пʼятницю, листопада 13, 2009

Статья Копьева А.Ф.(продолжение..)

Могу утверждать: если бы не события 7 февраля 1981 года, когда в авиакатастрофе погиб Командующий ТОФ адмирал Спиридонов Э.Н. ,уважаемый во всем ВМФ адмирал, в прошлом командир подводной лодки, командующий 2 флпл ТОФ. А также более продолжительное нахождение в должности командира 10 дивизии контр-адмирала Берзина А.С. – не было бы этой трагической аварии ПЛА "К-429". Последний адмирал всегда пользовался заслуженным авторитетом не только у подводников объединения, но и у командования флотом в лице адмирала Спиридонова Э.Н. Он всегда называл вещи своими именами, даже если они приносили дискомфорт у вышестоящего командования. Маленький штрих к портрету контр-адмирала Берзина А.С.: занимая должность командира соединения 5 лет, подводные лодки которого несли боевую службу в Индийском океане по 6-11 месяцев с неплохими результатами, свое последние звание ему присвоили на пятом году нахождения в должности, в отличии от его коллег. Не любили в нашем ВМФ самостоятельных офицеров и адмиралов, особенно если им претило чинопочитание и подхалимство. В подтверждение вышесказанного есть один яркий пример. В январе 1981 года у нас на объединении у всех командиров кораблей и соединений принимал ежегодные зачеты на допуск к самостоятельному управлению первый заместитель Командующего флотом вице-адмирал Ясаков Н.Я. Берзин А.С. был освобожден от сдачи, так как адмирал Спиридонов Э.Н. поставил ему автоматический зачет. Контр-адмирал Берзин А.С. – грамотнейший подводник, высоко порядочный человек, мог учить своих подчиненных, не умоляя их человеческого достоинства.
Говоря об аварийности в ВМФ СССР, и в частности – в подводном флоте, необходимо отметить одну очень существенную особенность разборов причин и выводов по всякого рода авариям и катастрофам. Эти разборы ярко характеризуют историю создания подводного флота, прежде всего, отношение командования ВМФ и флотов непосредственно к офицерам – подводникам, эксплуатирующим эту сложную и не всегда без изъянов технику, и создателям её: конструкторским бюро и институтам ВМФ, которые принимали самое активное участие в разработке оружия и технических средств. По всем авариям и катастрофам всегда существовали приказы Министра обороны и ГК ВМФ, в которых основная вина возлагалась на офицеров – подводников, и, прежде всего, на командира подводной лодки. И мне не припоминается ни один из случаев, при разборе, которого бы указывалось на технические недостатки корабля. Недаром в береговых кубриках подводников и в кают-компаниях подводных лодок висели, ярко исполненные под руководством заместителей командиров по политической части, лозунги тогдашнего ГК ВМФ Адмирала Флота Советского Союза С.Г. Горшкова. Один из них, запомнившийся мне на всю оставшеюся жизнь, гласил: " Нет аварийности оправданной и неизбежной! Аварийность и условия её возникновения создают люди своей безответственностью и безграмотностью". Исходя из этих крылатых фраз, вывод по любому аварийному случаю был однозначен и адекватен: виноват личный состав экипажа и командир подводной лодки, но не командный пункт соединения или объединения, и тем более – техника. Она не могла быть с недостатками; кто допускал эти "крамольные" мысли и, даже обоснованные, был недостоин службы на подводных лодках. За этими людьми очень пристально следили специально подготовленные офицеры, как их на лодках называли "односменщиками" - политработник и работник особого отдел. Основная масса этих "инженеров человеческих душ" весьма слабо знали устройство подводной лодки и систему подготовки экипажа по борьбе за живучесть, а последние – представители ОО КГБ, были на ПЛА только в море на боевой службе, кстати, не допущенными как офицеры-подводники к подводному плаванию. Во всяком случае, за многолетнюю службу на СФ и ТОФ я ни разу их не наблюдал во время сдачи задач экипажем по легководолазной подготовке, и тем более – при сдаче курсовых задач в море при подготовке к боевой службе. Основной задачей и первых, и вторых – поддержание идеологической чистоты среди членов экипажа подводной лодки.
..При личной беседе со мной, когда решался вопрос об отстранении меня от должности заместителя командира 10 дивизии ПЛА в 1983 году, ЧВС ТОФ вице-адмирал Дьяконский называл их представителями "передового отряда ЦК КПСС"; я больше, чем уверен, в духе превосходства над всеми остальными флотскими офицерами их воспитывали в своих учебных заведениях. Ведь легче контролировать, не зная существа предмета, чем выполнять обязанности корабельного офицера, требующих больших знаний и практических навыков. Такова была вся наша система, от существования и деятельности которой, пострадало очень много офицеров, причем не самых последних.

Немає коментарів: