понеділок, вересня 24, 2012

И СУДЬБАМ ЗДЕСЬ НЕ СУЖДЕНО ПЕТЛЯТЬ

     Гремиха.Сколько написано,сколько сказано,об этом прекрасном.суровом и незабываемом для тех.кто там служил гарнизоне.Предлагаю своему читателю ознакомиться с очередным очерком Светланы Королевой.которая никогда не была в Гремихе.и даже до определенного времени не слышала о ней. Но с каким уважением она  пишет  о Гремихе  и тех кто там служил.
  ..
  "  А вы, наверно, не бывали там ? Где нет деревьев, камни голые...Дома, где из тройных оконных рам, холодный ветер бьет уколами... Я вас зову и белый теплоход придет сюда в погоду тихую, чтобы  понять, зачем назвал народ  поселок маленький Гремихою..."
     Вы, точно не бывали там ?.  Я ТОЖЕ. И даже до недавнего времени вообще не слышала, что есть такой маленький поселок, такой значимый в судьбах людей и кораблей и с таким звучным названием  ГРЕМИХА.
    Теперь знаю. И очень много из публикаций данного блога.  Хорошего и не очень. И ТЕМ НЕ МЕНЕЕ , вот эта маленькая Гремиха вдруг стала  какой-то своей, близкой и НАСТОЛЬКО. что в моем альбоме песен  о море, лодках и подводниках на рабочем столе компьютера, появилась  негромкая, не звонкая песня под названием " Гремиха"

