вівторок, листопада 20, 2012

ГЛАВЫ ИЗ КНИГИ ПИСАТЕЛЯ -МАРИНИСТА,КАПИТАНА 1-ГО РАНГА ВЛАДИМИРА БОЙКО " 100-ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА МАРИНЕСКО" .


Кто умер, но не забыт, тот бессмертен.

Подводные лодки А.И.Маринеско.

(  см. Начало)

Подводная  

Щ-306 («Пикша»)


   Подводная лодка V-бис-2 серии заложена 6 ноября 1933 года на заводе №-189 (Балтийский завод) в Ленинграде. Строительный номер 250. 1 августа 1934 года подводная лодка спущена на воду. 4 августа 1935 года Щ-306 вступила в строй и 17 августа 1935 года, подняв Военно-морской флаг, вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. В 1938-39 году подводная лодка прошла на заводе №-189 капитальный ремонт и модернизацию.

   В событиях Советско-финской войне «Пикша» участия не принимала.

   22 июня 1941 года Щ-306 встретила в составе Отдельного учебного дивизиона подводных лодок в Ораниенбауме. 25 июня 1941 года Щ-306 вышла в море и 27 июня заняла позицию в районе маяка Калбодагрунд на южных подходах к Хельсинки. Противолодочных дозоры противника не давали подводной лодке нормально произвести зарядку батарей, для чего Щ-306 по ночам вынуждена была отходить к эстонскому побережью. 27 июня при возвращении «Пикши» на позицию, ее атаковала группа финских противолодочных катеров, которые сбросили на Щ-306 около двух десятков глубинных бомб. Благополучно уклонившись от атаки, Щ-306, продолжая идти в подводном положении, через некоторое время оказалась на маршруте конвоя, сопровождавшего поврежденный крейсер «Максим Горький». Услышав отдаленные взрывы затраленных мин, которые расстреливал эсминец «Стерегущий», на подводной лодке посчитали себя вновь атакованными, и командир принял решение погрузиться ниже рабочей глубины. Щ-306 опустилась на 93 метра. Давлением воды были раздавлены находившиеся на мостике магнитный компас и репитер гирокомпаса.

   2 июля в результате навигационной ошибки в районе банки Калбодагрунд Щ-306 села на мель, с которой снялась самостоятельною. На следующий день, услышав отдаленные взрывы глубинных бомб, командир вновь увел подводную лодку на глубину 30-40 метров, где она маневрировала в течение 12 часов. 6 июля,  не атаковав ни одной цели, Щ-306 отозвана с позиции и покинула район патрулирования. На следующий день подводная лодка благополучно вернулась в базу. По многим послевоенным советским источникам за время первого похода противник сбросил на Ш-306 более 200 глубинных бомб. В конце августа 1941 года Щ-306 перешла в Кронштадт для ремонта. 21 сентября в ходе массированного налета немецкой авиации на крепость и корабли «Пикша» получила повреждения осколками взорвавшейся в 5 метрах от корпуса подводной лодки авиабомбы: были перебиты трубы вентиляции цистерны главного балласта, сам прочный корпус получил вмятины, ранено 11 членов экипажа подводной лодки, четверо из них тяжело. 26 сентября подводная лодка перешла в Ленинград, где на заводе №-189 продолжила ремонт.
   Новые повреждения Щ-306 получила в мае 1942 года от огня артиллерии. 13 мая в результате двух подводных взрывов была нарушена герметичность топливной цистерны №-2, разбиты баки пяти элементов второй группы. Внутрь прочного корпуса подводной лодки стал поступать соляр. 31 мая взрывом снаряда была повреждена надстройка и разбиты баки аккумуляторов стоявших на пирсе. 13 октября 1942 года ремонт был завершен, Щ-306 перешла в Кронштадт.
В свой второй
Боевой поход западнее острова Борнхольм Щ-306 вышла 20 октября 1942 года в составе третьего эшелона подводных лодок КБФ. На переходе к Лавенсари конвой, куда кроме «Пикши» входила еще Щ-406, подвергся атаке финских торпедных катеров, которая была отбита. Утром следующих суток подводные лодки вышли в точку погружения. Больше Щ-306 никто не видел.
   25 октября подводная лодка доложила о форсировании Финского залива. Вероятно, по пути на позицию южнее острова Утё «Пикша» атаковала германский конвой, но результата не добились. Вечером 31 октября на Щ-306 была послана радиограмма о смене района патрулирования (подводной лодке предписывалось идти в Данцигскую бухту), но с подводной лодки ответа не последовало. На запрос командования от 5 ноября Щ-306 так же ответила молчанием. Вероятно, Щ-306 погибла, подорвавшись на мине в районе Наргенской минной позиции 12-16 ноября 1942 года. Вместе с Щ-306 погибло 39 моряков-подводников. По некоторым данным подводная лодка найдена на грунте в точке 60°11'20 с.ш./ 26°08'34 в.д.
   Касаясь вопроса о торпедных атаках Щ-306 необходимо отметить, что вечером 12 ноября и в начале следующих суток финский минный заградитель «Ruotsinsalmi», находившийся в устье Финского залива, четырежды подвергся атаке подводной лодки, но все выпущенные торпеды прошли мимо, причем последняя из них прошла под мостиком корабля. Если атаки на «Ruotsinsalmi» действительно имели место, то их могла произвести только Щ-306, возвращающаяся из Боевого похода. В советских источниках говорится о двух атаках, в которых повреждено 2 судна. Время, место и объекты атак не указываются.
   Подводная лодка Щ-306 («Пикша») совершила 2 Боевых походов, от 2 до 5 торпедных атак. Достоверных данных о результатах нет.

Тактико-Технические Данные
подводной лодки
Щ-306:
   Водоизмещение: надводное/подводное - 609,9/706,4 тонн. Размеры: длина 58,8 метра, ширина 6,2 метра,осадка 4,3 метра. Скорость хода: надводная/подводная - 10,7/5,5 узлов. Дальность плавания: над водой 9300 миль при 8,8 узлах, под водой 100 миль при 2,5 узлах. Силовая установка: 2 дизеля по 685 л.с., 2 электромотора по 400 л.с. Вооружение: 4 носовых + 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата (10 торпед). Глубина погружения: до 90 метров. Экипаж: 40 человек.
   

Немає коментарів: