И еще об одном участнике трагедии ПЛА "К-429", который имел самое непосредственное отношение к подготовке ПЛА к выходу в море и дифферентовке ее – о старшем помощнике командира 228 экипажа капитане 3 ранга Рычкове. (старший помощник 379 экипажа капитан 3 ранга Игорь Чехов находился в госпитале). В период контрольного выхода перед БС на ПЛА "К-325" с 228 экипажем в августе 1981 года. Сразу же после прибытия из ВМА, я обратил внимание на него в ситуации, абсолютно идентичной и происшедшей на ПЛА "К-429", когда во время погружения он перепоручил осуществление наблюдения в перископ вахтенному офицеру, чем вызвал у меня негодование. Познакомившись поближе с ним и выяснив его подготовку по всем аспектам подводной службы, я был удивлен одним обстоятельством: Рычков, исполняя должность старшего помощника два года, не стремился сдать зачеты на допуск к самостоятельному управлению кораблем и пользовался особым расположением у начальника штаба в это время капитана 1 ранга Алкаева Н.Н., выполняя меркантильные поручения последнего. После контрольного выхода по моему докладу командиру дивизии контр-адмиралу Берзину А.С. Рычков был отстранен и заменен на период БС подготовленным старшим помощником командира с другого экипажа, капитаном 3 ранга Мякишевым Е.И.
Почему так подробно излагаю об этом офицере? Каждому подводнику хорошо известна одна аксиома подводной службы, которая однозначно трактует неоспоримую истину: в ней не может быть мелочей! Подобная мелочь на "К-429" внесла свою лепту в трагедию – она прямо связана с тем же офицером Рычковым. Кстати, ГК ВМФ адмирал Горшков С.Г. только потому, что капитан 3 ранга Рычков не был допущен к самостоятельному управлению подводной лодкой, не смог предъявить ему каких-либо претензий и окончательно своим приказом снял его с должности.
Определенное, после подъёма ПЛА "К-429" 9 августа 1983 года, положение забортной арматуры клапанов вентиляции и кингстонов, захлопок среднего кольца вентиляции, кингстонов глубиномеров показывают на ошибки, допущенные ГКП и командиром ПЛА непосредственно в районе дифферентовки. А неправильную работу сигнализации захлопок среднего кольца вентиляции на пульте управления общекорабельными системами ("открытие – закрытие") можно было определить при приготовлении ПЛА к погружению, стоя у пирса, когда она проверялась на герметичность. После проверки прочного корпуса на герметичность, вентиляция подводной лодки переводится "по-подводному" и корпус ПЛА больше не связан с забортной атмосферой, кроме верхнего рубочного люка. Из этого можно сделать однозначный вывод: ПК неоднократно разгерметизировался при переходе подводной лодки в район дифферентовки при объявлении готовности №2. Дополнительно ПК на герметичность проверялся непосредственно перед погружением и почему не была выявлена неправильная работа сигнализации захлопок среднего кольца вентиляции- это нонсенс!
Изменение весовой нагрузки ПЛА корректируется принятием расчетной дифферентовки в процессе приготовления к выходу в море. Нагрузка была штатной: боезапас соответствовал спецификации ( один стрельбовой торпедный аппарат был пуст и практические две торпеды находились на стеллаже), только личного состава было сверх штата. Для маневрирования по плавучести на ПЛА 670 проекта существуют три уравнительные цистерны общим объемом 88 кубических метра. Поэтому цифра отрицательной плавучести,допустим, в 60 тонн могла быть замечена,даже при неработающих глубиномерах, старшим помощником командира Рычковым, стоящим на перископе. При погружении на перископную глубину 10 метров на глубине 5-6 метров уходит под воду носовая и кормовая надстройки легкого корпуса ПЛА; уход её под воду заметен в перископ даже в плохую погоду. Сама дифферентовка проходила не 8-16 минут, как этого требовали документы: инструкция по управлению подводной лодкой и правила борьбы за живучесть, а довольно продолжительное время. И правила хорошей практики в этом случае рекомендуют: отставить маневр погружения, проверить расчетную дифферентовку и положение забортной арматуры по сигнализации с пульта управления общекорабельными системами и с местных постов. Что не было сделано. Прием большой отрицательной плавучести не был замечен. Поэтому дальше все было молниеносно: поступление воды через захлопку вентиляции в электротехническом отсеке на электрощиты, обесточивание ПЛА и погружение её с закрытыми кингстонами и открытыми клапанами вентиляции, через которые ушел основной запас сжатого воздуха при аварийном продувании цистерн главного балласта.