       И, конечно, увидев в предисловии  автора блога, и в заголовке " Письма  со стажировки. ГРЕМИХА. 1975 год. МЕШКОВ О.В.  " Верноподданный" ( эссе о холодной  войне на море ) "  три очень знакомых мне слова  -  Гремиха, письма, эссе, не могла  пропустить такую публикацию.  Прямо душа потянулась  к этим знакомым словам,будто к огоньку во тьме.
     Вначале настороженно... Эссе. !... Письма!  ?   В журналистике  жанр " письма " всегда высоко ценился. Письма - подразумевали  ОТКРЫТОСТЬ, ОТКРОВЕННОСТЬ, ДУШЕВНОСТЬ, ТЕПЛОТУ, МЫСЛИ ПОТАЕННЫЕ  и РАЗМЫШЛЕНИЯ...Наконец, ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА ...
       А тут письма со стажировки.. из ГРЕМИХИ....Что  можно написать душевного, когда в стихах и песнях говорится о лютости и суровости климата  ( вон как в песне  , почти доверительно : " к услугам ВАШИМ матушка зима готовит ураган с метелями..." ) . но начала читать и оторваться не могла уже.  ВОТ УЖ,богом, дано автору  умение видеть в суровости  -   красоту, романтику, проклинать что-то и восторгаться, находить какие-то удивительно теплые слова , когда глаза видели безобразное , то, что не принимала душа  и разум.  " Ветер  ЛАСКОВО ЛУПИТ  в спину, ПРИГЛАШАЯ  двигаться побыстрее. И мы движемся...."   Возвращались под жестоким прямо - таки озверевшим ветром. По лицу хлестало поземкой, СРЫВАЕМОЙ С СУГРОБОВ. Временами я переставал чувствовать щеки и губы... А небо все усеяно звездами. Здесь, на Севере, они прямо над головой..."
      Или вот еще  про Гремиху : "  А вчера был великолепный  закат : темный купол неба, начинающие мерцать звезды, еще белеющие  громады прибрежных скал. И только на Западе узкой, ослепительно белой полосой говорит нам  " до свидания  уходящий день. На сойках Островной зажглись сотни  огней. ПОЧТИ ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ ГОРОД  ЭТА  ГРЕМИХА "...
      Письма  ЖЕНЕ , о которой очень скучает. И по любимому Питеру тоже.. 
      18.03.75. Баренцово море...." Я иногда представляю себе весну. Да,да, самую обыкновенную.Начинающуюся  с проталинок на газонах, с чуть заметного потепления,  с все больше пригревающего солнца. с дымящегося под лучами асфальта и, конечно, цветов... Какой букетище я подарю тебе  после возвращения...." 
       И , конечно, про  нелегкую  службу на  подводной лодке , но ... без  нытья , озлобленности на однообразие, плохого настроения : .." А сейчас опять очередная восьмичасовка. Я к ней привык, даже интересно. Скоро ложимся на обратный курс, снова в СТРАНУ ХОЛОДНЫХ СЕВЕРНЫХ ВЕТРОВ ( так у автора - с большой буквы, а это тоже много значит ) . А потом снова в море..."  
       ..." В отсеке тепло, уютно. Играет музыка, отчего еще теплее на сердце. ТЫ ЗНАЕШЬ, мне определенно нравится Север. Пусть здесь трудно, ДАЖЕ ТЯЖЕЛО, зато соприкасаясь с ним, сам становишься крепче, сильнее, лучше ...."
           Помните, как сказано автором блога в предисловии : " ....это место, где проходили службу настоящие мужики. Это место, где кисейным барышням делать было нечего ! "   Да и сам стажер, как видите, этого не отрицает.
          " Встали на швартовы у причала  № 9 (. Все ! Последний раз за  эту стажировку. Море  осталось у меня за спиной. 14 суток.Около 2000 миль. 20 погружений, торпедные атаки, слежения, поиски, уклонения. ВСЕ КОНЧИЛОСЬ.  Больше мы в море не пойдем. Я говорю - мне  будет больно и грустно прощаться с МОЕЙ  подводной лодкой . Я мысленно прохожу по ее отсекам. Взгляд останавливается на вентилях,железе,рычагах, трубопроводах. Медленно угасающая мощь. Ведь это были первые атомные лодки, которым удалось прорваться сквозь вековые льды к Северному полюсу, впервые зародить тревогу в головах стратегов НАТО. гоняться за авианосцами в Тихом океане, Индийском, Северном и Ледовитом. А сколько героизма и обычного повседневного мужества видели эти отсеки. Передо мной проходит череда героев Жильцов, Сысоев Михайловский, Сорокин... Я молча иду по своей первой лодке. Мне грустно....  "
      Помните, еще совсем недавно на блоге была публикация о том,  как больно умирающим кораблям.Забытыми людьми, которые их создали , а теперь бросили.  Такие же пронзительные нотки   звучат и в этом письме-признании. Железо, механизмы, рычаги, отсеки .... имеют свою память. Они будут хранить  тепло рук человеческих до последнего  часа. А ГЛАВНОЕ, это понял  молодой лейтенант, прослуживший еще совсем немного , но уже  уносящий в своей душе эту память.  И мужество.   И уверенность. И стойкость.  И свое  умение  видеть  и хорошее,  и светлое в самом  трудном.
       Об этом   в очередном письме, которое носит название " Лейтенант Мешков " Приказано выжить ! "   Снова Гремиха.  Не очень добрая, проверяющая на прочность. " Зима в  тот год была обыкновенной, гремиханской. Морозец градусов...дцать. Юго-Западный  ВЕТЕРОК с тундры ...дцать метров с секунду. У этого ветра удивительное свойство : он дует МНЕ в лицо ! ВСЕ ВРЕМЯ ПРЯМО В ЛИЦО ! И не только мне. В ту незабываемую зиму я отстоял в патрулях 45 раз !  Мы со "сменщиком" - таким же бедолагой лейтенантом СМЕЕМСЯ... " Замерзли на всю жизнь".
       
          Нет, не медом была служба. Но выстоял. Выдержал. Говорят, Всевышний помогает сильным... А мне ,кажется, в этом случае и Всевышний ни при чем.

       "...  ПЕРВЫЙ ЛЕЙТЕНАНТСКИЙ ГОД... Система "давила" меня Равнодушием. Разлукой.  Холодом. Болезнями. Бытовой неустроенностью. Я ощущал себя " чужаком.".... СБЫЛАСЬ МЕЧТА - Я СТАЛ КОРАБЕЛЬНЫМ ОФИЦЕРОМ ! "
          Вот и хорошо. На душе.  Светло на сердце от таких  писем.   Легко рядом с такими людьми.
        Я не из бывалых моряков.  Но   теперь  точно  знаю, что  на таких. как он, и держится флот. Его могущество и слава.
      

Немає коментарів: