понеділок, вересня 24, 2012

Письма со стажировки. Гремиха, 1975 год. - Мешков О.К. "Верноподданный" (эссе о Холодной Войне на море). - Санкт-Петербург: «Слава Морская», 2006 г. Часть 3.

 НАЧАЛо см. Часть 1,2

 Вскормлённые с копья 

ЭсШа смотрит мне в глаза... Я смотрю на Него... Оба молчим... Безопасность Кораблевождения Обеспечена! А задница Моя все еще в поту... 
Совет курсантам, лейтенантам и Командирам: прислушивайтесь к Внутреннему Голосу... Даже если То, о чем Он говорит, кажется Вам Абсолютной Чушью!...А может быть, сработало Мое Чувство Ответственности за порученное Дело? Воспитанное Системой? И Моими «призраками» и «идолами»? 
Спасибо ИМ, в таком случае... Один Этот Случай оправдал все Мое Потраченное в училище Время... На борьбу с Самим Собой... На Служение Системе в качестве Ее Верноподданного... 
Долг, Обязанность, Ответственность - это То, что Система насаждала в Нас денно и нощно Эти качества Помогали Нам выживать, любить жен, детей и решать задачи... Поэтому с этой точки зрения Система Была Правильной... Хвала Ей! 
источник-http://flot.com/blog/historyofNVMU/2221.php


Я - Успешный Лейтенант! В течение Первого Года Сдал на к Допуск к Самостоятельному Управлению Подразделением и Дежурству по Кораблю... Имею опыт боевой службы... Несу ходовую вахту... Являюсь одним из наиболее подготовленных распорядительных дежурных по штабу дивизии... 
Распорядительный дежурный (РД) - это и в смысле «расторопный» и в смысле «в распоряжении»... То есть - Фигаро тут и Фигаро там... Все Тебе чего-то «распоряжают», а Ты должен это Чего-то «расторопно» исполнять... И ничего не упустить! 
Вот Командир Дивизии «роняет» на ходу: «Узнайте, когда возвращается БН...» Начальника Штаба интересует, есть ли плотик у причала №... У Флагманского Штурмана сомнение в сроках подачи заявок на проверку кораблей группой технадзора... Флагманский Минер озабочен готовностью практических торпед для БН... Начальник Политотдела не уверен, что сроки смотра ленинских комнат согласованы с политотделом флотилии... И еще десятки различных «узнайте», «проверьте», «уточните», «передайте», «обеспечьте»... И Все это адресовано РД - Волшебнику Изумрудного города! РД - это Человек, который Знает Все обо Всем, происходящем на дивизии в текущий момент... Он Умеет решать любые внезапно возникающие у кораблей вопросы... Он - Вечный Спутник таких планет, как Штаб Дивизии, Штаб Флотилии, Штаб Тыла, Штаб ОВРа, Управление Коменданта... Он - Всегда Готов к Общению с Руководством и Штабами по всему кругу ведения... Передано... Проверено... Уточнено... Согласовано... 
Нет на планете Гремиха ничего такого, Чего не смог бы исполнить РД!!! 
Внеэкипажное общение позволяет лейтенанту проявить Себя... Попасть в Поле Зрения Вышестоящей Системы... Продемонстрировать Ей такие качества Характера, Которые Пока Невостребованы на занимаемой должности... Знай, Система - Они у Меня есть! РД - это тебе не гарнизонный патруль... Процесс совсем другой! Быстрота, Точность, Организованность, Инициатива - вот что дало Нам распорядительное дежурство по штабу дивизии... Хвала Ему! 

 

Начальник ДОФа Шлимонов Л.Х., начальник политуправления ЧВС КСФ контр-адмирал Падорин Ю.И., командующий КСФ адмирал Егоров Г.М, командующий 11 ФЛПЛ вице-адмирал Коробов В.К., крайний справа - из штаба флота. (Дом офицеров 1977 год.) 

Сегодня Успешный Лейтенант возвращается с Кораблем с моря для заступления в боевое дежурство по Флоту... 
Мы давно не были в базе... А по Нашу Душу скопилась куча Извещений Мореплавателям... Бедный Я! Опять «30 гвоздей» в задницу... Дело в том, что Мне предстоит откорректировать по этим извещениям весь Корабельный Комплект Навигационных Карт... 
В Комплекте более 1000 экземпляров... Сначала из каждого извещения выбираются «наши» номера карт... Потом на каждую из них наносится корректура... 
А этих извещений - несколько десятков... Само извещение - толстая книга в нескольких частях... И эту «библиотеку» Мне надо прочитать! 
Работа по выборке и нанесению - архиответственная! Очень медленная... И никогда нет Полной Уверенности в том, что Ты ничего не пропустил... Никогда! 
Короче, Корректура - это Горячая Сковорода, над которой висит Моя Бедная Задница... Потому что за Это отвечаю Я! 
В обычных условиях Мне нужно 2-3 «ночных» аврала - и Комплект в норме... Сегодня Я не располагаю «авральным резервом»! На Флоте почему-то всегда и все происходит срочно, внезапно... Планы настолько часто нарушаются, что строчки В. Маяковского воспринимаются как издевка... 
«Я Планов наших люблю громадьё...» 
Где-то с кем-то что-то произошло... И вот - «дыру» в Силах Боевого Дежурства «затыкают» Нами! 
Но... по штурманской части Корабль не готов: Комплект Карт не откорректирован!!! Через 2-3 дня - да, но сейчас... 
У Системы все просто: Он Должен Быть Постоянно Готов! Ведь Вы - в составе Сил Постоянной Готовности? Или нет?? 
Да, Система, Да! По всем элементам - да... Но по одному -нет.. И этот элемент - Я... 
ЭсШа смешат мои Переживания: «Сделай, сколько успеешь... А на остальных извещениях просто поставь дату и роспись о том, что корректура внесена... Штаб дивизии копать под нас не станет...» 
Знаете, как Это называется? Обман! «Лакировка», «подлог», «подтасовка», «сокрытие истинного положения дел»... 
Внутренний Голос шепчет Мне: «Не делай этого!» А Что Делать? Это Я - Ему... «Ты знаешь, что! Доложи Командиру Корабля!» Это Он - Мне... Еще несколько мыслей... Проверяет Штаб дивизии... Все равно ведь Я сделаю Все как положено.. И карты - океанские... Когда-то Мы попадем туда... Успею сто раз внести корректуру.. 
В конце концов следую совету ЭсШа... И, конечно же, успеваю сделать треть работы... Остальные просто подписываю красной ручкой... 

 

Извещения мореплавателям ГУНиО МО РФ за 2003 год. 

Вот как это выглядит... 
«Откорректировано по извещению №... Командир ЭНГ лейтенант... Дата... Подпись...» 
А Корабль отправляют для срочного размагничивания... Стоим на бочках... Солнышко... Синее небо... Теплый ветерок... Хорошо сегодня! Мысли - о Ней... 
«Мостик! Радисты... Оперативный передал: к Нам прибывает Штаб Флотилии для проверки готовности к заступлению в боевое дежурство...» 
...Ужас Черной Змеей вползает Мне в Душу! Вместо штаба Дивизии - Штаб Флотилии... Значит - ПэЭф... Все! Конец! 
И вот Я и ПэЭф - в штурманской рубке... Как тогда, в автономке... Он сух и деловит... «Карты откорректированы?» Он - Мне... «Так точно!» Я - Ему... «Что же, проверим... Достаньте карту №...» Достаю... 
Система прихлопнула Меня как муху... Я совершил Самое Страшное: Обманул Ее! И второй раз был уличен в Неверности... 
Расплата началась незамедлительно... 
Совет курсантам, лейтенантам и командирам: Делай, что Должен! И будь что будет... 
Теперь насчет расплаты... Помните, что я рассказал о Распорядительном Дежурстве? Так вот. Крест на Моей Карьере не дал поставить Командир Дивизии... Оказывается, Он успел составить Личное Мнение обо Мне: и как о вахтенном штурмане, когда ходил с Нами в море, и как о распорядительном дежурном. «Показался» Я Вышестоящей Системе! 
Поэтому к Партийной Ответственности Меня привлекать не стали... А могли бы! В Те Времена это означало: Дальнейшему Продвижению по Службе не подлежит... 
А хотелось! Ой как хотелось.... Летать Выше Всех... Быстрее Всех... Дальше Всех... 
И Я «лечу»! В смысле - «пролетаю»... Есть такой сленг у картежников... «Пролетел» в смысле «проиграл»... Будущую Карьеру... Почти... 

... 
Дело было так.. 
Корабль в очередной раз вернулся с моря... Задача «Л-2» позади, будь она проклята! Для штурманов Это - многочасовая, я бы даже сказал - Сплошная Круглосуточная Бессонница... Девиация... Радиодевиация... Мерная линия для надводного положения... Мерная линия для подводного положения... Замер шумности... Глубоководное погружение... Короче — «приказано выжить»! 
Выжили... И вот - Корабль у пирса..- Однако... радость Моя по поводу долгожданного Сна преждевременна: «добрый малыш» Помощник именно Меня удостоил чести заступить дежурным по кораблю... Плевать Ему на Нашу двухсменную многосуточную бессонницу... Ведь Безопасность Кораблевождения уже обеспечена!!! 
С «малышом» у Меня «военное положение»... Я Его ненавижу... Типичный брак Системы... Поэтому - заступаю беспрекословно... Приказ начальника - закон для подчиненного! 
Спасибо Тебе, Дисциплинарный Устав! Ты напрочь устранил любую предпосылку к неповиновению... И не Твоя Вина в том, что Люди - не Роботы! Они испытывают Усталость от Тягот Службы... От Разлуки с Женами и Детьми. 
Моя Усталость сыграла со Мной Злую Шутку. Достаю пистолет из кобуры... Вынимаю обойму из рукоятки... Снимаю предохранитель... Отвожу затвор... Я проделывал эту операцию десятки раз... Аккуратность в обращении с оружием - это То, чем Я Горжусь! 
Остается произвести контрольный спуск, то есть - привести пистолет в исходное положение... 
Я все вижу так отчетливо, как будто это было вчера... Прямо передо Мной сидит помощник дежурного по кораблю... Слева - вахтенный центрального поста... 
Автоматически отвожу руку вправо (есть Бог!) и нажимаю курок... Выстрел!!! 

 

Усталость: не надо подстегивать загнанную лошадь, дайте ей отдохнуть. 

От усталости Я допустил Роковую Оплошность: на «автопилоте» дослал патрон в ствол, когда отвел затвор, до Того, как Вынул Обойму... 
То что произошло называется несанкционированным применением оружия... Мне Судьба Улыбнулась в 32 зуба! Я Никого не Убил, не Ранил, и не повредил матчасть... Пуля попала в пустой ящик для запчастей... 
Снимаю трубку... Прошу у телефонистки квартиру Командира... Слышу знакомый голос... Четко докладываю о происшествии... Его спокойная реакция - для Меня Приятный Сюрприз! Даже с дежурства не снял... 
Весь следующий день Я - в центре внимания Системы... Рассказываю, показываю... Все уважительно ощупывают отверстие от пули... Подбрасывают на ладошках пулю с гильзой... 
Мнение Всех единодушно: Счастливый выстрел! 
Командир Дивизии суров: «Вы упорно рубите сук, на котором сидите... Осмотритесь, пока не поздно!» 
Задаю Себе вопрос: не многовато ли проколов для Первого Лейтенантского Года? Успешный Лейтенант превращается в Лейтенанта, Нуждающегося в Контроле... Эволюция не радует... 
Несмотря ни на что, Вышестоящая Система Меня Поддержала! Так же, как тогда, в Училище... 
Ну что же! Я Это оценил... Хвала Вышестоящей Системе! 

 

Командующий 11 ФлПЛ Устьянцев А.М., начальник "ПРЗ-165" Синицин, замполит "ПРЗ-165" Богатырев. (1986 год.) 

... 
Никакая Система не может отменить Жизнь! У Меня родилась Дочь! 
Служба и Система в этом году лишили Меня Очень Многого: Я не видел Жену девять месяцев... Ее Беременность прошла мимо Меня... После Нового Года Это произошло... В Росте еще Ничего не было Заметно... А в сентябре Я стал Отцом... Прости, Любимая, что Меня не было рядом... 
И Я сделаю Все для того, чтобы встретить Жену с Ребенком из роддома! 
Мечты, мечты... где ваша сладость? Оказывается, рождение у Меня ребенка совершенно не интересует Мое Начальство! Нашлись более важные дела, чем рапорт Лейтенанта с воплем: «Отпустите, отцы командиры, жену и дочку посмотреть!» 
Сегодня Я получил от Системы Самую Обидную Пощечину: Я получил «добро» на поездку в Момент Отхода Теплохода, уходящего в Мурманск! Представляете? Я вижу в окно Отходящий Белый Силуэт... и слышу реплику Командира: «Поспешишь - догонишь!» 
Хорошо, что Ума Хватило не швырнуть Ему рапорт в лицо... ЭсШа «остужает» Меня советом: «Сходи в штаб тыла... Может, есть оказия в Мурманск...» 
Есть!!! Несусь на хозпирс... Вот он, транспорт... Капитан уже извещен обо Мне... Спасибо, тыловики! С благодарностью вкладываю бутылки с «шилом» в широченные капитанские ладони... 
Маленькая каютка... В этот раз даже качка Меня не достает... 
Смешно... но Я «поспешил» и «догнал»: транспорт обогнал рейсовый теплоход и уже в шесть утра прибыл в Мурманск... 
А в 12.00 меня встретил Ленинград. 

 

Мурманск. Железнодорожный вокзал. 1977 год. Ленинград. Московский вокзал. 1977 год. 

Сбылась Мечта Идиота! Вот Она, Моя Любимая Жена! Вот Он, Мой Ребенок! Родные Мои, Я - с Вами! 
Никакая Система не может отменить Жизнь... Они Всегда будут бороться! Жизнь и Система... 
И Жизнь побеждает Систему... Всегда! 

... 
Сегодня - особый день... Меня вызвал Командир и приказал начать сдачу зачетов на допуск к Самостоятельному Управлению Штурманской Боевой Частью... 
С Меня сняты взыскания за историю с корректурой и небрежное обращение с оружием... 
Экипаж убывает в отпуск... А Я - остаюсь... Для Меня приказом Командира Дивизии установлен «морской режим»: для совершенствования навыков буду ходить на отработку задач в море со всеми Кораблями в качестве Второго или Третьего штурмана и, кроме того, обеспечивать выходы торпедолова при проведении практических стрельб и ликвидации зависимости от Морской болезни. 
И началась «командировочная жизнь». Я увидел Другие Экипажи... Познакомился с Различными Командирскими Стилями Работы... Прополз, что называется, «на брюхе» все полигоны боевой подготовки... «Прокрутился» несколько раз через штурманские элементы задачи «Л-2»... Побывал в Других базах... Ознакомился с узкостями... 
Это был Идеальный Режим Подготовки перед назначением на должность Командира Штурманской Боевой Части! 
Апофеозом «морского режима» явилось участие Кораблей Дивизии в широкомасштабных учениях Флота... И здесь Мне Крупно Повезло: Я пошел Третьим Штурманом в составе Экипажа, который решал задачи на Фареро-Исландском рубеже... 

 

Норвежское море... Гренландское море... Северо-восточная Атлантика... Великолепная радионавигационная практика... 
«Лоран-А»... «Лоран-С»... ВРМ-5... Поиск и слежение за отрядом боевых кораблей, осуществлявшим переход из Балтийска в Североморск... Условная торпедная атака... Составление отчетов и донесений... 
Почти автономный режим.. Три недели Работы На Себя! Штурманские вахты в трехсменку... Никто не достает Тебя «вводными», поскольку есть штатные штурмана... Мечта поэта... 
В апреле Я вернулся... Отчетом за «морской режим» явился Допуск Меня к Самостоятельному Управлению Штурманской Боевой Частью! 
Это был Подарок Вышестоящей Системы лично Мне! В тех условиях ничего лучшего для подготовки офицера к вышестоящей должности создано быть не могло... Спасибо Вам, товарищ Командир Дивизии и товарищ Флагманский Штурман! Я оправдал ваше Доверие! 
Никогда больше Система Мне так не улыбалась... 
ЭсШа уходит... На другой Экипаж... Есть приказ о назначении его Помощником Командира... Отныне Я - временно исполняющий обязанности командира штурманской боевой части... До прихода нового ЭсШа... 
Командир останавливает Меня в коридоре: «Ты представление на Себя написал?» Пока Я соображаю, о чем идет речь, Он поясняет: «Представление о назначении Тебя штурманом... Ну и на очередное воинское звание, конечно...». 
Я - в шоке.. «А... Что писать?» Он., очевидно, решил, что Я - Полный Идиот... Поэтому - краток: «Пиши, как на Героя Советского Союза...» Уходит... 
И Я сел и написал! Как на Героя... И документы ушли... И никто не возражал... И ничего не вспомнили про Мои «похождения»... Ура! Я снова Нужен Системе! Пока - в качестве ЭсШа... 
А дальше начался Июньский Дурдом... Его Я никогда не забуду! Нас проверяла Главная Инспекция МО СССР... Вывод сил из-под удара... Наличие положенных запасов... Стрельбы... Знания... Умения... 
Наш Корабль - на острие событий... Круглосуточная пахота... Столько полковников и генералов Я больше нигде и никогда не видел... 
И вот - конец... Корабль швартуется к пирсу... Выход был нервотрёпным, как никогда... Штурманская служба Флота проводила учение по обеспечению Безопасности Кораблевождения в сложных условиях... 
Командир Дивизии вскрыл пакет... А там - запрещение использовать радионавигацию и радиолокацию в течение 3-х суток.. Определяй Место Корабля как хочешь! Но... выполнение задачи обеспечь... Ну, что же.. Поиграем! 
Я - в центре внимания... Но Я спокоен и уверен в Себе... Дело в том, что за время «морского режима» Мне удалось освоить Определение Места по Глубинам.. «Чувство» глубин явилось как Особое Откровение... Умение «разговаривать» с Морским Дном... 

 

Продолжение следует.

Немає коментарів: