2009

В.В.НАУМОВ(продолжение)

Рекомендация провести регенерацию сплава перед выходом,да еще к тому же ее необходимость,продемонстрированная отсутствием на корабле специалистов «науки» к назначенному сроку совсем не запрещает выход в море,тем более на 7-10 дней на контрольный выход перед боевой службой.Не сомневаюсь,что эта операция была бы проведена перед выходом на БС.
Удивляет отсутствие на контрольном выходе старшего начальника и перегруженность корабля дублерами из второго экипажа.Даже если в задачу входила отработка 2-го экипажа, а не предпологаемая мною проверка готовности корабля к боевой службе, и то на борту обязан был находиться старший начальник и специалисты штаба дивизии(Похоже они боялись апл К-27 как черт ладана) Возможно командир БЧ-5 и сделал запись о которой писал в своей повести Н.Г .Мормуль,однако он не имел права делать записи о неготовности БЧ-5 к походу из-за невыполнения регенерации сплава,так как операция не была ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ,а только РЕКОМЕНДУЕМОЙ, и если вся остальная техника была в строю,личный состав БЧ-5 полностью укомплектован и обучен,запасы пополнены и все здоровы,то запись в журнале выходов в море БЧ-5 готова к походу(выходу) подписанная Ивановым А.А и начальником электромеханической службы дивизии была правомерна и другой не должно было быть»»
Об облучении подводников…
Вы правильно подняли вопрос облучения людей на атомных подводных лодках в том числе и на апл К-27 и преступное отношение всех инстанций к этому вопросу.
Я за все время службы на атомных подводных лодках с 1963 по 1980 год никогда не имел никаких допусков ,учитывающих получения дозы облучения.Ну ладно когда я был подчиненный,но ведь 10 лет я командывал двумя атомными подводными лодками и ни разу не требовалось от начальников химслужб исполнения ими своих обязанностей в этом вопросе.
На 1-й и 3 –й флотилии еще как то велся дозконтроль и принимались элементарные меры радиационной безопасности в виде санпропусников и раздевалок.Что касается К-27,там в этом вопросе был полный бардак и анархия!
Выходя с корабля ,мы всегда несли на подошвах большие нормы распадов и приводили их в норму,потерев подошвы о камни пирса.
При наличии санпропусников шли мимо домой в РБ неся радиактивную грязь женам и детям,отстируя грязное РБ в домашних стиральных машинах. Необьяснимая расхлябанность,дурость и разгильдяйство,начинающаяся с самих себя и доходящая до верхов.Из переоблученных подводников делали «великую» тайну. Не глупость ли это?!

вівторок, вересня 08, 2009

НАУМОВ В.В.-(продолжение)

Были недостатки у экипажа К-27 при подготовке его к второму походу.Экипаж Леонова варился в собственном соку,так как бригада дизельных лодок в Гремихе была не в состоянии полноценно осуществить контроль за подготовкой экипажа и состоянием корабля в целом,я уже не говорю об ядерных установках.
Именно отсутствие компетентных,грамотных начальников над К-27 обьясняет факт выхода на боевую службу в 1965 году когда было на исходе реакторное топливо. На 1-й флотилии электромеханическая служба такого не допускала.
Интересно было бы узнать,была ли инструкция о действиях экипажа в случаи закупорки шлаками технологических каналов 1- го контура?.Был ли вообще предусмотрен этот вид аварии? Вероятно нет,иначе ни управленцы. ни Пастухов,ни Иванов не ломали бы голову,в том числе и Донченко ,а немедленно доложили командиру о случившемся с принятием всех рекомендованных мер.
Думаю,о характере аварии и ее последствии хорошо бы помнил и Леонов П.Ф.,если бы мог о ее возможности каким –либо образом узнать.
Такую аварию,которая произошла на К-27 в первую очередь должна предвидеть группа Лептунского А.И ,ФЭИ и ОКБ «Гидропресс»!
Но даже находившийся на пульте управления «наука»-и в.ч.27177 ничего внятного подсказать не могли.Не исключаю,что командир БЧ-5 Иванов А.А. и мог предположить характер аварии,но открыто такую «страшную Америку» основанную на догадках , доложить командиру не каждый решиться,будучи не верен в ее существовании.
Не знаю,было ли записано в инструкции у управленцев-жать на кнопку АЗ,если «поплыла « активная зона,видимо нет, и управленец левого борта(Офман Матвей авт) помнится старший смены сидел на правом борту(Домбровский Влад), в присутствии командира 1- го дивизиона,командира БЧ-5,представителей науки и наверняка подстегнутый командой командира,переданной ему кем то из начальников,меньше всех виноват в том что не сбросил АЗ в начале аварии. Начало того что произошло 24 мая 1968 года было положено еще раньше..
Спомним аварию которая произошла на К-27 13 октября 1967 года. С попаданием радиактивного сплава в трюм.Должен был доклад об этом «ЧП» в Теуправления СФ,СРБ СФ,штаб флота.После такого доклада апл К-27 автоматически исключается из планов оперативного управления СФ,до окончания ремонта и дезактивации корабля с привлечением специалистов СРБ Гремихы.Боюсь,что факт аварии был скрыт от вышестояших инстанций,тем более что 13 октября 1967 года еще не было в Гремихе соединения атомных подводных лодок и Леонов принял решения «А, ерунда,сделаем все сами» и доложил командыванию бригады дизельных ПЛ как о технических неполадках опытной установки.
Совершенно двухсмыслена позиция группы Лептунского А.И .Если они предпологали,знали к чему может привести несвоевременная регенерация сплава,то они обязаны были запретить ввод ГЭУ до ее выполнения и записать это требования во все руководящие документы и инструкции,тогда бы никакая «гонка» и ни один «волевик» не отправил бы корабль в море! Боюсь что даже после аварии 13 октября «наука» не представляла возможных последствий «не выполняя» регенерацию сплава ..отсюда и хитрое..рекомендуем.
(Продолжение следует).

К-Адмирал НАУМОВ ОБ ЭКИПАЖЕ,ПОХОДАХ, АВАРИИ

Снова возвращаюсь к воспоминаниям контр-адмирала Наумова В.В. Привожу выдержки с его многочисленных писем,где он пишет о старшем походе Михайловском А.П в Средиземное море (1965г) о подготовке экипажа,о ядерной аварии и т.д.Скажу более, я не служил под началом Наумова В.В, не знаю его профессиональных качеств как подводника и командира(но отзывы слушал самые хорошие),но он один из немногих ,который выступил открыто в защиту  достоинства и чести командира апл К-27 Леонова Павла Федоровича,которого оболгал,безчеловечно облил   грязью его подчиненный,бывший помошник капитан 1- го ранга  Фытов Г.А в своей книге "Глазами подчиненного".На одной из конференций в Санкт-Петербурге,в присутствии многих офицеров он прямо в глаза Фытову  сказал "Вы ,Фытов,подлец и негодяй.Я больше Вам никогда не подам руки за такой пасквиль"...А вот те,кто много лет прослужили с Леоновым, ходили с ним в поход...десятилетиями молчали..не найдя даже последнего доброго слова когда он ушел из жизни.Но к этому я еще вернусь..



                                                   Об адмирале Михайловском А.П(старший похода в Средиземку в 1965г)
У Михайловского в 1965 году положение старшего  в походе было хуже некуда.
В это время он служил НШ 11 ДиПЛ 1-й флотилии 675 пр в Западной Лице,имел до этой должности опыт командывания и подледного перехода на ТОФ командиром 658пр,за что получил звание Героя Советского Союза.Зная повадки комдива 11 –й ДиПЛ Рензаева я не сомневаюсь,что Михайловский временно передал  дела НШ за 1-2 суток  до   похода.Так что оказать какое либо влияние на отработку экипажа и улучшения организации службы он  только мог в походе ,А что касается особенностей ядерной установки на апл К-27,то он о них понятия не имел. Ведение дневника и его разсуждения об отравлении экипажа  обьясняется не знанием Михайловского установки,  и его склонностью к научной и литературной деятельностью(не зря он доктор воееных наук)
В дневнике Михайловский  упоминает о 6- ти неисправностях и аварийных предпосылок за 60 суток похода в Средиземку.Это же очень  немного,и я не сомневаюсь,что их было намного больше,просто он о них не писал в дневнике.
Непонятна мне уверенность А.П. Михайловского « У Гуляева И.И такого быть просто не могло..Экипаж был отработан во всех отношениях безупречно»»
С чего он это взял? Мне говорили еще в 1964 году ,что офицеры 1- го экипажа корифеи в своей специальности,но слабы в общей подготовке.
Приведу примеры…
1.Заступил дублером дежурного по кораблю .Дежурным был командир 2- го дивизиона 1- го экипажа Зубков Валентин.Я попросил показать мне корабль  начиная с 1- го отсека    (а он был почти как на 641пр)Задал ему 5-6 вопросов по содержанию матчасти в неходовом состоянии с формулировской..» А разве у вас…? Зубков рассердился,бросил меня и стал разбираться с   допущенным бардаком с лицами дежурно-вахтенной службы.
2.На контрольном выходе перед первым походом (с Гремихи)лодка вернулась в базу через 3-4 часа.Ибо перед дифферентировкой в Иоканском заливе при свежей волне всплыв в позиционное положение  и сравнивая давления через шахты вентиляции, на корабле были залиты  через венттрубы сразу два электромеханизма и в 2-х отсеках возник пожар.Лодка вернулась в базу для ремонта.Такое проишествие возможно только при низкой практике командывания и непредусмотрительности командира БЧ-5.
3.Помню  участники похода с живостью рассказывали,как здорово мыть палубу регенерацией и как она интересно хлопает ,шипит  и вспыхивает(масляных тряпок тогда не полагалось) .
4.И,наконец,ремонтная работа в 1- ом контуре.которая выполнялась под руководством  А.В.Шпакова в Атлантике.По моему глубокому убеждению она была вызвана не необходимостью,а желанием  руководителей похода и науки показать возможности сложных ремонтных работ на ядерной установке даже в условиях похода.О здоровье подводников никто не думал.(продолжение следует)

ПРОДАЖНОСТЬ ЧИНОВНИКОВ..

Большой скандал разгорается вокруг присвоения высших государственных наград. И раньше молва говорила, что героями Украины и кавалерами различных орденов становятся не только заслуженные люди, но и просто те, кто хочет медальку "для форсу" нацепить (предприниматели, видные чиновники) и готов за это заплатить деньги. Теперь же об этом чиновников Секретариата Президента обвиняют в открытую.

"На любую награду, в том числе самую высокую - звание Героя Украины, существует своя такса, - заявил народный депутат от БЮТ Андрей Сенченко. - Все это знают, но вслух не говорят, понимая, что доказать факт очень трудно, если вообще возможно".

По словам нардепа, приближение выборной кампании (после которой большинство чиновников СП, скорее всего, покинет свой пост), а также кризис сказались на расценках. Они стали меньше. Также, чем выше должность у чиновника, тем дешевле он берет за услуги (меньше делиться приходится с начальством). "Мне известен факт, когда один южанин заплатил за "Героя Украины" 5 млн долларов, - говорит Сенченко. - Услышав об этом, один из руководителей Секретариата Президента, с которым я беседовал, воскликнул: "Да ну, я бы взялся и за 250 тысяч!", сообщает forUm со ссылкой на "Сегодня"

Нардеп говорит, что за деньги также раздаются и генеральские звания.

Замруководителя Службы госнаград и геральдики Секретариата Президента Виктор Бузало назвал все эти обвинения лживыми: "Так и напишите, - посоветовал он, - мы их не комментируем, потому что это бредятина".

Отметим, что звание Героя Украины и прочие награды дают существенные льготы - например, прибавку к зарплате и пенсии, право на бесплатное лечение, бесплатный проезд в транспорте, и освобождают от уплаты жилищно-коммунальных услуг. Правда, вряд ли на них польстятся те, кто покупает ордена за деньги. Для них это вещь статусная.

Вот и думай ..стоит в этой стране заниматься вопросом увековечивание моих сослуживцев? Ларчик оказывается открывается просто..есть деньги и ты "Герой Украины" или может повесить орден за определенную сумму..

ИЗ ВОССПОМИНАНИЙ РОСТОВА АЛЕКСАНДРА ЛЬВОВИЧА-КАПИТАНА 2-ГО РАНГА...

Могу рассказать почти хохму.Как говориться "кому война,а кому мать родна".После того,как вы "привязались" ,и лодка была признана аварийной,было принято волевое(правильное,в принципе) решение выгрузить провизионку-не пропадать же трехмесячному автономному запасу на полторы сотни человек.На пирсе образовалась огромная гора ящиков со сгущенкой,шоколадом,воблой и прочей икрой.Поскольку все дефицит,рядом поставили бойца с автоматом(без боезапаса естественно),но с громким голосом,чтобы "Стой,стрелять буду" далеко разносилось окрест.Однако,пирс-то плавучий,стало быть,с трюмами,поэтому"посетителям" в трюм он сам ящики подавал.Короче говоря,буквально на следующий же день ветер по всей Островной,не говоря уж о дороге от нее к пирсам подплава,весело носил фольгу от шоколадок и вобловые шкурки.Случилось так,что в те дни мне довелось стоять начальником караула 925 обьекта ,а в нашей караульной роте средний образовательный уровень был 7 классов(очевидно,там где эти вопросы решались справедливо считали,что рядом с современной техникой с семью классами делать нечего,а с автоматом на вышке это вполне допустимо).Были и с меньшим,хотя за 9-ть лет службы в 90190 я встречал человек пять с десятилеткой и даже одного с техникумом.Так вот,приходит ко мне мой караульный и задает вопрос- "Та-ста-нант,пять распадов-это много или мало?" Я(сдуру -молодой еще был-сейчас- то сразу бы спросил,зачем это все ему)полчаса рассказывал по альфу и бета,распады,про внутренее та внешнее облучение,мужик кивал годовой,а потом допросил" Да нет,это все понятно,но от ,говорят,на банках сгущунки с К-27 пять распадов,а я только что две банки слопал,так вот и хотел узнать-это мало или много..Ну,просто как в душу плюнул!..