суботу, вересня 05, 2009

Новейшая подлодка работает на севере

 

Northern fleet submarine crew. Photo: Thomas Nilsen
Northern fleet submarine crew. Photo: Thomas Nilsen


По имеющейся информации, сверхсекретная российская подводная лодка "Саров" находится в составе Северного флота и используется в северных водах.
Впервые более детальная информация о новейшей разведывательной подлодке появилась в 2007 г., когда власти города Сарова Нижегородской области рассекретили факт её существования, поместив на официальном сайте администрации отчет о встрече с ее командиром. Сообщение быстро исчезло с сайта, но к тому времени его успели продублировать другие - к примеру, британская Telegraph.
В ВМФ и Минобороны отрицали факт существования новой подводной лодки, известной только по номеру проекта (20120).
Спусти почти два года после той досадной утечки в российских СМИ появилась новая информация о секретной подлодке. Одной из последних является публикация РИА Новости. В статье говорится, что согласно ряду сообщений, подлодка "Саров" проекта 20120 находится в составе Северного флота и выполняет разведывательные функции в северных водах.
Одной из уникальных особенностей подлодки является сверхмалый ядерный реактор, предназначенный для подзарядки аккумуляторов, что позволяет подлодке оставаться под водой намного дольше, чем обычным дизельным подводным лодкам, оставаясь при этом полностью бесшумной. Это особенно важно для разведывательных подлодок, которые должны оставаться невидимыми для других судов, подлодок и донных детекторов.
В распоряжении норвежской военной разведки в Баренцевом море имеется судно специальной разработки "Марьята", на борту которого, по мнению российской стороны, имеется оборудование для обнаружения подлодок.
Подводная лодка "Саров" строилась в Нижнем Новгороде и по системе внутренних водных путей была переправлена на северодвинский "Севмаш", где на неё поставили ходовую установку и ядерный реактор.
В период холодной войны на Северном флоте имелся ряд подводных лодок, предназначенных для подводных разведывательных операций.
 

ИЗ ПИСЬМА ТОПОРОВСКОГО ЯНА МИХАЙЛОВИЧА,СТ.2-й СТ.


                                                            После прихода лодки в базу,вас отправили в санчасть,а удерживать ее на плаву и сменять ребят,которые тогда пришли с моря- отправили нас.Несли вахту по 4-5 человек на весь корабль.И в первые же дни надо было лодку отогнать к другому причалу,ибо  очень близко были дома,казармы,а может и лишние глаза.И тогда пришел Новицкий Г.Г.- он в рубке,я –один на центральный отсек,ребята в девятом,первом и еще где то по человеку.Переводили на электробатареях.
Нам никто не говорил как себя вести на лодке во время радиактивного заражения.Проходили через санпропусник-переодевались в рабочую форму(но нижнее белье,майки,трусы-все это оставалось при нас и при входе и при выходе)-и еще никакого душа-или обработки мы не проходили- разносили «грязь» по всей Гремихе,казарме  столовой.Ведь как я помню,баня была не каждый день. Единственное что нам выдавали это «карандаши»,с которых снимали показания при выходе.Да лепестки на нос и рот.Но работать в них было неудобно,да и выдавали их не регулярно. Никакого инструктажа  не проводилось.Знали что опасно,но настолько –никто не знал. И медосмотры (анализы крови) в медсанчасти не брали.Только в сентябре-октябре,когда я почувствовал себя плохо,сам пошел в санчасть.И некая дама,сделал анализы,ужаснулась,моим белым и красным кровяным шарикам.Мне дали освобождения на три дня!!! Это потом я узнал,что это более опасно чем думал.
Нес я вахту в центральном отсеке.Однажды в отсек зашли  командир Новицкий Г.Г и с ним видимо начальник береговой радиационной службы.Новицкий спросил меня о чем то,я ответил и повернулся к своим манометрам – а сзади услышал голос начальника  радиационной службы,который говорит Новицкому «Пошли отсюда быстрее здесь очень опасно!».
Я повернулся к Новицкому и посмотрел на него.Он ,мой командир,покраснел как рак.А через секунду-они быстро вышли через боевую рубку и ушли.А я и ребята остались.
Ты,знаешь,Слава,что лодка наша готовилась в длительный поход и была загружена провиантом под завязку.И когда случилась ядерная авария весь этот провиант после прихода ее в базу выгрузили на пирс.Ивсе это лежало без надлежащего присмотра.Мы ели все это,запивали вином,которого было вдоволь на корабле.А рядом-ребята с дебаркадера все это тоже воровали и с великим удовольствием ели.И так мы все это «уничтожали» долго, пока не выставили охрану.Почти до самой демобилизации.Везде на лодке было вино,спрятанное ребятами.Не говоря уже о спирте для протирки механизмов.
Если говорить о командирах,офицерах,то запомнился мне  Мартыненко(если не ошибаюсь) Очень хороший человек.Он выбирал кого послать в реакторный отсек.Меня или Ваню Пономаренко.Ваня только сдал смену,я принял.Он остановился на Ване-это его был подчиненный,он хорошо его знал.Ваня взял ИП-46,Мартыненко его проверил и привязал страховочный пояс.Ваня пошел в отсек через верхний люк.И через некоторое время задохнулся в ИП.Офицер делал ему искусственное дыхание,умолял «Ванечка ,дыши»- но не помогло.Он умер в скорой. Вот такие мои восспоминания.Очень не хочется об этом писать,ибо понимаешь,что никто нами не занимался.Просто предали…..
Ян Михайлович Топоровский- 1946 г.р,проходил службу на Северном Флоте и апл К-27 с 1965 по 1968 гг.
Принимал активное участие в ликвидации последствий ядерной аварии на лодке. После демобилизации окончил ВГИК,работал журналистом.Автор многих книг и повестей.Сегодня проживает в Израиле.Является зам.главного редактора крупной русскоязычной газеты.

пʼятницю, вересня 04, 2009

ИЗ ПИСЬМА ДОМБРОВСКОГО ВЛАДИСЛАВА ВЛАДИМИРОВИЧА-КАПИТАНА 3- РАНГА


                                     О последнем выходе в море. Я уже был не командиром отсека,приготовил его « к походу и погружению» и передал Матвею Офману.Это был мой последний выход,так как меня назначили командиром 1- го дивизиона на апл 705 проекта.Если бы я остался командиром реакторного отсека нашей лодки,то наверно меня бы сегодня не было уже в живых.Я ведь сутками не» вылазил» с  4- го.А Матвей боялся его как черт ладана-это наверно его и спасло! И дай Бог ему здоровья! Во время аварии мы с Матвеем  сидели на вахте –на пульте.Я на правом борту,он на левом.
Был на пульте и Лева Пастухов –наш  ком .1- го дивизиона. В 12 часов сменились и я (по старой привычке) –сразу же в реакторный-надо было разделить борта по сплаву,газу и т.д. Проторчал там часа полтора.После обеда снова направился в отсек-там мои ребята ремонтировали помпу П-2. В центральном меня остановил Володя Резник и спросил» Ты куда?»..Я ему: « Надо помочь ребятам с помпой..» Он мне: « Но ведь ты уже не командир отсека.Пусть Офман занимается этим.Давай поднимемся на мостик,посмотрим на берега..»(Мы уже шли в базу в надводном положении).
 И мы с ним поднялись на мостик и пробыли там до самого хода в базу.
Слава,сам понимаешь,если бы не Резник Володя(капитан-лейтенант,КГДУ)-я бы   письмо это писал?
Конечно я мог тогда и не ходить в море.  Меня и Ивана Самарина(капитан-лейтенант,КГДУ) назначили на вновь строящеюся лодку 705 проекта.Потом на мое место туда назначили Валеру Додзина(капитан-лейтенант,КИП) Но я уговорил командира дать мне возможность последний раз выйти в море на К-27,мол полгода занимался ремонтом,рейсовый пароход через 5- ть дней-успею.Вот такая штука-судьба»
В конце 1969 года меня перевели служить  г.Подольск на должность военпреда,выше не пускали..ибо не имел допуска для работы с РВ .Демобилизовался в 1986 году в звании капитана 3- го ранга,в возросте 49 лет,можно было еще немного прослужить,но начались проблемы со здоровьем.
Таковы краткие воспоминания Владислава Владимировича Домбровского,капитана 3- го ранга.Родился он 14 августа 1937 года.За время службы н атомной подводной лодке К-27 совершил два боевых похода в Атлантику (1964) и Средиземное море(1965).Награжден орденами «Красной Звезды», «Мужества» и медалью «За боевые Заслуги». Выражаю уверенность,что Владислав Владимирович,поделиться своими соображениями о самой аварии,о роли каждого кто в то время находился с море,в частности на ПУ ГЭУ.

ПО ПОВОДУ КОММЕНТАРИЕВ.....

Первое,чтобы хотелось сделать,так это поблагодарить тех,кто их написал.Очень надеюсь,что интерес к блогу,на котором освещаются страницы истории подводного флота и в первую очередь   атомной подводной лодки первого поколения К-27 и членов его экипажа,будет проявлен не только со стороны подводников всех поколений,но и тех, кто интересуется подводным флотом,его традициями.Выражаю надежду,что активное участие в написании воспоминаний для блога возьмут мои сослуживцы,которые служили на апл К-27 в разные годы.Ведь им есть о чем поделиться за годы службы на этом уникальном подводном корабле.который незаслуженно забыт властями.Не будьте просто читателями уважаемые мои сослуживцы.Мы,пока живы,обязаны донести до молодого поколения историю нашего корабля,его уникальность,его  славу и трагедию. Рассказать о тех,кто служил на этой лодке,кто ее испытывал,кто в тяжелые часы когда произошла ядерная авария в море, мужественно преодолел ее,а потом годами ликвидировал последствия этой трагедии.О тех кто погиб,  кто не дожил  до нашего времени.
  Вячеслав Мазуренко.
 

середу, вересня 02, 2009

КОММЕНТАРИЙ ПОДВОДНИКА СФ-ТАК ПРЕДСТАВИЛСЯ...

По числу аварий К-27 впереди планеты всей , этот рекорд не побит
и вряд ли будет побит. Так гласит статистика , почти каждый выход
в море случалась авария с ГЭУ . Пятеро погибших и 144 облучённых.
Насколько достоверны эти данные? 645 проэкт был в единичном
экземпляре , и это хорошо что в единичном , сколько-бы ещё
моряков потравили. И хоронили как "прокаженных", человеческая
жизнь ничего не стоила , на первом месте железо.
Они будут с нами , пока мы их помним.