В период авантюрной приемо-передачи ПЛА "К-429" и такой же подготовки к краткосрочному планируемому выходу в море, предпринимались попытки не идти в море на "К-429". Офицеры штаба соединения, в том числе автор статьи и заместитель командира соединения по электромеханической службе капитан 1 ранга Михаил Еремеев, убеждали начальника штаба Гусева А.А. доложить письменно о технической неготовности к выходу в море. Командир соединения капитан 1 ранга Алкаев Н.Н. прибыл из Владивостока на следующий день после катастрофы перед прибытием на Камчатку ГК ВМФ с комиссией. После катастрофы АПРК "Курск" в августе прошлого года мы встречались с А.А. Гусевым. В продолжительной и откровенной беседе со мной он говорил о том, что такой рапорт он написал (об этом он говорил и июне 1983 года). Но комиссия его в секретной части соединения не нашла. Он исчез также, как и зачетные листы на допуск к самостоятельному управлению командиров подводных лодок, находящихся на аварийной ПЛА. Ничего не могу сказать о существовании секретных рапортов о неготовности ПЛА "К-429" А.А.Гусева (хотя след черновика можно было бы найти в его рабочей тетради), но общую обстановку эйфории среди командования дивизии перед этой трагедией я хорошо помню. Зачетное тактическое учение под руководством Командующего ТОФ оценено высоко, по итогам зимнего периода обучения соединение заняло передовое место, командиру дивизии капитану 1 ранга Алкаеву Н.Н. "светил" орел на погонах, через год командования дивизией. Мои коллеги, живущие сейчас в Санкт-Петербурге, могут подтвердить, часто слетаемое с уст Алкаева Н.Н. крылатую фразу: "Как хорошо служить на флоте! Какую бы ерунду не скажешь, все сделают!" И делали. В том числе и Суворов Н.М.- высокопорядочный офицер, подписавший журнал выходов в море после выхода из затонувшей подводной лодки обратным ходом. Его слезно умоляли, обещая защитить. Командир дивизии Алкаев Н.Н. и начальник штаба объединения Ерофеев О.А., не нашедший нужным прибыть на суд в качестве свидетеля.
И немного из истории подводного флота, касющейся командиров и их дальнейшей карьеры. Бывший командир ПЛА "К-7", впоследствии - Командующий ТОФ адмирал Хватов Г.А.- в 1969 году на БС коснулся грунта у о. Окинава, не обнаружив большую ошибку в месте ПЛА. Хрестоматийный случай, о котором знали все на флоте. Старший на борту заместитель командира дивизии, Герой Советского Союза капитан 1 ранга Голубев Д.Н. был снят с должности, а Г.А. Хватов получил орден "Боевого Красного Знамени" и, пройдя все ступени и академии, стал Командующим ТОФ. Командир ПЛА "К-122" капитан 1 ранга Копьёв Валентин Федорович, мой старший брат, в 1970 году на учении "Океан-70" в Филиппинском море коснулся грунта, " привезя в обтекателе ГАК кораллы", а также имея случаи пожаров без последствий для личного состава, был снят с должности, а старший на борту ЗКД 26 дивизии ПЛА капитан 1 ранга Сучков Л.Ф. продолжал службу до гибели на ПЛА "К-56". Командир 6 эскадры ПЛ ТОФ контр-адмирал Захаровский В.Д. – снят с должности за то, что в его объединении во время отпуска и отсутствия столкнулись две подводные лодки во время поиска практических торпед. Бывший командир Совгаванской ВМБ контр-адмирал Давыдович Б.Г. был снят с должности за мысли, не совпадающие со взглядами ГК ВМФ – Горшкова С.Г. И аналогичных примеров не счесть. Имея 34-х летний опыт службы в ВМФ, и общаясь с друзьями и сослуживцами, берусь утверждать: снимались с должностей адмиралы и офицеры, имеющие свои мнения, высказывающие их, не боящихся вызвать дискомфорт у флотоводцев всех степеней. Алкаев Н.Н. был снят с должности после вторичного потопления ПЛА "К-429" в 1985 году.
После поднятия подводной лодки и выгрузки оружия сразу, по понятным причинам, не могли найти секретные формуляры на оружие с ЯБП; я в это время уже находился в распоряжении Командующего флотом в Управлении боевой подготовки. Новый командир дивизии капитан 1 ранга Алкаев Н.Н. (прежний – контр-адмирал Берзин Альфред Семенович был до прихода меня с боевой службы на ПЛА "К-204" из Индийского океана переведен к новому месту службы на 6-е ВОК ВМФ) решил, что эти документы я в качестве отместки за несправедливое снятие с должности инкогнито уничтожил, и доложил в ОО КГБ. Мне пришлось потратить много моральных сил для того, чтобы доказать в особом отделе ТОФ на улице Алеутской во Владивостоке то, что у меня другое воспитание.(окончание следует..)
Немає коментарів:
Дописати коментар